Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индийская Аджанта. Пещерные храмы Эллоры




Индийская Аджанта

 

Пещеры Аджанты – это двадцать девять буддистских храмов в Индии, многие из которых построены во ІІ веке до н. э. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые лучшие шедевры буддистского искусства в Индии. Аджантские пещеры расположены в индийском штате Махараштра и, начиная с 1983 года, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эти пещеры были созданы из утеса, напоминающего подкову, вдоль реки Вагора. Они использовались буддистскими монахами в качестве молитвенных залов и даже монастырей в течение приблизительно девяти веков, после чего неожиданно были заброшены. Пещеры канули в небытие, пока вновь не были открыты в 1819 году.

Аджантские пещеры пронумерованы с востока на запад, от первой до двадцать девятой. Сегодня все сооружения соединены между собой одной террасой, но в древности к каждой из пещер вел отдельный ход от набережной. Со смотровой площадки на реке открывается великолепный вид на всю территорию Аджанты: естественная красота этой местности объясняет причину, по которой монахи выбрали именно эту область, спасаясь от преследования своей религии.

Здесь хранится большое количество шедевров буддистского искусства, причем Будда на них изображен исключительно в символической форме, в виде следов или трона. В других пещерах есть красочные статуи и фрески, изображающие жизнь (и прежние жизни) Будды. На стенах также изображены сцены из повседневной жизни, многие из которых содержат надписи о принцах и правителях.

Самые красивые пещеры Аджанты – первая и вторая. Пещера под первым номером – одна из последних, построенных здесь, поэтому она лучше всего сохранилась. В этой пещере находятся самые сложные резные фигурки на фасаде с дополнительными скульптурами на горных хребтах. По традиции присутствуют сцены из жизни Будды, так же как и большое количество других буддистских мотивов. Два портика, которые можно увидеть на фотографиях ХІХ века, с тех пор не сохранились. Размеры каждой внутренней стены зала – почти двенадцать метров в ширину и шесть метров в высоту. Колоннада образует вдоль стен просторные проходы.

Фасад второй пещеры кардинально отличается от фасада первой. Это можно заметить даже по резным фигуркам. Внутри же эта пещера, как и первая, укреплена большими столбами и красиво расписана: здесь есть много общего с другими пещерами Аджанты.

Картины и росписи есть на всех поверхностях пещеры кроме пола. В некоторых местах фрески были разрушены из‑ за вмешательства человека, поэтому сохранились лишь отдельные фрагменты. Этим фрескам присуща определенная уникальность – они неповторимы даже в рамках истории южноазиатского искусства.

Изучение пещер Аджанты продолжается и по сей день, ведь в их истории до сих пор довольно много загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полумраке; не раскрыт и секрет светящихся красок. Сегодня здесь открыт музей буддийского искусства.

Росписи Аджанты – это уникальная энциклопедия, где представлены все социальные слои тогдашнего индийского общества (от правителя до нищего). Здесь можно увидеть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о многих поворотных моментах ее истории. Люди, цветы, боги, животные смотрят из разных уголков Аджанты, о чем‑ то повествуют, чему‑ то поучают, что‑ то поют и танцуют и призывают всех присоединиться к празднику, под звуки природы уводя за собой в небесные дали. Это яркое послание древних буддистских мастеров словно пытается сказать: жизнь бесценна.

 

Пещерные храмы Эллоры

 

Комплекс пещерных храмов индийской Эллоры расположен в штате Махараштра, неподалеку от Аджанты, и включает в себя тридцать четыре храма, создававшихся на протяжении VIII–IX веков. Двенадцать из них – буддийские, пять – джайнские, а остальные – индуистские. К индуистской части ансамбля относится и громадный скальный храм Кайласанатха.

Создание древних пещерных храмов Эллоры принято относить к эпохе государства династии Раштракутов, в VIII веке объединивших под своим владычеством западные области Индии. Средневековые арабские историки называли империю Раштракутов в числе самых великих государств того времени наряду с Арабским халифатом, Китаем и Византией. Раштракуты были самой могущественной индийской династией. Около 750 года они начали на своих землях грандиозное строительство.

Ученые говорят о несомненном влиянии на внешний вид Эллоры более ранних пещерных храмов Аджанты. Однако природные особенности и веяния нового времени привели к созданию в Эллоре настоящего самобытного памятника, где главной стала каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры, созданные в начале VIII века, существенно отличаются от Аджанты своими размерами и более сложным расположением. В скалах пробиты длинные галереи, площадь некоторых залов достигает сорока квадратных метров. Стены залов обильно украшают каменные скульптуры и рельефы.

Главный пещерный храм Эллоры называется Тин Тхал. Это самый крупный подземный храм, когда‑ либо созданный в Индии. У него три этажа, и расположен он в глубине прямоугольного двора, очень напоминающего глубокий узкий колодец тридцать три на двадцать метров, войти в который можно через узкие ворота. Фасад храма довольно прост и аскетически суров. Он состоит из трех рядов квадратных колонн, которые опираются на монолитные платформы из скальной породы. Высота фасада составляет шестнадцать метров.

В святилище ведет неширокая каменная лестница. А когда человек попадает внутрь подземного храма, его взору открываются обширные залы с изваяниями буддийских божеств и мощными квадратными колоннами. Залы Тин Тхала поражают своими гигантскими размерами и суровыми формами. Ширина и протяженность достигает тридцати – сорока метров. Мрачное мистическое ощущение усиливается благодаря эффекту сгущающегося в глубине сумрака, в котором мерцают огромные каменные изваяния.

Такое же впечатление производят и другие пещерные святилища Эллоры. В храме Рамешвара каменная резьба и скульптурный рельеф господствуют практически на всей поверхности колонн и стен. Огромные настенные барельефы буквально обступают зрителя. Ужасные фантастические изваяния, вырубленные в скальной породе, производят особенно сильное, даже гипнотизирующее впечатление благодаря своей мощи и резкому контрасту света и тени.

Наружные стены храма Рамешвара украшены четырьмя колоннами и двумя полуколоннами с резными капителями и большими женскими фигурами‑ кариатидами, которые стоят по обе стороны колонн. Каменная резьба идет по всему фасаду пещерного храма, но ее вид только подчеркивает массивную тяжесть колонн.

В более поздних пещерных залах Эллоры мастерами были утрачены художественные достижения скульпторов предыдущей эпохи. Храмовый комплекс Эллоры был итогом древнеиндийской традиции возведения скальных храмов.

Центральное сооружение Эллоры – огромный скальный храм Кайласанатха. Довольно необычна сама идея подобного сказочного здания, которое возвышается среди окружающих его пещер. По своей мощи и размерам храм абсолютно уникален, и сравнить его можно разве что со скальными храмами Древнего Египта – храмом царицы Хатшепсут в Дейр‑ эль‑ Бахри, Абу‑ Симбелом. Величественное и неповторимое святилище Кайласанатха высечено целиком из монолитной скалы, изолированной от склонов невысоких гор тремя глубокими, до тридцати метров расселинами. Этот скальный массив обтесывался сверху донизу без применения строительных лесов. Сначала весь храм был покрыт белой штукатуркой и носил название Ранга Махал – «окрашенный дворец». Его яркий белоснежный силуэт четким пятном выделялся на фоне скал.

Создание Кайласанатхи длилось очень долго. Его начали при правителе Дантидурге из династии Раштракутов, а закончили уже при Кришнарадже I. Святилище возвышалось посредине вырубленного из скалы двора площадью пятьдесят восемь на пятьдесят один метр и более чем на тридцать три метра уходило в глубь скалы. Площадь же самого храма составляет пятьдесят пять на тридцать шесть метров.

Нижняя часть храма высечена в виде цоколя высотой восемь метров. В его середине расположены монументальные скульптуры слонов и львов высотой около трех метров. Они будто держат на своих спинах здание всего храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах животных, носит символический и мифологический характер, ведь мир, согласно древним легендам, стоит на трех слонах. Только вот слонов в Кайласанатхе гораздо больше.

Храм полностью покрыт каменной резьбой, выполненной с поистине виртуозным мастерством. Одно из самых интересных изображений на стенах храма Кайласанатха – это рельеф «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас». Это одно из самых динамичных и драматических произведений средневековой индийской скульптуры. Центральное событие рельефа – укрощение богом Шивой злого демона Раваны, стремящегося разрушить священную гору Кайлас, где обитает Шива. Этот сюжет олицетворяет столкновение сил добра и зла. Разъяренный демон, изображенный страшным многоголовым и многоруким существом, яростно беснуется, безуспешно пытаясь разрушить священную гору. К всемогущему Шиве испуганно прижалась его жена Парвати. Но все усилия демона не страшны Шиве: легким движением руки он усмиряет чудовище.

Не менее интересны и другие рельефы храма Кайласанатха: «Шива‑ победитель», «Похищение Ситы» и другие. Они исполнены настолько искусно и экспрессивно, что зритель не может оставаться просто наблюдателем, в какой‑ то момент его захватывает драматизм изображенных событий. Такое воздействие художественного образа на человека впервые проявляется в индийском искусстве только в Эллоре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...