Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утверждаю. Методические указания студентам. Тема занятия. Мотивация темы занятия. . План занятия.




Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой поликлинической терапии

и общей врачебной практики

______________проф. Зуйкова А. А.

«___»_____________20____г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

«Заболевания внутренних органов в общей врачебной практике. Хроническая сердечная недостаточность: определение, этиология, профилактика, клиника, диагностика, лечение, осложнения, показания для

госпитализации».

 

 

Дисциплина: общая врачебная практика

Факультет: лечебный

Курс: 6                                  

 

Автор: ассистент, кандидат медицинских наук Якунина Е. Н.


Тема занятия.

Заболевания внутренних органов в общей врачебной практике. Хроническая сердечная недостаточность: определение, этиология, профилактика, клиника, диагностика, лечение, осложнения, показания для госпитализации.

Цель занятия:

приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам диагностики, лечения, тактики ведения пациента с признаками хронической сердечной недостаточности, необходимые для профессиональной последующей деятельности врача общей практики (семейного врача).

В результате занятия студент должен знать:

ü этиологию и патогенез ХСН,

ü эпидемиологию ХСН в РФ,

ü принципы диагностики ХСН,

ü роль симптомов и объективных признаков в диагностике ХСН,

ü особенности клиники и течения ХСН,

ü классификацию ХСН,

ü принципы лечения ХСН,

ü показания для госпитализации при ХСН.

 

В результате занятия студент должен уметь:

ü провести расспрос и собрать анамнез у пациента с сердечной недостаточностью,

ü провести осмотр пациента с признаками ХСН,

ü составить план дальнейшего обследования пациента с ХСН,

ü оценить результаты дополнительных методов обследования,

ü поставить клинический диагноз,

ü назначить рациональную терапию,

ü определить медицинские показания к госпитализации больных с ХСН

ü выполнить мероприятия по медицинской реабилитации на постгоспитальном этапе больного с ХСН,

ü провести экспертизу нетрудоспособности больных с ХСН.

В результате занятия студент должен владеть:

ü методами общеклинического обследования больных,

ü интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики,

ü алгоритмом постановки предварительного диагноза, развернутого клинического диагноза,

ü методиками проведения физических нагрузок в форме ходьбы,

ü алгоритмом лечения больных с ХСН.

Мотивация темы занятия.

Обсуждение проблемы хронической сердечной недостаточности представляется важным в связи с необходимостью внедрения в повседневную практику четких критериев диагностики хронической сердечной недостаточности, строгих научно обоснованных подходов к выбору рациональной терапии, что позволит повысить эффективность и качество работы врача общей практики, сократить длительность временной нетрудоспособности и количество больных со стойкой утратой трудоспособности, своевременно предотвратить развитие осложнений.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ХСН.

2. Назовите основные патогенетические модели развития ХСН.

3. Назовите критерии постановки диагноза ХСН.

4. Определите роль симптомов и объективных признаков в диагностике ХСН.

5. Каковы критерии степени тяжести ХСН?

6. Составьте алгоритм постановки диагноза ХСН.

7. Назовите цели лечения ХСН.

8. Каковы немедикаментозные принципы лечения ХСН?

9. Назовите и охарактеризуйте основные препараты для медикаментозного лечения ХСН.

10. Какова тактика ведения больного при острой декомпенсации ХСН?

11. Назовите хирургические и электрофизиологические методы лечения ХСН.

12. Перечислите мероприятия по профилактике ХСН.

 

План занятия.

· Проведение тестового контроля исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы, и полученных на предшествующих дисциплинах и предыдущих темах данной дисциплины.

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала.

· Практическая работа студентов с детальным алгоритмом ее выполнения и оформления ее результатов. Обсуждение результатов.

Алгоритм проведения занятия

Ø Осмотр больных по теме занятия под руководством преподавателя.

Ø Клинический разбор больного по теме занятия (мультимедийная презентация).

Ø Выписка лекарственных препаратов в рецептах по ситуационным задачам.

Ø Определение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных нозологиях по теме занятия.

Ø Составление алгоритма неотложной помощи на догоспитальном этапе.

Ø Просмотр учебных видеофильмов по теме занятия.

Ø Отработка практических навыков в центре практической подготовки специалистов.

· Заслушивание рефератов, подготовленных студентами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия.

1. Психологическая реабилитация и создание школ амбулаторного наблюдения для больных ХСН.

2. Хирургические и механические методы лечения ХСН.

· Проведение тестового контроля для оценки полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу студентов по данной теме.

· Решение профессиональных задач по теме занятия.

1. Алгоритм разбора задачи.

1) Поставьте диагноз и обоснуйте его.

2) Назначьте план обследования.

3) Проведите дифференциальную диагностику.

4) Определите тактику ведения.

2. Пример оформления задачи.

Больная Ф., 69 лет жалуется на головные боли, головокружение, шум в ушах, повышенную утомляемость, одышку при незначительной физической нагрузке. Иногда беспокоят боли в области сердца и сердцебиение, особенно при эмоциональной и физической нагрузке.

Anamnesis morbi: страдает гипертонической болезнью около 15 лет. Отмечает повышение АД ло 180/110 мм рт. ст. Постоянно принимает кордипин ХЛ, при повышении АД - адельфан. Ухудшение самочувствия отмечает в течение последних 3-х месяцев, появилась одышка, утомляемость, иногда отеки на голенях.

Status praesens communis: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы и видимые слизистые чистые, бледные. В легких – дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД – 16 в мин. Тоны сердца – глухие, ритмичные, акцент II тона над аортой. Перкуторно: верхняя граница сердца – III межреберье, правая – на 1, 5 см кнаружи от правого края грудины, левая граница – на 2 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии. ЧСС – 72 удара в минуту. Пульс – 72 удара в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. АД (пр. рука) – 180/95 мм рт. ст, АД (лев. рука) – 175/90 мм рт. ст. При пальпации живот мягкий, безболезненный. Печень – по краю реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Симптом поколачивания в области почек отрицательный с обеих сторон. Стул, диурез – не нарушен. Пастозность стоп и голеней.

Общий анализ крови, общий анализ мочи: без патологии.

Биохимический анализ крови: глюкоза – 3, 8 ммоль/л, холестерин – 6, 8 ммоль/л, ХС ЛПНП-– 4, 7, протромбиновый индекс – 94%.

ЭКГ: представлена на рис.

Вопросы:

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2. Назовите предрасполагающие факторы к развитию данного заболевания.

3. Составьте план обследования больной.

4. Дайте заключение по ЭКГ.

5. Определите тактику ведения пациента.

6. Назначьте лечение.

7. Каковы сроки временной нетрудоспособности?

 

Ответы:

1. Артериальная гипертензия 3степени, ІІ стадии, риск ССО 4. ХСН I ст., I ФК.

2. Гипертоническая болезнь, неадекватная антигипертензивная терапия.

3. Эхо-КГ, СМАД, холтеровское мониторирование ЭКГ, определение натрий-уретического пептида, тест шестминутной ходьбы.

4. На ЭКГ ритм синусовый. ЭОС – отклонена влево. Умеренные изменения миокарда боковых отделов левого желудочка.

5. Лечение в амбулаторных условиях врачом общей практики, немедикаментозная и медикаментозная терапия.

6. Ингибиторы АПФ, b-адреноблокаторы, тиазидовые диуретики.

7. Экспертиза нетрудоспособности не проводилась, больная пенсионерка.

3. Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...