Инфляция: определение и оценка, причины и последствия, экономическая политика снижения инфляции.
ИНФЛЯЦИЯ — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Методы оценки инфляции разнообразны и не зависят от вышеперечисленных причин. Наиболее распространен метод измерения с использованием индекса потребительских цен, расчет которого проводится в отношении базового периода. Однако в зависимости от преследуемых целей в ход идут разные индексы оценки уровня инфляции. Среди них выделяют: 1. индекс потребительских цен; 2. индекс цен производителей. Он представляет собой себестоимость производства, не учитывая дистрибуцию и налоги продаж. При этом значение PPI по времени опережает данные CPI. 3. индекс расхода проживания. Учитывает баланс роста расходов и повышения доходов. 4. дефлятор ВВП. Является изменением цены на группу одинаковых товаров. 5. Индекс Пааше. Показывает отношение текущего потребительского расхода к расходу на приобретение того же ассортимента в ценах базисного периода. 6. Индекс цены активов, который включает в себя акции, недвижимость и сумму заемного капитала. Обычно цены на активы растут гораздо быстрее стоимости денег и цен на потребительские товары, потому владельцы активов только богатеют вследствие инфляции. 7. Изменение курса валют и паритет покупательной способности валюты.
Можно выделить внешние и внутренние факторы инфляции. К внешним факторам относятся: - интернационализация хозяйственных связей, которая усиливает роль внешних факторов в развитии инфляции
- мировые экономические кризисы;
- состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика; Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить: - дефицит госбюджета. Если он покрывается займами центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, что ведет к инфляции; - расходы на военные цели.
- инфляционные ожидания. Население начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен; - кредитную экспансию – расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей народного хозяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег; - чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики
Рассмотрим две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса; 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег. Основной причиной инфляции спроса -увеличение денежной массы (предложения денег) Основными социально-экономическими последствиями инфляции являются: 1) несоразмерное распределение дохода между группами населения, сферами производства, регионами, государством, предприятиями и населением; 2) обесценение денежных накоплений населения и хозяйствующих субъектов, что приводит к возрастанию требований социальной поддержки со стороны правительства;
3) увеличение инфляционного налога на получателей фиксированных денежных доходов; 4) неравномерный рост цен; 5) искажение структуры потребительского спроса; 6) сокращение инвестиций в национальное хозяйство; 7) обесценение амортизационных фондов; 8) снижение покупательной способности национальной валюты; 9) социальное расслоение общества и обострение социальных противоречий Международная валютная система: структура, соглашения и участники. Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Структура МВФ
Высшим директивным органом МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами-членами МВФ. Исполнительный совет отвечает за ведение дел Фонда и в этих целях использует все полномочия, переданные ему Советом управляющих. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров и их заместителей, назначаемых или избираемых государствами-членами, и отвечает за текущий надзор, за работой МВФ в штаб-квартире Фонда В Совет управляющих входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждого из 186 государств-членов МВФ. Управляющим обычно является министр финансов государства-члена или глава его центрального банка. Имеется два комитета управляющих, которые представляют все государства-члены. Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) является консультативным органом, состоящим из 24 управляющих МВФ (или их заместителей) МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед ним по таким вопросам, как выполняемые Советом функции надзора за управлением международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы.
Комитет по развитию является совместным органом Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ; он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, Согласно Статьям соглашения, Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя Фонда. Директор-распорядитель назначается на пятилетний срок с возможностью повторного назначения на новый срок, назначает первого заместителя Директора-распорядителя и двух заместителей Директора-распорядителя для оказания управленческой поддержки, один из которых выполняет функцию председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя. Директор-распорядитель является руководителем штата сотрудников МВФ и ведет текущую работу МВФ под руководством Исполнительного совета. Он отвечает за все аспекты внутреннего управления и работу организации, а также ее внешние отношения и информационные связи. Три заместителя Директора-распорядителя разделяют между собой обязанности по надзору за отношениями МВФ с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности председателя на некоторых заседаниях Исполнительного совета и контролируют работу персонала в конкретных областях. Сотрудники МВФ назначаются Директором-распорядителем и несут ответственность только перед МВФ. Директор-распорядитель «уделяет должное внимание необходимости найма сотрудников на максимально возможной широкой географической основе». Кроме того, все сотрудники соблюдают высочайшие этические нормы поведения, отвечающие принципам честности, беспристрастности и конфиденциальности, согласно Кодексу поведения МВФ и его Правилам и положениям. Основными участниками валютного рынка являются:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|