Трипольские «Иерихоны»
Западная Азия и Северо‑ Восточная Африка считаются колыбелью неолитической революции. Именно оттуда новые способы хозяйствования быстро распространились по всему Средиземноморью. Племена переселялись на огромные расстояния. Ученые считают, что древнее население нынешней Украины освоило мотыжное земледелие, скотоводство поначалу в Поднестровье и Побужье. А спустя какое‑ то время в библейской «обетованной земле», Палестине, выросли каменные стены старейшего из земных городов – Иерихона. Одним из главнейших достижений неолитической революции оказалось освоение металла. Сначала люди научились обрабатывать медь. Около семи тысяч лет назад, в пору расцвета медно‑ каменной працивилизации, началась эра самых ранних переселений народов. Некий пришлый народ, осев в Поднепровье, пять тысяч лет назад возвел здесь поразительные города трипольской археологической культуры. Правда, стены были не из камня, а из глины и дерева. На территории Киевщины и Черкасчины археологи открыли остатки двух‑ и даже трехэтажных домов, выстроенных впритык один к другому и расположенных концентрическими кругами или овалами. Эти поселения (ученые назвали их протогородами) занимали не меньшую площадь, чем современные крупные села или даже райцентры: Доброводы – двести пятьдесят гектаров; Майданецкое – двести семьдесят, Чичиркозовка – триста, Тальянки – четыреста пятьдесят гектаров (трипольские «мегаполисы» названы так же, как ближайшие к ним населенные пункты). Откуда же взялись в этих краях таинственные древние поселения? Кто их обживал?.. Свыше ста лет тому назад киевский археолог Викентий Хвойка к югу от Киева, близ села Триполье, раскопал остатки сгоревших сооружений на мощных глиняных фундаментах. Среди груды обломков обнаружились сотни образцов керамики причудливых форм, сосудов, расписанных затейливыми узорами. Были там и произведения искусства, например, статуэтки женщин с могучими бедрами, восседавших на крохотных креслах, были каменные, костяные, изредка – медные орудия труда, оружие.
Археолог сначала предположил, что нашел древние погребения. Ведь среди находок попадались человеческие кости. Но дальнейшие исследования раскопок показали: глиняные фундаменты принадлежали большим домам, в которых иногда совершались и захоронения останков священных жертв. Появлению великанов‑ протогородов предшествовал так называемый период раннего Триполья, начавшийся около 4000 года до н. э. Как же образовались эти «мегаполисы»?.. В жизни людей появились новшества, поистине целый ряд революционных прорывов. От бродяжничества и собирательства люди переходили к оседлости. Они строили в долговременных поселениях надежные жилища, начинали использовать одомашненных животных. В быту появились первые повозки, еще массивные и неуклюжие, но уже снабженные величайшим человеческим изобретением – колесами. При раскопках трипольских поселений находят глиняные образцы возов с колесиками, глиняные макеты домов в один или два этажа, порой даже с крошечными печами, предметами мебели и утвари. Одомашнивая быков, трипольцы использовали их как тягловую силу. В повозках люди могли преодолевать большие расстояния в поисках лучших мест для земледелия и пастбищ. Племена преодолевали горные хребты и большие реки, медленно, но уверенно покоряли обширные пространства плодородной Восточно‑ Европейской равнины с реками, богатыми рыбой. Однако трипольцы не слишком углублялись в леса – это была территория племен неолита. Ученые считают, что будущие градостроители пришли на земли нынешней Украины из‑ за реки Прут, из‑ за Карпатских гор. Их родина – Нижнее Подунавье, территория современной Румынии. Там культуру, аналогичную трипольской, называют Кукутени; она возникла несколько раньше, чем древнее Триполье А. Кукутенцы еще не приручили коней. Их повозки, волокуши и сани передвигались только с помощью быков.
Поначалу древнейшие трипольцы заселили территорию между Карпатами и Южным Бугом, при этом местное население неолитической буго‑ днестровской культуры ассимилировалось с ними. Лука‑ Врублевецкая на Днестре, Гайворон и Сабатиновка на Южном Буге – эти раннетрипольские поселения еще небольшие по площади, где‑ то около одного – полутора гектаров. Одноэтажные, с глиняными стенами и двускатными крышами дома иногда углублены в землю. Интересно, что тогда появляются круговые «улицы». Но с какой целью? Для защиты от возможных врагов? Для общественных или хозяйственных нужд? Пока это остается загадкой. Мотыжная обработка земли была достаточно примитивной. Земля быстро истощалась, а население в условиях оседлости росло быстрее, чем в условиях кочевой жизни. Люди были вынуждены искать новые угодья в верховьях Днестра и на Поднепровье. Это было время, названное археологами как Триполье В. Многолюдье вызвало рост поселений. Они уже занимали площадь от четырех до десяти гектаров (поселение у села Владимировки занимало шестьдесят гектаров). Дома были все еще одноэтажные, но уже многокомнатные, для больших семей. Круглая планировка селений стала типичной – для защиты от врагов города окружали валами и рвами. Трипольцы В уже лепили и обжигали красивую посуду с росписями, с орнаментами из желобков, заполненных органическими красками. Но эта керамика еще не достигла совершенства керамики более поздней. До расцвета культуры, как и до сооружения «мегаполисов», оставалось около тысячи лет. Трипольцы А имели не только каменные серпы и мотыги, но и примитивную соху – рало. У трипольцев В уже были и сохи, и гончарные мастерские с двухъярусными горнами для обжига посуды. Мастера обрабатывали медь способом холодной или горячей ковки. Но настоящая эпоха трипольского Возрождения, Триполье С I, – это начало III тысячелетия до н. э. Например, у села Карбуны в Молдавии был найден великолепный клад той поры, в котором насчитывалось более четырехсот медных предметов! Высокое Триполье знало уже и сплавы меди с серебром.
Вся жизнь трипольцев проходила в строгих и сложных ритуалах. Каждый дом был одновременно и храмом, где стояли алтари со статуэтками крутобедрых богинь плодородия, предшественниц Великой Матери античного мира. Возможно, и маленькие глиняные фигурки животных были не детскими игрушками, а домашними божествами. Особенно много лепили изображений быков и коров. На рисунках, украшающих сосуды, наряду с символами земли и небесных светил, есть и бык – сильное, выносливое животное. Одомашненный вол решительно изменил быт трипольцев, поразил их воображение и оттого «попал в боги» (вспомним египетского священного быка Аписа или Минотавра на Крите). Примечательно, что сложный орнамент на сосудах сводится к символам плодородия: прямые и косые черточки – падающий дождь, хоровод солнц и лун – календарь пахаря и жнеца; борозды, извивы священных змей (как и в иных цивилизациях, например китайской) воплощали животворную стихию воды. Сама форма горшков очень красноречива: плавно расширяющаяся форма подобна животу и бедрам плодовитых трипольских богинь, на бока посуды налеплены женские груди с сосками. Найдены были и общественные святилища, храмы. Так, в южнобугском поселении Сабатиновка II раскопано здание с жертвенником, с женскими статуэтками на тронах в виде быков, с креслом для жрицы (культ плодородия больше выделяет женское начало). В мировосприятии трипольцев оплодотворение женщины отождествлялось с посевом на поле, богиня – это кормилица‑ нива. Недаром к глине для статуэток примешивали зерна злаков. Женщина в ту пору возглавляла семью и дом, родство считалось по материнской линии. Похоже, что тогда в этих краях происходил один из первых демографических взрывов. Ныне археологи открыли следы тысяч больших и малых поселений той поры на просторах от Румынии до Центральной Украины. Их было, пожалуй, даже больше, чем теперь, а плотность населения немногим уступала нынешней. Итак, трипольцы стояли на пороге создания своеобразной и сильной цивилизации. Ведь современниками развитого Триполья были великие цивилизации Ближнего Востока, древнейшие государства – Шумер и Египет, возникшие на благодатных почвах Междуречья и нильской долины.
Конечно, огромную территорию трипольской культуры нельзя назвать государством или группой государств. Археологи выделили ряд зон, отличающихся по многим признакам, но письменности, обычной для возникновения цивилизации, не было; не было и присущего государствам воинственного патриархата, культа мужчины. В державах Востока он был царем и богом, а сами державы были военизированными. Трипольское же общество выглядит мирным, как и его религия, с культом женственности, природы и красоты. Одна из главных загадок Триполья – отсутствие захоронений. Известны только отдельные погребения под полами жилых домов или в ямах на территории поселений, вероятно ритуального характера. Их не так много, как это бывает в любых населенных пунктах. При раскопках однажды обнаружили громадный сосуд для сожжения тел умерших. Возможно, трипольцы пепел рассеивали по земле. Огонь, безусловно, был для них священен. Это угадывается и в узорах на керамике. Но главная загадка – судьба их поселений. Из выводов специалистов следует: все «мегаполисы» сжигали, но не во время вражеских нашествий или от досадных случайностей, а намеренно! Уходя, обитатели сжигали свой дом со всем скарбом. А переходили трипольцы на новые места достаточно регулярно, где‑ то каждые пятьдесят лет. Покидали селение, оставив в домах часть утвари – возможно, как жертву богам. Пеплом удобряли землю, чтобы как‑ то возместить Великой Матери ущерб, нанесенный за полсотни лет землепользования. А потом, на свежих пахотных грунтах и пастбищах, возводили новый «протогород». За Днепр они по каким‑ то причинам не выдвинулись (возможно, те территории населяли сильные враги). В конце концов, природная среда вокруг «мегаполисов» была безнадежно утеряна. Этап Триполья С I, высокого Возрождения, колоссов‑ городов бесславно закончился, перейдя в период медленного угасания – эпоху Триполья С II. Поздние трипольцы, обитавшие около 2500 года до н. э., снова строят небольшие поселения с тесными углубленными жилищами. При селениях уже появляются захоронения. Умерших хоронили в могилах, иногда их сжигали и сохраняли прах в урнах. Скромные потомки великих предков уже учились плавить бронзу, – наступала эпоха бронзы. И все же блеск и слава былого исчезли окончательно. У трипольцев появились сильные враги. Из Азии в южные степи Причерноморья пришли кочевники, оставившие погребения в ямах под курганами. Их называют представителями ямной культуры. Воинственные пастухи вытеснили мирных земледельцев. Трипольцы, наверное, так бы и ушли в небытие, если бы не раскопки экспедиции Викентия Хвойки.
К какому же этносу относились, на каком языке говорили эти таинственные люди, создавшие працивилизацию, существовавшую еще полторы тысячи лет назад? Среди исследователей высказываются самые невероятные предположения. Одни доказывают, что трипольцы создали теократическое государство, где правили вдохновляемые свыше жрецы‑ волхвы. Посланцы этой удивительной страны принесли другим народам, куда более отсталым, письменность, религию и ремесла. Некоторые исследователи считают древнейшие знаки – петроглифы на скалах юга Украины – трипольской клинописью, которая предшествовала цивилизации Шумера и вообще всего Междуречья. Третьи доказывают, что земли возле села Триполье были родиной людей‑ богов, подаривших миру все блага своей цивилизации. И, конечно, все предположения сходятся на том, что люди эти были прямыми этническими предками украинцев. Поскольку археология как наука возникла сравнительно недавно, впереди – новые открытия. А пока реконструкции внешности трипольцев, сделанные по черепам из позднего захоронения, показали, что некоторые мужчины принадлежали к средиземноморскому типу, а женщины – к восточноевропейскому. Еще находят в гигантской области распространения Триполья явных кавказцев, арменоидов. Их потомков, будущих обитателей Балкано‑ Дунайского региона, десятки веков спустя назовут фракийцами, иллирийцами, даками. Такие великие человеческие общности, как трипольская и более поздняя индоевропейская, складывались не на основе родства этнического, а благодаря близости уклада, обычаев, образа жизни разных племен. Но это уже исторические времена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|