Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Храм Солнца в Индии. Неолитические храмы Гебекли‑Тепе




Храм Солнца в Индии

 

Город в округе Пури в индийском штате Орисса – Конарак, – расположенный на самом берегу Бенгальского залива, приобрел мировую известность благодаря своему великолепному храму Солнца, созданному по приказу царя из династии Орисса в середине ХІІІ века. «Конарак» в переводе с санскрита означает «угол солнца».

Являясь одной из самых известных в Индии брахманистских святынь, это святилище хранит в своих стенах изображение загадочного бога солнца Арки, покровительствующего этому региону со времен его создания.

Святой и одновременно мистический храм Солнца является ценным хранилищем исторических данных, касающихся монаршей, социальной и религиозной жизни страны. Все эти хроники вырезаны в камне и зашифрованы.

Центральное здание святилища выполнено в форме гигантской колесницы, запряженной семеркой лошадей. Сама колесница стоит на двенадцати парах искусно вытесанных из камня колес, символизирующих промежутки времени. Храм также украшен скульптурами, иллюстрирующими сюжеты из Камасутры.

Главная башня Конарака ранее имела высоту семьдесят метров, теперь же от нее осталось только основание.

До сегодняшнего дня на территории когда‑ то громадного комплекса из двадцати двух храмов сохранилось только два второстепенных.

Храм, построенный во времена правления царя Нарасимхи І, изначально стоял на берегу моря, но за семь столетий вода отступила почти на три километра.

Ансамбль храма состоит из трех частей. Первой из них является танцевальный павильон, где храмовые танцовщицы исполняли свои ритуальные танцы. Крыша этого помещения давно обрушилась, но стены еще довольно крепки и очень красивы. Они покрыты горельефами со скульптурами танцующих девушек с музыкальными инструментами в руках. Две другие части храма соединены между собой. Это деул – святилище и джагамохана – зал для молящихся. Зал для молящихся хорошо сохранился. Его крышу поддерживают металлические балки, однако внутри помещение забито галькой и песком во избежание возможного обвала.

Перед храмом стоит каменная скульптура. Она представляет собой семь коней в прекрасной сбруе, символизирующих дни недели. Бoльшая часть скульптур и изображений здесь посвящена теме любви. Индийская мудрость говорит: «Желание – основа Вселенной, из желания возникло все живое». Каменный кружевной декор на стенах потрясает человеческое воображение. Его скульптурные группы демонстрируют любовные пары в эротических сценах. Святилище давно рухнуло, вокруг его останков стоят двухметровые каменные скульптуры слонов, лошадей и чудищ. Но самой выдающейся является каменная фигура стройного, молодого воина – бога солнца.

Да, авторы этого изумительного проекта доставили удовольствие и богам, и жрецам и даже обычным прихожанам.

Следует отметить, что огромный храм Солнца служил маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Европейские мореплаватели называли его Черной Пагодой.

 

Неолитические храмы Гебекли‑ Тепе

 

Гебекли‑ Тепе (в переводе с турецкого «Пузатый холм», известный также как «Пупочный холм», или «Пупочная гора») – это храмовый комплекс, расположенный в пятнадцати километрах к северо‑ востоку от города Шанлыурфа и в двух с половиной километра от деревни Оренджик на юго‑ востоке Турции. Он является одним из самых древних мегалитических сооружений в мире. Возраст этого архитектурного памятника составляет не менее двенадцати тысяч лет. Ориентировочно его рождение датируется по меньшей мере IX тысячелетием до н. э.

Гебекли‑ Тепе – это около двадцати сооружений круглой формы (концентрических окружностей), поверхность колонн которых покрыта рельефами.

Интересно, что данный комплекс был специально засыпан песком в VIII тысячелетии до н. э. Долгое время (девять с половиной тысяч лет) он был скрыт под холмом Гебекли‑ Тепе высотой около пятнадцати метров и диаметром около трехсот метров. Археологические находки в Гебекли‑ Тепе и Невалы‑ Чори кардинально изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.

О Гебекли‑ Тепе археологам было известно еще в начале 1960‑ х годов, однако его истинную значимость долго не могли выяснить. Американский археолог Петер Бенедикт предполагал, что под ним расположено кладбище византийской эпохи. С 1994 года раскопки и исследования здесь проводились стамбульским отделением Немецкого археологического института в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа под руководством Клауса Шмидта. Шмидт уже по виду камней, найденных на поверхности, сделал вывод, что это место – стоянка периода каменного века. Задолго до начала работ холм активно использовался местными земледельцами, которые вытаскивали мешающие им каменные блоки и складывали их в кучи или же засыпали землей. Археологи установили, что данный холм не мог образоваться естественным путем, и вскоре среди камней обнаружили подтверждение этому – Т‑ образные колонны с многочисленными следами стесаных рисунков.

Сегодня храмы Гебекли‑ Тепе – это древнейшие культовые сооружения. Их строительство длилось несколько тысячелетий.

Археологический комплекс состоит из трех основных слоев, которые археологи относят к эпохе неолита. В самом древнем третьем слое найдены монолитные трехметровые колонны, соединенные стенами из необработанного камня в виде округлой или овальной постройки. Подобные колонны были установлены и в центре сооружения. Полы здесь были из обожженного известняка, а вдоль стен были высечены низкие каменные скамьи. Кроме того, в святилище устанавливали скульптуры лис и кабанов. Всего вскрыто четыре таких сооружения, каждое диаметром от десяти до тридцати метров. По данным проведенных здесь геофизических исследований, в недрах холма существует еще шестнадцать таких сооружений. Камень добывали неподалеку, выламывая его с помощью каменных клиньев. В каменоломнях обнаружено несколько незаконченных колонн, длина которых достигает девяти метров.

Второй слой соответствует периоду 7500–6000 лет до н. э. В это время над засыпанными землей древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои сильно повреждены из‑ за выветривания и активного земледелия.

На колоннах храмов вырезаны животные и абстрактные пиктограммы. Эти знаки не могут быть системой письма, но при этом отражают общеупотребительные сакральные символы той культуры, известные другим неолитическим культурам. Среди легко узнаваемых изображений – быки, львы, кабаны, газели, лисы, змеи, паукообразные, насекомые, птицы (чаще всего водоплавающие и грифы). Изображения грифов связывают с похоронной особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение этим птицам (позже это было принято у огнепоклонников), а головы покойников отделяли от туловища и хранили как символы культа предков. Изображений человека представлено немного, среди них есть рисунок обезглавленного тела, которое окружили грифы. На Т‑ образных колоннах можно увидеть также изображения рук, возможно, символизирующих людей.

В храмах обнаружено множество кремневых артефактов (преимущественно это наконечники стрел и скребла), а также кости различных животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом и целью паломничества для людей, которые жили за сто и более километров. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, даже жертвоприношения. При храме постоянно жили несколько служителей культа.

Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли‑ Тепе пока носят исключительно предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на ограниченном участке (пять процентов) его территории. Археологи считают, что изучение этого места будет продолжаться еще не менее пятидесяти лет.

Так как комплекс возник еще до неолитической революции происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по‑ видимому, отнести к периоду после 9000 года до н. э. В то же время создание столь грандиозного сооружения требовало серьезных усилий большого количества людей, а также определенной социальной организации. Для мезолита это совершенно нехарактерно.

По приблизительным оценкам современных исследователей для изготовления и доставки колонн массой десять – двадцать тонн от каменоломни до места строительства, то есть на расстоянии до пятисот метров, при отсутствии тягловой силы животных требовались усилия пятисот человек. На самом деле некоторые колонны весят и пятьдесят тонн, поэтому людей нужно было еще больше. Есть мнения, что на таких работах использовали рабский труд, а это также нехарактерно для тогдашних сообществ собирателей и охотников. Подобные работы требовали планомерных усилий и наличия определенной социальной иерархии, в которой многие люди подчинялись одному военному или религиозному лидеру, и он потом должен был контролировать проведение ритуалов. В таком случае само существование храмового комплекса в такую далекую историческую эпоху говорит о социальном расслоении в очень ранний период развития неолитической культуры.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гебекли‑ Тепе утратил свое изначальное значение. Но при этом он не был просто забыт и покинут, чтобы со временем разрушиться из‑ за естественного процесса выветривания. Он был специально засыпан тремястами – пятьюстами кубометрами земли. Кем и почему это было сделано, до сих пор не выяснено. Можно только предположить, что после своеобразной «коммунистической» революции в соседнем неолитическом селении Чайоню население таким образом «похоронило» свои прежние верования и идеологию.

С точки зрения ученых Иванова и Гамкрелидзе (армянская гипотеза), Армянское нагорье было родиной всех ранних индоевропейских народов. К этой точке зрения довольно близка и анатолийская гипотеза, которая центром иррадиации индоевропейских языков считает запад Анатолии.

В 2010 году с места археологических раскопок была украдена стела с рельефами головы человека в верхней части и животного в нижней. После этого случая вход посторонних на место раскопокограничили.

Загадкой до сих пор остается и возраст данного сооружения. Споры ведутся именно вокруг цифры двенадцать тысяч лет. То есть мастера, построившие храмы Гебекли‑ Тепе, не знали ни письма, ни колеса, ни гончарного дела, ни тем более земледелия. Единственный промысел, которым они владели, была охота. Так как же эта слабо организованная полукочевая община смогла воздвигнуть нечто столь масштабное? К сожалению, на этот вопрос пока никто ответа не получил.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...