Утверждаю. Методические указания студентам. Тема занятия. Мотивация темы занятия. . План занятия.
Стр 1 из 30Следующая ⇒ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой поликлинической терапии и общей врачебной практики ______________проф. Зуйкова А. А. «___»_____________20____г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: «Заболевания внутренних органов в общей врачебной практике. Хроническая сердечная недостаточность: определение, этиология, профилактика, клиника, диагностика, лечение, осложнения, показания для госпитализации».
Дисциплина: общая врачебная практика Факультет: лечебный Курс: 6
Автор: ассистент, кандидат медицинских наук Якунина Е. Н. Тема занятия. Заболевания внутренних органов в общей врачебной практике. Хроническая сердечная недостаточность: определение, этиология, профилактика, клиника, диагностика, лечение, осложнения, показания для госпитализации. Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по вопросам диагностики, лечения, тактики ведения пациента с признаками хронической сердечной недостаточности, необходимые для профессиональной последующей деятельности врача общей практики (семейного врача). В результате занятия студент должен знать: ü этиологию и патогенез ХСН, ü эпидемиологию ХСН в РФ, ü принципы диагностики ХСН, ü роль симптомов и объективных признаков в диагностике ХСН, ü особенности клиники и течения ХСН,
ü классификацию ХСН, ü принципы лечения ХСН, ü показания для госпитализации при ХСН.
В результате занятия студент должен уметь: ü провести расспрос и собрать анамнез у пациента с сердечной недостаточностью, ü провести осмотр пациента с признаками ХСН, ü составить план дальнейшего обследования пациента с ХСН, ü оценить результаты дополнительных методов обследования, ü поставить клинический диагноз, ü назначить рациональную терапию, ü определить медицинские показания к госпитализации больных с ХСН ü выполнить мероприятия по медицинской реабилитации на постгоспитальном этапе больного с ХСН, ü провести экспертизу нетрудоспособности больных с ХСН. В результате занятия студент должен владеть: ü методами общеклинического обследования больных, ü интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, ü алгоритмом постановки предварительного диагноза, развернутого клинического диагноза, ü методиками проведения физических нагрузок в форме ходьбы, ü алгоритмом лечения больных с ХСН. Мотивация темы занятия. Обсуждение проблемы хронической сердечной недостаточности представляется важным в связи с необходимостью внедрения в повседневную практику четких критериев диагностики хронической сердечной недостаточности, строгих научно обоснованных подходов к выбору рациональной терапии, что позволит повысить эффективность и качество работы врача общей практики, сократить длительность временной нетрудоспособности и количество больных со стойкой утратой трудоспособности, своевременно предотвратить развитие осложнений. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение ХСН. 2. Назовите основные патогенетические модели развития ХСН. 3. Назовите критерии постановки диагноза ХСН.
4. Определите роль симптомов и объективных признаков в диагностике ХСН. 5. Каковы критерии степени тяжести ХСН? 6. Составьте алгоритм постановки диагноза ХСН. 7. Назовите цели лечения ХСН. 8. Каковы немедикаментозные принципы лечения ХСН? 9. Назовите и охарактеризуйте основные препараты для медикаментозного лечения ХСН. 10. Какова тактика ведения больного при острой декомпенсации ХСН? 11. Назовите хирургические и электрофизиологические методы лечения ХСН. 12. Перечислите мероприятия по профилактике ХСН.
План занятия. · Проведение тестового контроля исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы, и полученных на предшествующих дисциплинах и предыдущих темах данной дисциплины. · Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала. · Практическая работа студентов с детальным алгоритмом ее выполнения и оформления ее результатов. Обсуждение результатов. Алгоритм проведения занятия Ø Осмотр больных по теме занятия под руководством преподавателя. Ø Клинический разбор больного по теме занятия (мультимедийная презентация). Ø Выписка лекарственных препаратов в рецептах по ситуационным задачам. Ø Определение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных нозологиях по теме занятия. Ø Составление алгоритма неотложной помощи на догоспитальном этапе. Ø Просмотр учебных видеофильмов по теме занятия. Ø Отработка практических навыков в центре практической подготовки специалистов. · Заслушивание рефератов, подготовленных студентами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия. 1. Психологическая реабилитация и создание школ амбулаторного наблюдения для больных ХСН. 2. Хирургические и механические методы лечения ХСН. · Проведение тестового контроля для оценки полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу студентов по данной теме. · Решение профессиональных задач по теме занятия. 1. Алгоритм разбора задачи. 1) Поставьте диагноз и обоснуйте его. 2) Назначьте план обследования.
3) Проведите дифференциальную диагностику. 4) Определите тактику ведения. 2. Пример оформления задачи. Больная Ф., 69 лет жалуется на головные боли, головокружение, шум в ушах, повышенную утомляемость, одышку при незначительной физической нагрузке. Иногда беспокоят боли в области сердца и сердцебиение, особенно при эмоциональной и физической нагрузке. Anamnesis morbi: страдает гипертонической болезнью около 15 лет. Отмечает повышение АД ло 180/110 мм рт. ст. Постоянно принимает кордипин ХЛ, при повышении АД - адельфан. Ухудшение самочувствия отмечает в течение последних 3-х месяцев, появилась одышка, утомляемость, иногда отеки на голенях. Status praesens communis: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы и видимые слизистые чистые, бледные. В легких – дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД – 16 в мин. Тоны сердца – глухие, ритмичные, акцент II тона над аортой. Перкуторно: верхняя граница сердца – III межреберье, правая – на 1, 5 см кнаружи от правого края грудины, левая граница – на 2 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии. ЧСС – 72 удара в минуту. Пульс – 72 удара в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения. АД (пр. рука) – 180/95 мм рт. ст, АД (лев. рука) – 175/90 мм рт. ст. При пальпации живот мягкий, безболезненный. Печень – по краю реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Симптом поколачивания в области почек отрицательный с обеих сторон. Стул, диурез – не нарушен. Пастозность стоп и голеней. Общий анализ крови, общий анализ мочи: без патологии. Биохимический анализ крови: глюкоза – 3, 8 ммоль/л, холестерин – 6, 8 ммоль/л, ХС ЛПНП-– 4, 7, протромбиновый индекс – 94%. ЭКГ: представлена на рис. Вопросы: 1. Сформулируйте предварительный диагноз. 2. Назовите предрасполагающие факторы к развитию данного заболевания. 3. Составьте план обследования больной. 4. Дайте заключение по ЭКГ. 5. Определите тактику ведения пациента. 6. Назначьте лечение. 7. Каковы сроки временной нетрудоспособности?
Ответы: 1. Артериальная гипертензия 3степени, ІІ стадии, риск ССО 4. ХСН I ст., I ФК.
2. Гипертоническая болезнь, неадекватная антигипертензивная терапия. 3. Эхо-КГ, СМАД, холтеровское мониторирование ЭКГ, определение натрий-уретического пептида, тест шестминутной ходьбы. 4. На ЭКГ ритм синусовый. ЭОС – отклонена влево. Умеренные изменения миокарда боковых отделов левого желудочка. 5. Лечение в амбулаторных условиях врачом общей практики, немедикаментозная и медикаментозная терапия. 6. Ингибиторы АПФ, b-адреноблокаторы, тиазидовые диуретики. 7. Экспертиза нетрудоспособности не проводилась, больная пенсионерка. 3. Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|