Соревнования Древней Греции.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДРЕВНЕМ МИРЕ Введение Вопрос 1. Возникновение физической культуры и физического воспитания Вопрос 2. Особенности ФК в странах Древнего Востока Вопрос 3. Физическая культура и физическое воспитание в античном мире Тема 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США Введение Вопрос 1. Средние века - V - XIV вв. - рассматриваются как самостоятельная цивилизация Вопрос 2. Эпоха Возрождения. XV-XVI века Вопрос 3. Новое время. XVII-XVIII века Вопрос 4. Новое время. XIX в. Вопрос 5. На рубеже веков Вопрос 6. Возникновение международного спортивного движения Тема 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ Введение Вопрос 1. Осуществление модернизации и переход к новой системе Вопрос 2. XIX век
Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДРЕВНЕМ МИРЕ Введение
1. Возникновение физической культуры. ФК и ФВ в первобытном обществе. 2. Особенности физической культуры в странах Древнего Востока. 3. Физическая культура и физическое воспитание в античном мире. а) Древняя Греция, б) Древний Рим.
Вопрос 1. Возникновение физической культуры и физического воспитания
Возникновение ФК и ФВ относят к первобытному обществу на стадии позднего палеолита как составную часть антропосоциогенеза. ФК как составная часть общей культуры возникла в условиях первобытного общества. Объективные предпосылки - трудовая деятельность первобытного человека, потребности общества, и условия существования. Субъективные предпосылки - развитие мышления человека, формирование системы символов и знаков. Биологическая основа - потребность человека в двигательной деятельности.
ФК и ФВ в первобытном обществе.
Первобытное общество 2.000.000 лет до н.э. - 5.000 лет до н.э. Характерные особенности первобытного общества определяют и особенности физической культуры и физического воспитания в это время. 1) Отсутствие врожденных программ поведения, необходимость соперничать с природой → основные требования к человеку: выносливость, физическая сила, навыки добывания пищи → необходимость обучения, ФВ и закалки → их обязательность для всех членов сообщества. 2) Синкретичность, неразделенность сфер деятельности, мифологичность сознания → тесная связь ФВ с обрядами и прежде всего инициаций - обрядов посвящения, при переходе из одной возрастной группы в другую, где демонстрировалось и доказывалось владение ЗУНами и выносливость. 3) Жёсткая поло-возрастная иерархия общества → раздельное физическое воспитание мальчиков и девочек. 4) ФВ возникает и развивается как обучение навыкам охоты, собирательства, рыболовства, позднее земледелия и скотоводства → прикладной характер ФК и ФВ.
Древнейшей формой организации ФВ были игры.
Классификации игр: 1. По социальным функциям: а) воспроизводство трудового процесса, б) обучение навыкам, в) магический обряд.
2. По двигательным навыкам: а) манипуляционные - владение, манипулирование предметом, б) локомоционные - владение собственным телом, в) трофейные - владение навыками захвата и удержания предмета, г) социальные прежде всего иерархические - владение навыками совместной деятельности, доминирования и подчинения.
3. По характеру: а) натуралистический, б) символический, в) состязательный. (особенно наглядно изменение характера в единоборствах, например, в фехтовании)
Спортивные игры (вобрали признаки и элементы всех видов игр). Уже в родовом обществе игры и физические упражнения выделяются в самостоятельные виды деятельности, превращаясь в средство воспитания подрастающего поколения и развлечения взрослых (тренировка и самоутверждение).
Для ФК первобытного общества характерны: тесная и непосредственная связь с трудом, бытом и магией, бесклассовый характер, доступность и обязательность для всех членов рода или племени. Спорт как самостоятельная сфера деятельности отсутствует.
Вопрос 2. Особенности ФК в странах Древнего Востока
В IV - III тысячелетии до н.э. складываются древнейшие цивилизации. Рабовладельческие общества в отличие от первобытного не едины, раскалываются и сферы деятельности человека. Меняются социальные роли человека, меняются и требования к нему → ФК и ФВ, сохраняя прикладной характер - обучения, формирования навыков и закалки,- дифференцируются уже по социальному признаку. Особенности: 1) Разделение ФВ: а) военная подготовка: стрельба из лука, верховая езда, фехтование на мечах и т.п., сосредоточена в правящем (военном) сословии, целенаправленна и относительно систематизирована; б) трудовая подготовка: формирование трудовых навыков, сосредоточена в общинах и сохраняет традиционное содержание и методику. При этом культивируются именно военные упражнения, как наиболее престижные. 2) Сохраняется тесная связь с магией и обрядами, выделяются ритуальные игры (например, в Центральной Америке ритуальная игра в мяч). 3) Возникновение и развитие игр-развлечений. Имитация трудовой деятельности, военных действий; ролевые игры.
Вопрос 3. Физическая культура и физическое воспитание в античном мире
Древняя Греция. Цивилизация Древней Греции занимает особое место в истории ФК. (см.материалы по ИМЦ). ФК в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Почитание богов сопровождалось торжественными процессиями, состязаниями атлетов, а иногда и музыкантов. Особенно большое значение имели состязания атлетов, что связано с военным делом, т.к. войско представляло собою ополчение полноправных граждан полиса → обязательность ФК для всех мужчин полиса: гражданин = воин = атлет. Воинские потребности определяли культивировавшиеся виды: 1) бег: простой на короткую дистанцию:
- долгий на длинную дистанцию, - без вооружения, - в полном вооружении. 2) прыжки (в длину); 3) метание: диска: - копья, - дротиков. 4) борьба; 5) кулачный бой; 6) панкратион; 7) езда на колесницах и верховая езда; 8) плавание (Степень крайнего невежества: он не умеет ни читать, ни плавать); 9) стрельба из лука.
Древнейшие описания состязаний атлетов в "Илиаде" ок.3.600 лет назад как развлечение, демонстрация наилучших качеств личности, как обрядовые действия и в то же время все элементы спортивного состязания: правила, призы, конфликты и т.д. Прикладное (военное и магическое) назначение физического воспитания и физической культуры традиционно, но в Древней Греции была особенность, выделяющая её из других древних цивилизаций. Это система ценностей, в которую входили равноправие и справедливость, доблесть (мужество в сражении и в жизни), патриотизм (слава гражданина - это слава его города), умение умерять страсти рассудком и слава - общественное признание - как важнейшая социальная ориентация, цель жизни человека. → важно не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей, т.е. победить прилюдно и по правилам }→ появление спорта как особой сферы человеческой деятельности и создание особой сложной и многогранной системы физического воспитания и соревнований.
ФВ в Древней Греции. В целом: Общая система ФВ называлась гимнастикой (от греч. гимнос - обнажённый, т.к. занимались обнаженными) и включала: - палестрика - упражнения (пятиборья): бег, прыжки, метания, борьба, панкратион, плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игра в мяч; - орхестрика - танцевальные упражнения под музыку; - игры (в основном для детей) - с палкой, колесом, клюшкой, шаром и др. 2 метода применения: - гимнастика - общее физическое развитие; - агонистика - специальные тренировки к выступлениям.
Складывается 2 цивилизационных центра → 2 системы ФВ. 1) Спартанская система. ФВ как военно-физическая подготовка, цель - воспитание воина.
До 7 лет ребенок в семье и ответственность за его воспитание несут родители. С 7 до 17 лет занятия и жизнь в казармах. С 17 до 21 года физическая и военная подготовка в отрядах эфебов (юношей). Воспитатели-педономы назначаются и контролируются государством. Главная цель - не допускать слабости и изнеженности. → Суровые условия жизни, приучение к голоду, холоду, большим физическим нагрузкам. Основные виды: метания копья и диска, борьба и кулачный бой, бег и прыжки, военные игры, пляски и хоровое пение, необходимые для совершения обрядов и подбадривания в бою, охота на диких зверей, для всех возрастов + криптии (истребление рабов-илотов, военные, а по сути карательные операции) для эфебов. Система распространяется и на девочек.
2) Афинская система. ФВ как основа и часть гармонического воспитания гражданина. До 7 лет ребенок в семье. С 7 до 16 лет посещение мусической школы - обучение чтению, письму, счёту, музыке и пению (умственное воспитание). С 13 до 16 лет гимнастическая школа (физическое воспитание). С 16 до 18 занятия в гимнасии: физические упражнения + занятия философией, политикой, литературой; регулярное посещение гимнасия и постоянные физические упражнения и тренировки обязательны для всех граждан. С 18 до 20 лет занятия в отрядах эфебов - изучение военного дела, физическая подготовка, охрана границ. Виды - те же что и в Спарте, кроме криптий. На девочек система не распространяется.
Соревнования Древней Греции. В каждом полисе ежегодные игры в честь богов-покровителей. Всеэллинские: - в Олимпии - олимпийские игры, - в Дельфах – пифийские, - в Немее и около Коринфа – истмийские.
Олимпийские - самые значимые, раз в 4 года, с обязательным перемирием (настолько регулярны, что являлись основой отсчета времени - олимпиада - 4-хлетний перерыв между играми). Победители получали вначале ценные призы, потом венки (из ветвей священного дерева Аполлона лавра, отсюда лауреат), пальмовые ветви, право на сооружение статуи, занесение имени в особые списки т.е. славу. I олимпийские игры 776 г. до н.э. До II века до н.э. участвуют только свободнорожденные граждане, только мужчины. Каждый участник 10 месяцев готовился дома и 1 месяц в Олимпии (под контролем судей, решающих вопрос о допуске к участию). С XXXVII Олимпиады (632 г. до н.э.) участвуют дети. В начале бег на стадию (192 м.), позднее все виды. Запрещены в 394 г. н.э. как враждебные христианству.
Древний Рим. Римское общество начинает формироваться в VIII-VI веках до н.э. и просуществовало до IV в. н.э. Своеобразие римской цивилизации определяет и своеобразие ФК и ФВ.
Иные по сравнению с Древней Грецией ценности: патриотизм как подчинение личности интересам государства, мужество как дисциплинированность, обесцененность труда. Общество военизировано и специализированно, прагматично. ФВ проводится в школах, но более специализированно и не имеет такого формирующего личность значения. Основное внимание уделяется ФВ воинов: - бег, прыжки, скачки, лазанье, борьба, плавание - без одежды и в полном вооружении, пешие марши с грузом (40-60 фунтов) со скоростью 4 мили в час в течение светового дня, обращение с инструментом (топор, лопата и т.д.), тренировки постоянны и обязательны для всех, включая ветеранов.
И параллельно с этим формируется система состязаний как зрелищ. Соревнования по фехтованию, кулачному бою, борьбе, езде на колесницах (азарт, пари, состязаются профессионалы, зачастую рабы). Проводятся "Императорские игры", в которых участвуют, кроме атлетов, артисты, певцы, танцоры, музыканты. Особенностью римской культуры являются гладиаторские бои - поединки натуралистического характера с настоящим оружием, до смерти противника. Возникают как магические обряды жертвоприношения при погребениях и со временем развиваются в зрелище, сохраняя и даже усиливая кровавый характер. Известны с 264 г. до н.э., запрещены в 404 г.н.э. появляются профессиональные спортсмены, те для кого атлетическое состязание - труд, источник заработка. Но в Риме любой труд - удел раба → социальное положение спортсмена невысоко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|