Вопрос 1. Осуществление модернизации и переход к новой системе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Реформы, связанные с организацией и обучением в армии, просвещением и развитием наук, оказали влияние и на развитие ФК. Впервые в учебных заведениях было введено ФВ в качестве самостоятельного предмета. Наряду с системой ФВ господствующего класса развивается и ранее сложившаяся самобытная система ФВ трудового народа.
Народная ФК. Плавание, кулачный бой, катание на санях и лыжах, борьба, игры в мяч, свайку, бабки и городки. Кулачные бои в XVIII веке носят более организованный характер, складываются определенные правила. С 1726 государственная регламентация. Для катания строятся специальные горы. В Тверской и Новгородской губерниях распространены игры в ножной мяч. На Кавказе и Средней Азии – распространены верховая езда, стрельба из лука, национальная борьба. Сохраняется специфическая казачья подготовка - верховая езда, джигитовка, стрельба, борьба.
Дворянская ФК. Начиная с Петра I в школах и училищах ФВ прикладного характера. Навигацкая школа (1701г) - парусный и гребной спорт, плавание, фехтование. Частная гимназия Глюка (1703 г) - верховая езда, фехтование. Морская Академия (1715 г) - фехтование, плавание, парусный и гребной спорт. Требования к дворянину включали умения: верховой езды, фехтования и танцев → основные средства ФВ в учебных заведениях: фехтование (рапиры, эспадроны) и танцы. Издается специальная литература и открываются школы фехтования. В конце XVIII века приобретают популярность стрельба, плавание. Кроме этого в быту у дворян охота, игры в мяч и шашки.
Система военно-физической подготовки русской армии. С введением регулярной армии и флота формируется система ФВ. Упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, решительности, умения быстро выполнять приемы стрельбы и штыкового боя, совершать длительные марши, преодолевать водные и другие препятствия.
Основная форма: занятия в лагерях и двусторонние учения, муштр а и строевая подготовка. Система А.В.Суворова: основные средства физической тренировки - бег, прыжки, лазанье, переноска предметов и т.д.(Проверкой системы стал Итальянский поход - пеший марш в зной с полной выкладкой 80 км за 36 часов). Флот: бег по корабельным снастям (вантам и реям), гребля, плавание, парусное дело.
Теоретики: В.Н.Татищев (1686-1775). Классификация наук на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские. Нужные: домоводство, медицина, законоучение, фехтование и стрельба из пистолетов.
И.И.Бецкий (1704-1795). Требование закаливания, соблюдения правил гигиены, "забавы", способствующие физическому развитию детей, учет возрастных особенностей в процессе воспитания.
Н.И.Новиков (1774-1818). ФВ как часть общего воспитания. Важнейшие средства ФВ: подвижные игры, особенно с мячом, борьба, ходьба, умеренный бег, соблюдение режима питания и отдыха, активное применение физических упражнений наряду с разъяснением их пользы, русские народные танцы.
А.Н.Радищев (1749-1802). Требование всестороннего развития человека: сочетание умственного, физического и нравственного воспитания. ФВ: труд, игры, бег, метания, прыжки, верховая езда, стрельба, закаливание, выполнение правил гигиены, избегать излишеств в питании.
Вопрос 2. XIX век
В I половине XIX века продолжались процессы развития ФК и ФВ, заложенные в XVIII веке. Сохранялась сословная дифференциация.
Народные массы. Сохраняются традиционные формы и содержание ФВ.
В дворянском ФВ преобладали: - фехтование - выход учебных пособий 1843 и 1852 гг. - изложение техники и тактики фехтования, разработка и обоснование методики обучения:
- стрельба из пистолетов, - верховая езда, - плавание - 1827г школа плавания, - гребля и парусный спорт - 1846г в СПб открытие яхт-клуба, - охота, - игры в мяч, - шашки и шахматы, - танцы.
В армии: - фехтование - с 1830г введено в кадетских корпусах, - с 1838 г. введено в гвардейских полках, - гимнастика - обязательна во всей армии, 1850г "Правила для обучения войск гимнастике".
II половина XIX века стала в России эпохой модернизации и реформ, затронувших и ФК и ФВ. В крупных промышленных центрах России наибольшее развитие получили бокс, борьба, плавание, лыжный, конькобежный, парусный, гребной и велосипедный спорт. Новые клубы и кружки были более демократичными, чем появившиеся в I половине XIX века. 1860г - Петербургский речной яхт-клуб. 1860г - первая гребная гонка на Неве. 1867г - Московский речной яхт-клуб. 1886г - Свешников выиграл международные гонки на Темзе. 1890г - "Интернациональный приз" в Петербурге, победил Свешников. 1898г - образование Всероссийского союза гребных и парусных обществ и клубов.
1860г - С.-Петербург, лаун-теннисный кружок "Нева". 1868г - С.-Петербургский теннисный и крикетный клуб, теннисные клубы в Москве, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Воронеже, Саратове, Н.Новгороде, Таганроге и т.д.
1853-60гг - Петербургский шахматный клуб, в1862г - возрождение, но использовался для политической деятельности и был закрыт. 1870-е гг. - усиленное развитие шахмат. 1899г - в Москве Всероссийский шахматный турнир, победитель М.И. Чигорин.
1885г - Петербургский кружок тяжелой атлетики, (доктор Краевский). 1896г - тяжелоатлетическое общ-во "Геркулес", клуб "Санитас" (Лебедев), атлетические кружки и платные школы. 1897г - Всероссийский чемпионат по борьбе и поднятию тяжестей. 1889г - "Петербургский кружок любителей спорта" (Москвин) - легкая атлетика, футбол, плавание и др.виды спорта. 1897г - I официальные соревнования по легкой атлетике: бег, прыжки в длину и с шестом, толкание ядра, метания копья и диска, бег с препятствиями.
с 1895г - регулярные футбольные матчи. 1901г - Петербургская футбольная лига.
1883г - I соревнования велосипедистов, строительство велотреков (в Москве использовался Манеж).
1864г - Петербург, клуб конькобежцев. с 1881г - соревнования по конькобежному спорту и фигурному катанию.
1851г - Петербург "Императорский фехтовальный зал". 1860г - I соревнования на звание чемпиона России (эспадроны и рапиры).
1863г - Петербургское гимнастическое общество "Пальма". 1868г - Московское гимнастическое общество - турнерская система. 1883г - Москва "Русское гимнастическое общество" шведская и сокольская система. 1885г - Первое соревнование по гимнастике.
ФВ в школах. Осуществление школьной реформы привело к пересмотру и системы ФВ. Гимнастика и игры в гражданских учебных заведениях либо не предусматривались, либо считались необязательными. 1889г - "Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях" - определялись задачи ФВ, методика обучения, давался перечень физических упражнений. Гимнастику дополняли подвижные игры. К преподаванию привлекались офицеры и унтер-офицеры, т.к. физическая подготовка в армии имела б о льшие традиции и была лучше развита. В женских учебных заведениях - танцы (обязательный предмет)
Система военно-физической подготовки. Поражение в Крымской войне и военные реформы 1860-70-х годов имели большое и в целом прогрессивное значение для постановки боевой и физической подготовки войск. 1859г - "Правила для обучения гимнастике в войсках" – определена цель гимнастики: развитие у солдат физических и волевых качеств, приобретение навыков. Включают: бег, прыжки в высоту и в длину, с шестом, упражнения в равновесии на бревне, лазание по лестнице, шесту, канату, упражнения на коне и брусьях. - "Правила для обучения употребления в бою штыка". Т.о. гимнастика и штыковой бой стали основными дисциплинами обучения в армии. 1879г - "Наставление для обучения войск гимнастике" Оборудование гимнастических площадок и полосы препятствий Открытие учебно-гимнастических курсов для офицеров и унтер-офицеров.
Ведущую роль в формировании системы сыграли:
П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Разработал программу ФВ для военных гимназий и кадетских корпусов, готовивших офицерские кадры. Обосновал необходимость подбора упражнений в зависимости от профессии солдат и необходимость специальной физической подготовки войск. Классификация упражнений на общие, подготовительные и специально применяемые к военным занятиям. В физическую подготовку войск включал бег, прыжки, метания, борьбу, игры, упражнения на снарядах, плавание. Генерал А.Д. Бутовский (1838-1917). Разработка документов и программ по физической подготовке. Руководил курсами офицеров-воспитателей. Преподавал историю, теорию и методику физических упражнений. Делил упражнения на общеразвивающие и прикладные. Генерал М.И.Драгомиров (1830-1905). Рассматривал физическую подготовку как средство воспитания у солдат необходимых физических и морально-волевых качеств, различия в физической подготовке у пехотинцев, кавалеристов и артиллеристов. Гимнастика: бег, ходьба, прыжки, лазание, преодоление препятствий, штыковой бой. В штыковом бою использование подвижных чучел. Разработал тренировочную полосу по преодолению препятствий. Для кавалеристов - вольтижировка, гимнастика, упражнения с препятствиями и холодным оружием.
Развитие научно-теоретических основ ФВ. Во II половине XIX века вопросы воспитания в том числе и физического стояли очень остро и были предметом ожесточенных споров либералов, консерваторов и демократов (революционеров).
Н.Г.Чернышевский (1828-1889). Цель воспитания - гармоническое развитие человека. ФВ его составная часть, против искусственных средств и методов. Средства ФВ - бег, гребля, плавание, прыжки, метания, лазанье, катание на коньках и санях } полезны как для детей так и для взрослых. Особое значение вопросам гигиены.
Н.А.Добролюбов (1836-1861). ФВ в единстве с умственным и нравственным. "Нельзя назвать совершенно здоровым такой организм, в котором какая-нибудь сторона развивается в ущерб другой". Основные средства ФВ: народные игры и физические упражнения, которые наиболее эффективны при выработке трудовых и военных навыков. Выступал противником повсеместного и чрезмерного увлечения немецкой гимнастикой, противопоставляя ей народные виды физических упражнений в том числе и народов России (Киргизия, Башкирия).
Е.А.Покровский (1834-1895) детский врач, редактор журнала"Вестник воспитания". "Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России" (1884г) очень подробно описал быт русского народа, его игры и методы закаливания. В ФВ отдавал предпочтение народным играм, которые способствуют укреплению организма ребенка и воспитывают у него самостоятельность. Рекомендовал занятия греблей, плаванием, лыжным спортом. К гимнастике относился отрицательно, считая, что гимнастические упражнения не оказывают такого широкого воздействия на организм детей как игры.
Е.М. Дементьев (1850-1918) санитарный врач. "Гимнастика или игры", "ФВ юношества в отношении к современной системе школьного воспитания". Противник чрезмерного увлечения и насаждения немецкой и шведской гимнастик, пропагандировал широкое использование в практике ФВ детей народных игр и естественных упражнений. Опубликовал сборник игр, который способствовал развитию в России футбола, тенниса и хоккея. Солидарен с Покровским в отрицании гимнастики.
П.Ф. Лесгафт. Разработка основ теории развития человеческого организма, влияния естественной гимнастики на организм. 2 года изучал ФВ в Европе. Критиковал немецкую и шведскую системы за не научность и считал их вредными для школы. Создал свою систему ФВ: а) ФВ как составная часть гармонического развития, б) строгий учет возрастных и половых особенностей, в) основное средство - естественные упражнения: бег, прыжки, метания, борьба, игры, экскурсии и простые гимнастические упражнения, г) избегать показа физических упражнений, чтобы заставить тем самым учащихся анализировать свои движения, сравнивать и различать их между собой, д) процесс физического образования состоит из этапов обучения, физические упражнения используются в соответствии с задачами обучения и учетом возрастных особенностей детей, е) подготовка специалистов.
Воплощение: 1883г - "Санкт-Петербургское общество содействия физическому развитию учащейся молодежи" (экскурсии, прогулки, игры для детей). 1896г - Временные курсы для подготовления руководительниц физических упражнений и игр. 1905г - Высшая вольная школа по подготовке педагогов по физическому воспитанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|