Камни Ики. Личности. Тутанхамон
Камни Ики
Небольшой город Ика в Перу расположен в пустыне Наска на расстоянии пяти часов езды от Лимы. На первый взгляд, в нем нет ничего необычного. Но после посещения музея Кабреры, где хранятся таинственные камни Ики, открывается другой мир. В музее экспонируется более десяти тысяч камней разных размеров. Они имеют гладкую черную поверхность, на которой выгравированы различные рисунки. Эти камни намного тяжелее, чем обычные такого же размера. Доктор Хавьер Кабрера, собиравший и изучавший камни Ики в течение тридцати семи лет, получил первый небольшой камень в качестве подарка на день рождения. Удивленный его весом и узором, он начал собирать коллекцию этих камней. Евгения Кабрера, директор музея и дочь доктора Кабреры, сообщала, что ее отец провел анализ камней. Обнаружилось, что они представляют собой тип горной породы под названием андезит, на поверхность которой нанесен специальный слой, в результате чего камни стали черными и гладкими и, кроме того, – тяжелее. По мнению Кабреры, слой изначально был мягким, что позволило наносить на камни рисунки, а потом он затвердел. На камнях Ики изображены человеческие фигуры, растения, животные и абстрактные символы. Невероятно, но некоторые камни изображают сцены, похожие на современные: процессы переливания крови, пересадки органов и даже роды с помощью кесарева сечения. На некоторых камнях видны люди с телескопом, наблюдающие за созвездиями, планетами или кометами. На рисунках встречаются животные, похожие на коров, оленей и жирафов. Есть изображения трилобитов, вымерших рыб и других животных, которые нам неизвестны. Но самое удивительное то, что некоторые сценки изображают людей, которые охотятся на динозавров.
Доктор Дэннис Свифт, изучавший археологию в университете Нью‑ Мексико, в своей книге «Секреты камней Ики и линий Наски» привел доказательства того, что камни относятся к доколумбовой эпохе. Исходя из содержания изображений, некоторые исследователи считают, что камням – шестьдесят пять миллионов лет! Но тогда выходит, что в эпоху, когда еще не вымерли динозавры, существовали люди, которые смогли запечатлеть эти сцены. Скептики полагают, что камни – искусная подделка, созданная в наше время. Доктор Свифт с этим не соглашается, как довод приводя тот факт, что в 1960‑ х годах палеонтологи считали: динозавры не ходили с поднятыми хвостами, а волочили их по земле. Но ведь сценки изображают динозавров с поднятыми хвостами! Ученые считали, что камни не могли быть изготовлены людьми шестьдесят пять миллионов лет назад. Однако в ходе исследований было обнаружено, что динозавры действительно двигались, не касаясь хвостами земли. «Теперь мы знаем, что не палеонтологи были правы, а камни Ики», – утверждает Свифт. Доктор Кабрера рассматривал камни Ики как библиотеку, где каждый камень представляет собой книгу или страницу книги, документирующей историческое прошлое. Важные вещи рисовались на больших камнях, а менее важные сюжеты изображались на более мелких. Евгения Кабрера развивает точку зрения своего отца дальше: люди, которые создали камни, «стремились передать не просто рисунки определенных моментов, они использовали язык, основанный на рисунках». В рамках своего исследования доктор Кабрера пришел к выводу, что листья означают жизнь, а совокупность листьев – цивилизации. Что касается головных уборов, которые носят люди на рисунках, доктор Кабрера считал, что они символизировали интеллект, поэтому мудрецы были изображены в головных уборах.
Личности
Тутанхамон
Тутанхамон (ок. 1355–1337 гг. до н. э. ) – фараон XVIII династии египетских фараонов, правивший в 1332–1323 годах до н. э., стал одним из самых известных владык Древнего мира, прежде всего, благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным неразграбленным царским погребением. При этом фараоне были отменены религиозные реформы Эхнатона, которые потрясли все устои традиционного египетского общества, цивилизации и культуры. Считают, что благодаря этому Тутанхамон вошел в историю как важнейший деятель Древнего Египта. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации, когда в 1922 году открыли его гробницу, единственную из египетских царских усыпальниц, оставшуюся почти неразграбленной. Тутанхамон – последний фараон XVIII династии – был сыном Эхнатона, что окончательно установили радиологические исследования и ДНК‑ анализ мумий, выполненные в 2007–2009 годах. Воспитывался он еще в духе атонизма – культа бога солнца Атона, введенного в Египте Аменхотепом IV, – и первоначально был назван в честь нового бога страны. К власти Тутанхамон пришел в девятилетнем возрасте. Тронное имя фараона звучит так: Тутанхамон Хекаиунушема Небхепрура. Текст большой стелы, воздвигнутой от имени Тутанхамона в Карнаке на главном храме Амона, гласит, что фараон вернулся к культуре прежних богов и вернул жрецам Амона все их права. При Тутанхамоне состоялся резкий религиозный и политический поворот, но теперь он был ознаменован возрождением традиционной египетской культуры и возвращением фиванского жречества к управлению страной. Большинство же выходцев из военных и средних слоев, занимавших высокие позиции при Эхнатоне, сохранили свое влияние в государственных делах – жрецы и военные сумели, наконец, ужиться при царском дворе. Столица Эхнатона – Ахетатон была разрушена и предана забвению. Обнаружили ее наполеоновские войска, затем в XIX веке она была исследована. При Тутанхамоне столица номинально была возвращена в Фивы, однако фактически своей столицей он избрал Мемфис. В некрополе Саккара были сооружены многочисленные гробницы вельмож, среди них – усыпальницы военачальника Хоремхеба, казначея и архитектора Майа. Они привлекают внимание своей изящной рельефной декорировкой. В Фивах хорошо сохранилась гробница вельможи Хеви, бывшего в то время царским наместником Нубии. При Тутанхамоне под предводительством военачальника Хоремхеба впервые после крушения Египетской империи Тутмосидов были осуществлены успешные военные кампании в Нубию и близкие к Египту области Азии.
По приказу Тутанхамона, помимо реставрационных работ, во многих святилищах была завершена отделка процессионной колоннады Аменхотепа III в Луксорском храме, построен небольшой храм Хорона в Гизе. В Нубии при этом фараоне достроили гигантский храмовый комплекс Аменхотепа III в Солебе, возвели храм Амона в Кава и святилище самого обожествленного Тутанхамона в Фарасе. Заупокойный храм царя, украшенный красивейшими полихромными песчаниковыми колоссами, находился в Фивах неподалеку от Мединет‑ Абу. Храм был позже узурпирован преемниками царя – Эйе и Хоремхебом. Хоремхеб включал Тутанхамона в список еретиков и делал все, чтобы предать его имя забвению. Ранняя смерть фараона (умер он в восемнадцатилетнем возрасте) породила много легенд. Долгое время этот факт считали достаточным основанием для того, чтобы утверждать, что смерть была неестественной. Действительно, Тутанхамон мог быть убит по приказу собственного регента Эйе, который стал после смерти Тутанхамона новым фараоном. Но исследования, проведенные в 2005 году, показали, что Тутанхамон мог умереть вследствие травмы – открытого перелома ноги. Восьмого марта 2005 года ведущий египетский египтолог Захи Хавасс, руководивший исследованием, огласил результаты обследования мумии Тутанхамона. С помощью специального оборудования за пятнадцать минут было получено свыше тысячи семисот трехмерных изображений мумии. Они‑ то и развеяли большинство устоявшихся мнений относительно смерти юного фараона. Пролом в черепе, давший основания утверждать, что Тутанхамона убили, скорее всего, был результатом действий жрецов‑ парасхитов, обрабатывавших мумию. Были опровергнуты и результаты предыдущих рентгеновских исследований тела фараона, приписывающих ему тяжелую степень сколиоза. Несколько удлиненный череп фараона подтверждает его родственную связь с Эхнатоном. Таким образом, египетские специалисты, после консультаций с итальянскими и швейцарскими коллегами, пришли к выводу, что причиной смерти Тутанхамона стала гангрена, осложнившая травму. В качестве доказательства приводятся серьезные повреждения на левой бедренной кости, ранее приписывавшиеся неумелому обращению с мумией участников экспедиции Картера.
Недавно была выдвинута еще одна версия гибели Тутанхамона. Директор Общества исследования Египта Крис Наунтон утверждает, что фараон Тутанхамон, скорее всего, погиб на охоте. Правитель Египта был раздавлен колесницей. Этот вывод ученые сделали на основании компьютерного анализа повреждений мумии. Его провели при помощи компьютерной программы, моделирующей автомобильные аварии. Охотившийся фараон, очевидно, на полном скаку сорвался с колесницы и попал под колеса мчавшейся за ним второй колесницы. Об этом говорят сломанные ребра и таз, повреждения головы, а также отсутствующее сердце. Оно было очень сильно повреждено в результате наезда и поэтому его извлекли из тела. Разгадку странных ожогов на теле Тутанхамона удалось найти британским ученым. Они, очевидно, явились результатом поспешного бальзамирования. Ожоги появились уже в гробу. Похоже, это следствие химической реакции между бальзамирующими маслами, кислородом и льняной тканью, в которую было завернуто тело. Температура при реакции превысила двести градусов, и тело фараона слегка обгорело. До основательного осмотра мумии в 1968 году главной причиной смерти Тутанхамона считался туберкулез. Но на рентгеновских снимках, сделанных специалистами Ливерпульского университета под руководством профессора Рональда Харрисона, в задней части черепной коробки хорошо просматривались осколок решетчатой кости и уплотнение костной ткани, – они могли образоваться в результате удара по голове. Обнаруженные позднее мелкие переломы и трещины тонких костей над глазницами Тутанхамона были последствием удара головы о землю. Не последнее место среди всех версий смерти Тутанхамона занимают версии насильственной смерти. Любители детективов, несмотря на изрядный срок, миновавший после его смерти, даже составили список основных подозреваемых. Среди них главный финансист Египта, жена фараона, первый министр двора и главный полководец.
Что касается «финансовой» версии гибели фараона, то исследователи считают, что министр финансов Май по роду службы часто встречался с царем и во время одного из совещаний вполне мог ударить его по голове или сильно толкнуть. Однако мотивов для этого у него не было. О том, что горе Мая в связи со смертью фараона было искренним, свидетельствуют и надписи на его подарках по случаю похорон. Вскоре после похорон в гробницу проникли грабители, и тогда Май приложил все усилия, чтобы вернуть украденное, казнить воров и заново опечатать склеп. А вот как обстояли дела с царицей Анхесенамон. Из всех подозреваемых она проводила с Тутанхамоном больше всего времени. Были у нее и мотивы. Анхесенамон была дочерью Эхнатона от главной жены и поэтому имела на корону больше прав, чем Тутанхамон. В истории Египта известны случаи, когда страной правили женщины. Царица могла ненавидеть мужа и по другой причине. В гробнице нашли два забальзамированных зародыша девочек. Других детей у Тутанхамона и Анхесенамон не было. О проблемах со здоровьем Анхесенамон ничего не известно, но можно предположить, что в отсутствии потомства был виноват Тутанхамон. Царица наверняка мечтала о детях, и, конечно же, она могла желать здорового мужа. Однако и эта версия маловероятна. В пользу невиновности Анхесенамон говорит то, что она была сестрой Тутанхамона, знала его с детства и искренне любила его. Это становится вполне очевидным, когда смотришь на изображения фресок. Но самым главным доказательством невиновности царицы является то, что следующим правителем Египта после смерти Тутанхамона стала не она, а ее дед Эйе. Поэтому можно предположить, что именно главный министр двора Эйе, ослепленный жаждой власти, и убил юного царя. Он был главным советником царя и проводил с ним наедине много времени. Министр был нецарского происхождения, и единственным законным путем получения короны для него была женитьба на Анхесенамон. Браки родственников в Древнем Египте считались обычным делом. Стала ли Анхесенамон женой Эйе, у которого уже была супруга? Возможно, стала. В одном из берлинских музеев хранится найденное в 1931 году кольцо, на орнаментальных завитках которого вырезаны имена Эйе и Анхесенамон. Больше все же мотивов избавиться от Тутанхамона, как пишет Наум Митин, было у главнокомандующего Хоремхеба. Человек низкого происхождения, он отличался большим честолюбием, сделал головокружительную карьеру при миролюбивом Эхнатоне и к моменту восшествия на престол Тутанхамона был третьим после царя и Эйе человеком в Египте. Он мог реально претендовать на власть, при этом к тому же опираясь на верные ему войска. Хоремхеб не только регулярно докладывал Тутанхамону о ходе военных действий и состоянии армии, но и учил его охоте и искусству управления колесницей. Удобнее всего организовать «несчастный случай» можно было на охоте. Может быть, это и объясняет то странное обстоятельство, что на мумию Тутанхамона вылили очень много мазей. Если он умер не в своих покоях, а где‑ нибудь в дороге или на охоте, то его тело начало бы разлагаться, прежде чем Хоремхеб привез его во дворец. Это объяснение вполне соответствует версии о гибели под колесами колесницы. Но если убийцей был Хоремхеб, то почему фараоном стал Эйе? Не переиграл ли опытный министр не очень искушенного в интригах воина? Вместо того чтобы бороться за престол, Хоремхебу пришлось отражать нападение хеттов. После того как Анхесенамон назвала своим соправителем Эйе, полководец понял, что проиграл. Отразив нападение внешних врагов, он вернулся в столицу, присягнул новому фараону и принялся ждать. Ждать ему пришлось недолго. На престол Эйе взошел в шестьдесят лет, по тем временам глубоким стариком. Через четыре года он умер. После его смерти Хоремхеб стал правителем Верхнего и Нижнего Египта и основал XIX династию. Чтобы его не называли узурпатором, он женился на младшей сестре царицы Нефертити – Мутнеджмет и после захвата власти начал методично уничтожать все, что было связано с именами предшественников: Эхнатона, Тутанхамона и Эйе. Вот почему их имен нет в списках царей. Его поведение напоминает действия преступника, пытающегося замести следы. Еще одно косвенное доказательство вины Хоремхеба можно найти в гробнице Тутанхамона. После похорон в нее сложили подарки от всех придворных, за исключением главного военачальника. В Древнем Египте, где смерть по своему значению не уступала жизни, такой поступок считался проявлением крайнего неуважения к покойнику. Есть еще одна версия гибели фараона – его эпилепсия. Британский хирург Хутан Ашрафян из Имперского колледжа Лондона считает, что фараон Тутанхамон, так же как и его непосредственные предки, умер от генетического заболевания. Все они скончались молодыми и все отличались женоподобным телосложением: широкими бедрами и большой грудью, причем каждый фараон умирал чуть раньше своего предшественника, а это позволяет сделать вывод о наследственной болезни. Ашрафян полагает, что Тутанхамон и его непосредственные предки умерли от височной эпилепсии, а эта форма эпилепсии является наследственной. Версий смерти Тутанхамона много, но вряд ли сегодня, через три тысячи триста лет, можно быть уверенным в какой‑ то одной из них. Гробница Тутанхамона расположена в Долине царей и была обнаружена двумя англичанами – египтологом Говардом Картером и археологом‑ любителем лордом Карнарвоном. Несмотря на то что гробницу воры вскрывали дважды, в ней сохранились многочисленные украшения, а также саркофаг с мумифицированным телом фараона. В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала ХХ века. «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». Эти слова принадлежат Говарду Картеру. Высказывались даже сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается как величайшее событие в истории археологии. Четвертого ноября 1922 года был расчищен вход в гробницу, у входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет ееотносительную сохранность), причем печати на дверях оказались нетронутыми. Двадцать пятого ноября рабочие взломали каменную дверь. Перед ними открылся наклонный коридор длиной около десяти метров, который заканчивался еще одной дверью. Двадцать шестого ноября 1922 года Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу. Грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в нее еще во времена ХХ династии. Шестнадцатого февраля 1923 года после длительных раскопок Картер наконец спустился в погребальную камеру гробницы, где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребенных с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства. Как утверждают исследователи К. Брукнер, И. С. Коростовцев и др., вход в комнату преграждала черная статуя бога‑ шакала Анубиса, которая возглавляла все похоронные обряды и обеспечивала посмертный покой усопшего. Изваянная из дерева и окрашенная черной смолой, настороженная фигура Анубиса с вытянутыми передними лапами распростерлась на позолоченной ковчегообразной подставке, стоявшей на носилках. Его туловище скрывало льняное покрывало, подвязанное под шеей. На покрывале есть дата – «7‑ й год правления Эхнатона». Внутри постамента находились всевозможные символы – фигуры, напоминающие начертания иероглифов, связанных с культом мертвых, статуэтки богов, а также ритуальные воротники. У ног Анубиса лежала палетка для письма из слоновой кости, «письменный прибор» древних египтян, по всей видимости, брошенная здесь грабителями. В шести вырезанных в ней овальных чашечках видны были следы разноцветных красок. Четкими изящными иероглифами вырезан текст: «Царская дочь Меритатон, возлюбленная и рожденная великой женой фараона Нефер‑ Неферу‑ Нефертити». Форма написания имени Нефертити показывает, что палетка была, видимо, изготовлена между шестым и восьмым годом правления Эхнатона. Старшая его дочь Меритатон, супруга Сменхкара, рано овдовела. Палетка является еще одним доказательством родственных связей Тутанхамона с семьей царя‑ реформатора: Меритатон, его сводная сестра или племянница, возможно, подарила ему эту изящную вещицу с надписью, которая свидетельствует о том, что дочерей фараона обучали грамоте. За Анубисом, также обернутая в покровы, стояла голова священной коровы Мехурет – одно из воплощений богини Хатор, владычицы обители мертвых. Голова покрыта позолотой, рога сделаны из меди, а подставка была черной. Она олицетворяла подземное царство, откуда поднимается Мехурет, освещенная на закате прощальными лучами солнца. Как в погребальном покое, так и в центре сокровищницы возвышался большой ковчег с канонами, которые опирались на поставленные по углам столбы. Длина ковчега – 1, 5 метра, ширина – 1, 2 метра и высота – 1, 95 метра. До потолка оставалось, таким образом, всего лишь 0, 35 метра. Его плоская крыша была обшита золотом, а карниз венчали ряды инкрустированных уреев с солнечными дисками на головах. Под крышей находился собственно ковчег, весь позолоченный и завершающийся наверху фризом из таких же уреев. Со всех четырех сторон, широко раскинув руки, как бы обнимая его, стояли позолоченные статуэтки богинь‑ хранительниц. Внутри деревянного ковчега помещался высеченный из одного куска алебастровый ковчег, поставленный на позолоченные деревянные носилки с серебряными ручками, предназначенный для сосудов с внутренними органами фараона, которые вынимались при бальзамировании, – так называемых каноп. Канопы в гробнице Тутанхамона заменили углублениями – отделениями, которые делили алебастровый ящик на четыре части. Они были закрыты крышками из чуть желтоватого алебастра в виде головы Тутанхамона. Глаза, брови обведены черной краской, что придает этим портретам необыкновенную живость. По всей видимости, они вышли из мастерской незаурядного художника. Внутренности, спеленутые в виде мумий, уложили в маленькие золотые саркофаги, которые напоминали по украшающим их орнаментам, выполненным в технике перегородчатой эмали, второй антропоидный гроб из ковчегов погребального покоя. Каждый орган и соответственно каждое из четырех отделений, в которых они находились, посвящались одному из четырех духов, именуемых сыновьями бога Гора, а они, в свою очередь, опекались четырьмя богинями‑ хранительницами. Поэтому внутри гробиков начертаны обращенные к ним моления. По углам алебастрового ковчега горельефом изображены богини‑ хранительницы с распростертыми руками, а на каждой стороне его начертаны магические формулы. Проложенные через золотые скобы шнуры с печатями царского некрополя, прикреплявшие крышку, оказались нетронутыми. Грабители не могли подступиться к ковчегу. У южной стены сокровищницы громоздились двадцать два черных ларца. В каждом из них находились одна или несколько статуэток фараона либо различных богов. Изображений Тутанхамона было семь – все деревянные и покрыты листовым золотом. Первая статуэтка изображает царя в короне Нижнего Египта с посохом в одной руке и плетью – в другой, парная – в короне Верхнего Египта. Вторая статуэтка представляет Тутанхамона также в короне Нижнего Египта в челне из папируса (на это указывает зеленый цвет окраски) с копьем, которое он занес, чтобы поразить врага – гигантского бегемота или крокодила – врагов бога Ра или Осириса. Сам Тутанхамон здесь олицетворяет солнечного бога‑ сокола Гора. Третья статуэтка представляет Тутанхамона стоящим на пантере с плетью и посохом в руках. Таких статуэток обнаружено две. Они связаны с какими‑ то неясными для нас мифологическими представлениями. Эти изображения, видимо, показывают фараона в его различных ипостасях в загробном мире. Они интересны не только для уяснения представлений египтян о «стране Запада» – Аменти, где, как они считали, находилась обитель мертвых, но и как замечательные произведения искусства, воплотившие лучшие традиции искусства периода Амарны. Флотилия моделей судов всех размеров, типов и форм частично размещалась на черных ящиках со статуэтками, частично лежала у северной стены, куда была свалена грабителями. Еще несколько судов впоследствии были найдены в кладовой. Здесь также были баржи для сопровождения бога солнца Ра, когда он совершает свой ежедневный путь по небосводу, лодки для охоты на речных зверей и болотную дичь, суда для переправы через воды подземного мира. Модели сделаны весьма тщательно и воспроизводят все детали настоящих судов. Ладья по обводам и окраске несколько напоминает парусник и имеет два больших кормовых рулевых весла. Посредине палубы находится нечто вроде каюты или надстройки. По всей видимости, на таком судне усопший должен был совершать поездки в Абидос, центр культа Осириса, но, возможно, оно предназначалось для перевозки покойного на западный берег Нила, где находился некрополь. С культом умершего и воскресшего бога Осириса – божества прорастающих хлебных злаков, с которым сопоставляли покойника, дабы он пробудился к новой жизни, – связан еще один предмет, найденный в углу помещения. Вырезанная по фигуре этого бога доска была выдолблена и заполнена илом с посеянным в нем зерном. Подобно тому как оно прорастает, должен был воскреснуть и умерший. В усыпальнице также находились модель ручной мельницы и два сита для процеживания пива – обычного напитка древних египтян, а также модель житницы, закрома которой заполняло зерно. У северной стены сокровищницы разместили ларцы с драгоценностями и окрашенные белой краской сундуки. Здесь больше всего похозяйничали грабители. Они сломали печати, вскрыли сундуки и шкатулки, наиболее ценные вещи похитили, а остальное разбросали. Из шести ларцов у северной стены четыре были изготовлены настоящими художниками‑ виртуозами. Мозаичный узор одного из них составлен примерно из сорока пяти тысяч элементов. На крышке первого ларца, отделанного слоновой костью черным деревом и расцвеченного инкрустацией, была табличка с надписью: «Золотые украшения шествия в опочивальне Небхепрура (Тутанхамона)». Под «опочивальней», очевидно, следует понимать «гробницу». В этом ларце оказались лишь кое‑ какие мелкие украшения, а все наиболее ценное было похищено. Другому ларцу придана необычная овальная форма в виде картуша. На золотой крышке, также представляющей собой огромный картуш, крупными иероглифами, инкрустированными слоновой костью и черным деревом, вписаны имена Тутанхамона. Надпись с выгравированными на боках ларца именами и титулами фараона опоясывала его тремя полосами. Этот ларец также опустошен грабителями. В нем остались только обломки ювелирных украшений и несколько скипетров. В остальных ларцах не оказалось почти ничего из того, что наполняло их раньше. В них были либо вещи, явно хранившиеся прежде в других сундуках, либо то, что не прельстило воров. Только по табличкам с надписями на некоторых сундуках и шкатулках можно было судить о содержавшемся в них первоначально. Так узнали, что украдено шестнадцать золотых или серебряных сосудов для притираний, золотые кольца, какие‑ то золотые украшения и другие ценные предметы – всего до шестидесяти процентов содержимого ларцов. Несколько серег, нагрудных украшений, ожерелье и кольцо – вот все, что осталось от ювелирных украшений. То немногое, что сохранилось, тем не менее, достоверно иллюстрирует совершенство техники древних мастеров, их изощренный вкус и изобретательность. Композиция этих украшений обычно связана с государственным культом различных богов – прежде всего бога солнца Ра и бога луны, мудрости, письма и счета Тота в их многообразных ипостасях и символах. Им египтяне придавали какой‑ то ритуальный или магический смысл. По всей видимости, они должны были ограждать фараона от действия враждебных сил или сопоставлять его с тем или иным божеством, как, например, массивная золотая подвеска на широкой, тоже массивной цепи. Подвеска представляет собой солнечную ладью, на которой находится большой скарабей с диском солнца на голове. По краям ладьи красовались два урея, также увенчанные солнечными дисками. Между скарабеем и уреями стоят иероглифы, обозначающие «жизнь», «постоянство», «красота». Звенья цепи составлены из скарабеев, перемежающихся с солнечными дисками и изображениями двух уреев. Завершается она фигурками двух коршунов. Застежка сделана в виде двух уреев. И подвеска, и цепь богато и пестро расцвечены камнями – лазуритом, сердоликом, бирюзой, полевым шпатом, а также разноцветной смальтой. Еще на одной массивной подвеске в центре композиции помещен сделанный из халцедона большой скарабей с распростертыми крыльями и лапами коршуна, которыми он сжимает иероглиф, обозначающий «вечность», и букет цветов. На крылья опирается ладья Тота с помещенным в ней символом этого бога – «левым глазом» – и двумя уреями по бокам. Над ними – лунный диск с изображением царя, стоящего между богами Тотом и Гором. Внизу прикреплены небольшие подвески в форме цветов и бутонов лотоса, разделенных голубыми кружочками. Золотые серьги в виде утки с распростертыми крыльями, украшенные полудрагоценными камнями и цветной смальтой и выполненные техникой перегородчатой эмали, Тутанхамон, вероятно, просто носил в детстве. Как показало обследование мумии фараона, его уши были проколоты. Были среди оставленных ворами украшений еще одни серьги – жесткие, оплошные и с подвесками, а также ожерелья‑ воротники из бус и нагрудники‑ пекторали, похожие на те, что нашли на мумии Тутанхамона. Но наиболее интересны царские регалии – два скипетра в виде крюков (изображающий их иероглиф означает «властвовать», «править») и две плети с тремя хвостами каждая. И те и другие считались атрибутами Осириса. Возможно, происхождение этих знаков царского достоинства восходит к очень отдаленным временам, когда основу хозяйственной жизни составляло скотоводство, а посох и плеть были непременной принадлежностью вождя пастушеских племен. На одной плети имя фараона выписано в его первоначальной форме: Тутанхатон, а на другой – в более поздней: Тутанхамон. Для богато украшенных парадных одежд предназначались деревянные белые сундуки, но, кроме пары сандалий и воротника из семи пронизей синих бусин, скрепленных золотыми перехватами, в них ничего не оказалось. В сокровищнице кроме палетки для письма были обнаружены и другие наборы письменных принадлежностей – личная собственность правителя. На одной палетке с красками и тростниковыми перьями‑ каламами, обитой листовым золотом, начертано имя царя в ранней его форме – Тутанхатон. Это доказывает, что он пользовался ею либо в первые годы своего правления, либо даже до вступления на престол, еще в детстве, когда его обучали грамоте. Другая палетка – из слоновой кости, – очевидно, сделана позднее: во‑ первых, в нанесенном на ней тексте упомянут Амон‑ Ра, что было немыслимо при господстве религии Атона, во‑ вторых, фараон назван Тутанхамоном. Кроме палеток в «письменный прибор» входил футляр‑ пенал для тростниковых перьев, выполненный в виде полой колонны с капителью из стилизованных листьев пальмы (верхняя часть ее служила крышкой), а также инструмент из слоновой кости, служивший для разглаживания неровностей папируса. Считалось, что покойник, который принадлежал при жизни к господствующим слоям общества, а тем более фараон, должен был располагать в загробном мире достаточным количеством слуг или рабов, которые обеспечивали бы ему такое же лишенное всяких забот существование, какое он имел при земном своем бытии. Для этого в гробницу помещали статуэтки. Всего в деревянных ящиках, куда их уложили, было обнаружено четыреста тринадцать статуэток и тысяча восемьсот шестьдесят шесть моделей их орудий труда. На ящиках, в которых хранились статуэтки, лежал черный антропоидный гроб, опоясанный позолоченными полосами с начертанными на них магическими заклинаниями, обращенными к богам и духам‑ хранителям покойного, длиной 0, 75 метра. Внутри него находился второй гроб – также деревянный, но целиком позолоченный и напоминающий по убранству гробы фараонов. В нем был третий маленький деревянный гробик, рядом с которым лежала вычеканенная из массивного золота статуэтка, изображающая фараона Аменхотепа III сидящим на земле. Высота ее всего 5, 4 сантиметра. На голове у фараона парадный шлем, в правой руке царские регалии: скипетр и плеть, левая рука опущена на колено, к шее прикреплена цепочка, с помощью которой фигурка подвешивалась, как брелок. Статуэтка эта была завернута в погребальную пелену. В третьем гробу помещался антропоидный четвертый гробик – всего лишь двенадцать с половиной сантиметров длиной. Он был также деревянный. На нем были начертаны титулатура и имя царицы Тии, а внутри лежала обернутая в полотно прядь каштановых волос. Предметы эти, особенно прядь волос, имеют характер интимный, семейный, а то, что их поместили в гробницу Тутанхамона, доказывает кровное родство его по прямой линии и с Аменхотепом III, и с Тией. Вопрос только в том, приходились ли они родителями ему или же были родителями его отца Эхнатона. Второе представляется более вероятным, если принять во внимание возраст молодого фараона при его вступлении на престол и продолжительность правления царя. Рядом с антропоидным гробом в деревянном ящике лежали два маленьких антропоидных гробика, покрытых слоем блестящей черной смолы и опоясанных лентами позолоченных надписей, обращенных к богам, без указания имени покойного. В каждом из них оказался второй позолоченный гробик, где покоились мумии двух мертворожденных детей, очевидно, близнецов, отцом которых, по всей вероятности, был Тутанхамон. Также вызывают интерес предметы, оставшиеся почти в пустом ларце, который стоял рядом. Это модели инструментов чрезвычайно малых размеров, всего 2, 7 сантиметра в длину. Все они железные. Форма их разнообразна: два имеют вид ланцета, два – изогнутых слегка на конце резцов, остальные – долота различных типов. Предметы эти загадочны, так как непонятно, какие представления или обряды были с ними связаны. Железо в Египте было тогда редкостью, и только этим обстоятельством, скорее всего, можно объяснить их присутствие в гробнице. По‑ своему интересен узорчатый футляр с тремя находившимися в нем луками, – он был прислонен к стене в северо‑ западном углу сокровищницы. Футляр украшен рельефами, выдавленными на тонких листах золота, и мозаикой, для которой использовали такой требующий огромного искусства и терпения материал, как радужные крылья жуков. Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления легких. Сразу же возникли мистификации вокруг его смерти. Говорили о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или «таинственного укуса москита». В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», которое якобы привело к гибели первооткрывателей гробницы. Насчитали двадцать две «жертвы проклятия», тринадцать из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. В их числе упоминались и такие крупные специалисты, как американский египтолог профессор Джеймс Генри Брэстед, автор грамматики египетского языка сэр Алан Хендерсон Гардинер, профессор Норман де Гаррис Дэйвис. Тем не менее факты говорят о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74, 4 года. Так, Дж. Г. Брэстеду было уже семьдесят лет, Н. Г. Дэйвису – семьдесят один, а А. Гардинеру – восемьдесят четыре года. Говард Картер, непосредственно руководивший всеми работами в гробнице, казалось бы, должен был пасть первой жертвой «проклятия фараона», однако он умер последним – в 1939 году в возрасте шестидесяти шести лет. Одна из популярных теорий, пытающихся проанализировать гибель участников экспедиции, связывает ее с грибком или же иным каким‑ то микроорганизмом, который находится в усыпальнице, что может, в частности, объяснить смерть лорда Карнарвона – он был астматиком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|