Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития физической культуры в России




ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура в высших учебных заведениях включена во все образовательные программы в качестве обязательной дисциплины в объеме 408 часов по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Однако, как показывает практика, еще не все вузы выполняют требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «физическая культура», особенно при подготовке специалистов по заочной форме обучения.

В учебных материалах по физической культуре, предназначенных, в первую очередь, для студентов заочной формы обучения, раскрывается содержание дидактических единиц государственного образовательного стандарта: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; основы здорового образа жизни; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания студентов; спорт, индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; особенности методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

В содержании учебных материалов отражены современные достижения науки, формирующие физическую культуру, ее понятийный аппарат и практическое использование в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Учебные материалы могут использоваться преподавателями кафедр физической культуры для подготовки к проведению теоретических занятий, а также студентами вузов для изучения теоретического раздела программы по физической культуре, который предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.

В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по циклу «общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», завершив изучение дисциплины «физическая культура» студент должен:

- понимать роль и значение физической культуры в развитии личности, в подготовке ее к жизни и профессиональной деятельности;

- знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

- иметь мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Основные понятия системы физической культуры

Понятие - одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, наиболее системно характеризующая существенные свойства различных явлений и предметов. Физическая культура, как и всякая учебная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий.

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

Спорт – составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации.

Физическое развитие - биологический процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств организма человека, происходящий под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания в процессе его индивидуальной и общественной жизни.

Физическое совершенство – исторически сложившийся уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.

Физическая подготовка – специализированный процесс физического воспитания, направленный на формирование готовности человека к определенному виду профессиональной деятельности.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки в овладении двигательными навыками и повышении уровня работоспособности организма, необходимыми для освоения или выполнения человеком определенного вида деятельности.

Основные этапы развития физической культуры в России

Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.

Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы. Первый письменный источник – первая русская летопись «Повесть временных лет» (начало XII в.). Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г.

В феодальной России, до реформы Петра I, решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью, катание на коньках и лыжах,, игры в мяч, городки и некоторые другие.

При Петре I в военных и некоторых гражданских учебных заведениях физическая культура стала обязательным предметом. Разработанная А.В. Суворовым система военно-физической подготовки русской армии была более прогрессивной, чем европейские системы.

В 19 веке научно обоснованная система физического образования П.Ф. Лесгафта не была поддержана правительством. Общий уровень развития физической культуры до 1917 года был низким и значительно отставал от европейских стран, но некоторые представители России выигрывали звание чемпионов мира и олимпийских игр. Николай Панин-Коломенкин в 1908 году стал олимпийским чемпионом по фигурному катанию. Иван Поддубный был шестикратным чемпионом мира по борьбе (с 1905 по 1910г.).

С 1917 года сфера физической культуры политизируется и подчиняется идее классовой борьбы. В Москве и Петрограде в 1919-1920 гг. создаются институты физической культуры. Партийные и профсоюзные организации проводят работу по развитию физкультурного движения, созданию спортивных обществ. В 1930 году в вузах вводится предмет «физическое воспитание». В 1931 году по инициативе комсомола вводится комплекс ГТО.

С 1930 г. в СССР работу по физической культуре и спорту на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах проводили коллективы физической культуры (КФК) или спортивные клубы (СК). В общественном сознании формируется имидж физической культуры как системы подготовки к труду и службе в армии.

В годы Великой Отечественной войны спортсмены активно участвовали в боях с фашистами. Из студентов институтов физической культуры создавались особые отряды для борьбы в тылу врага. В медицинских учреждениях лечебная физкультура применялась как эффективное средство реабилитации раненых.

В послевоенное время в 1948 году постановлением ЦК КПСС и Советского правительства ставилась задача завоевания советскими спортсменами мирового первенства по наиболее массовым видам спорта. С целью демонстрации преимуществ социалистического строя. С этого времени наметилась тенденция к обособлению спорта. Именно в спорт стали втягиваться лучшие научные и преподавательские кадры, материальные и финансовые ресурсы. Спортсмены добивались побед на престижных международных соревнованиях, но массовая физическая культура приходила в упадок и на рубеже 80 годов наступил ее кризис, породивший проблему здоровья нации.

Важной исторической вехой в развитии физической культуры и спорта является принятый в 1999 г. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и ее олимпийского движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...