Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По значению итогового результата хозяйствования.




Положительная прибыль (или собственно прибыль).

Отрицательная прибыль (убыток).

Часто используется термин валовая прибыль. Этот показатель зависит от объема продаж, прибыльности (разница между чистыми затратами и чистой продажной ценой) и системы мер по реализации. Валовая прибыль обеспечивает:

покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от товарооборота (объема продаж);

погашение всех долгов и займов;

выплату отчислений в пенсионный фонд;

уплату всех необходимых налогов или отчислений в государственный фонд социального страхования;

замену основных средств при их износе;

повышение расходов до того, как они окупятся при повышении продажной цены;

увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса;

выплату дивидендов.

На основе полученной абсолютной прибыли исчисляются относительные показатели рентабельности: рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность основного капитала; рентабельность собственного капитала; средняя норма рентабельности.

Важный показатель эффективности – объем продаж. Он отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффективности:

отношение объема продаж к активам;

отношение объема продаж к основному капиталу;

отношение объема продаж к оборотному капиталу;

отношение объема продаж к материально-производственным запасам;

доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;

отношение объема продаж к общему числу занятых.

Показатели, характеризующие фирму, необходимо анализировать в динамике, в сравнении.

Рассмотрим относительные показатели эффективности.

 

Рентабельность продаж (profit margin) определяется по формуле:

 

,

(5.1)

 

где Рпр – рентабельность продаж;

Потч – прибыль за отчетный период (год);

Vотч – объем продаж за отчетный период (год).

Рентабельность активов (total assets return) определяется по формуле;

 

,

(5.2)

 

где Ракт – рентабельность активов;

Потч – прибыль (чистая) за отчетный период;

Аотч – активы (итог баланса) на конец отчетного периода.

Рентабельность активов показывает эффективность использования инвестированного в имущество фирмы капитала – основного и оборотного. Низкий уровень рентабельности активов

 

Рентабельность основного капитала (fixed assets return) определяется по формуле:

 

,

(5.3)

 

где Росн. к – рентабельность основного капитала;

Потч – прибыль (чистая) за отчетный период;

Ок – основной капитал за вычетом амортизации на конец отчетного периода.

Чем выше величина этого показателя, тем эффективнее использование основных средств фирмы

Рентабельность собственного капитала (return on equity) свидетельствует об эффективности использования той части капитала, которая инвестирована в фирму за счет собственных источников финансирования, и рассчитывается по формуле:

 

,

(5.4)

 

где Рс.к. – рентабельность собственного капитала;

Потч – прибыль (чистая) за отчетный период;

Ск – собственный капитал (балансовая стоимость) на конец отчетного периода.

Показатель средней нормы рентабельности фирмы (rate of return) за определенный период времени рассчитывается по формуле:

 

,

(5.5)

где Рср – средняя норма рентабельности;

Пi – прибыль (чистая) за соответствующий год рассматриваемого периода;

Ai – балансовая стоимость активов за вычетом амортизации на конец каждого рассматриваемого периода;

N – число лет.

Отношение объема продаж к активам (sales to total assets ratio) характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы, а отношение объема продаж к основному капиталу (sales to fixed assets ratio) – эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Рост этих показателей свидетельствует о повышении эффективности операций фирмы или же отражает инфляционный рост цен. Все это может сочетаться со снижением рентабельности использования основного капитала и активов в целом.

Эти показатели дополняет отношение объема продаж к оборотному капиталу (sales to Отношение объема продаж к материально-производственным запасам (sales to inventory ratio), или коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, показывает число оборотов этих запасов в течение года. Снижение этого показателя означает снижение сбыта готовой продукции, затоваренность

.

Отношение объема продаж к общему числу занятых (sales to number of employees) характеризует выработку в расчете на одного занятого, т. е. показатель производительности труда

 

 

Содержание кредита и его функции. Сущность ссудного процента.

Кредит (лат. credit - он верит) - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой.


В развитом рыночном хозяйстве кредит выполняет следующие основные функции:

1) распределительную

2) замещения денег в обращении;

3) стимулирующую

4) контрольную.

Эти функции кредита тесно связаны между собой,


Экономическая роль кредита заключается в перераспределении стоимости на основе платности, строковости, обеспечения и возврата.

 

Перераспределительная функция кредита вытекает из самой сущности и роли кредитных отношений. Вследствие кредитного перераспределения ускоряется привлечение новых денежных средств в сферу хозяйствования. При реализации этой функции кредита перераспределяются как денежные средства, так и товарные ресурсы.


Функция замещения денег кредитными инструментами связана с антиципацийною свойством кредита, т.е. его способностью опережать во времени процесс накопления в товарной и денежной формах. Средства кредита - переводные векселя, чеки, кредитные карты и т.д.


Кредит содействует экономии издержек обращения путем замещения части денежного оборота кредитными средствами обращения. Изменяя объемы кредитных операций, банки (банковская система) могут влиять на динамику общей массы денег в обращении. При этом используются два возможных метода:

кредитная экспансия (расширение кредита)

кредитная рестрикция (сужения кредита).

 


Важное значение в условиях рыночной экономики имеет стимулювальна функция кредита. По своей экономической сущности процесс кредитования не может не стимулировать эффективное использование займа со стороны заемщика.

Кредитные отношения - это прежде всего имущественные отношения; за использования и возврата кредита заемщик отвечает имуществом и ценностями, что есть у него.

 

 

Контрольная функция кредита заключается в том, что в процессе кредитования осуществляется взаимный контроль (как кредитора, так и заемщика) за использованием и возвратом займа.

Контроль является частью общего механизма управления процессом кредитования.


Существует существенное отличие в выполнении контрольной функции кредита со стороны кредитора и со стороны заемщика. Кредитор имеет возможность осуществлять контроль как за объектом кредита (одолженные стоимости), так и за деятельностью заемщика. Заемщик не имеет возможности контролировать деятельность кредитора, он осуществляет контроль лишь за движением одолженной стоимости (т.е. контролирует лишь объект кредитных отношений).

 


Все функции кредита взаимосвязаны, их взаимодействие обеспечивает качественную устойчивость кредитных отношений.

Свободные денежные капиталы, высвобождающиеся у одних предприятий, корпораций и иных экономических субъектов и предназначенные для передачи во временное пользование другим, становятся ссудным капиталом. Движение ссудного капитала происходит на рынке ссудных капиталов. Деньги в качестве кредитных ресурсов имеют свою цену - ссудный процент.

Ссудный процент - это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом. Ссудный процент представляет собой доход на ссудный капитал, тем самым подчеркивается денежная природа процента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...