Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нефертити




 

В трехстах километрах от Каира, на восточном берегу Нила, есть очень красивая местность: горы здесь вплотную подходят к реке, затем начинают отступать, а потом вновь приближаются, образуя почти правильный полукруг. Эта местность в давние времена приглянулась Аменхотепу – одному из самых знаменитых фараонов XVIII династии, и он решил именно здесь построить свою новую столицу. Вступив на египетский престол в 1370 году до н. э., Аменхотеп унаследовал могущественное государство, хотя в нем уже наметились две соперничающие силы – царская власть и фиванские жрецы. Жречество стало угрожать неограниченной власти фараонов, и Аменхотеп начал со жрецами борьбу. Отменив культ всех других богов, он установил несвойственное египтянам почитание единого бога Атона (вместо бога Амона). Фараон‑ реформатор решительно закрыл многие храмы и разогнал жрецов. Новую столицу назвал Ахетатоном («Горизонт Атона», «Небосклон Атона»), а себя приказал именовать Эхнатоном («Угодным богу»).

Эхнатон многое изменил в традициях своих предшественников и, прежде всего, в каноническом изображении самого фараона и членов его семьи. Появляются «интимные» ноты: рядом с ним почти всегда присутствует его любимая жена Нефертити и очень часто – одна или несколько дочерей. Взгляд фиксирует черты фамильного сходства: удлиненные головы и тонкие шеи, изящные жесты изысканно тонких рук.

Известно, что Нефертити родилась в 1370 году до н. э. В самом имени царицы сокрыта тайна ее происхождения. Нефертити переводится с египетского языка как «пришедшая красавица». Это наводит на мысль о том, что она приехала в Египет из другого края. Нефертити, вероятно, была дочерью царя Митанни (царство в Месопотамии) Тушратты и царицы Юни. Родители называли принцессу Тадухепа и воспитывали ее в традициях монотеистской арийской религии, которая учила поклоняться солнцу как единственному божеству.

Двенадцатилетнюю Тадухепу, скорее всего, отец отправил в Египет в качестве подарка для фараона Аменхотепа III в гарем.

Вскоре после прибытия Нефертити Аменхотеп III умер, и по традиции всех жен фараона должны были принести в жертву и похоронить вместе с правителем. Но сын покойного фараона, молодой Аменхотеп IV (он же Эхнатон) спас Нефертити от гибели и сделал ее своей супругой. На такой смелый поступок юношу толкнула сильная любовь. В течение всей своей жизни каждый государственный приказ он подписывал клятвой в вечной любви к Богу и Нефертити. Муж называл царицу «госпожой радости, умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой» и «усладой сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно…»

Любви Аменхотепа IV и Нефертити посвящены многочисленные фрески и рельефы. На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити – считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства.

В царских семьях, где браки заключались по политическим мотивам, любовь между супругами была явлением редчайшим во все времена. Нефертити завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и той глубокой любовью, которую она питала к своему мужу. Поэтому, наверное, портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга – почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране.

Правление Эхнатона длилось семнадцать лет. У фараона, как и у всякого восточного владыки, был свой гарем, но любимой и официальной женой‑ царицей была Нефертити.

Очень интересная история связана с открытием всемирно известного бюста Нефертити. Немецкий археолог Л. Борхардт зимой 1912 года, возглавив археологическую экспедицию, приступил к раскопкам древнего Ахетатона. Кто бы мог тогда предположить, что именно здесь будут найдены необыкновенные памятники, которые откроют совершенно новую страницу в истории древнеегипетского искусства.

Рабочие, проводившие раскопки, сначала обнаружили бюст фараона Эхнатона, сделанный из известняка и раскрашенный. Но, к сожалению, лицо его было разбито на мелкие кусочки.

Продолжив раскопки с большими предосторожностями, археологи заметили вскоре проступившую из осколков часть скульптуры. Это был раскрашенный бюст Нефертити, сделанный в натуральную величину.

Голову царицы венчал синий головной убор, вдоль шеи спускались красные ленты. Бюст оказался почти целым и поражал своей красотой. Потрясенный находкой Л. Борхардт заполнял рабочий дневник уже далеко за полночь. «Описывать бесцельно – смотреть! » – написал он, ограничившись только описанием отдельных черт лица, заметив при этом, что оно является «воплощением покоя».

Трудно оторвать взгляд от лица Нефертити: нежный овал лица, красиво очерченные миндалевидные каре‑ зеленые глаза, слегка прикрытые веками, густые черные брови, выразительные губы, прямой нос. В правом глазу – вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Левый глаз не имел вставки, возможно, это было так и задумано. По мнению некоторых исследователей, бюст служил лишь скульптурной моделью. Ведь полностью законченная портретная скульптура в представлении древних египтян приобретала сакральное значение, то есть становилась частью сущности изображенного человека, а значит – обителью его души.

Синий головной убор Нефертити опоясан широкой лентой, когда‑ то украшенной драгоценными камнями. Золотая диадема представляла сделанный из золота урей – стилизованное изображение священной кобры, – непременный атрибут египетских правителей, ведь кобра защищала царей и богов от злых сил. Подобные диадемы ведут свое происхождение из глубокой древности, еще со времен Древнего царства. Примечательно, что одна из таких диадем была найдена и среди сокровищ гробницы Тутанхамона.

Шею прекрасной царицы украшало широкое ожерелье из золота и самоцветов – гирлянды стилизованных плодов, цветов, лепестков лотоса, маков и васильков. Древний мастер изобразил свою царицу необыкновенной красавицей. Но царица знала способы, как стать еще привлекательнее. Она красила ногти хной или жидким золотом, принимала ванны с морской солью, втирала в кожу ароматические масла, пудрилась порошком из растертых минералов, подводила глаза сурьмой, мазала губы ягодной помадой, носила полупрозрачные льняные платья‑ калазирисы и ювелирные украшения. Супруга фараона обожала парики с косичками, разноцветными прядями и блестящими заколочками.

Древнеегипетская царица стала принимать активное участие в реформировании религиозной системы. Она имела влияние на политические взаимоотношения между Египтом и другими странами. Ее своеобразное мышление, острый ум, властность покорили фараона, и он во многом следовал советам своей юной жены.

Нефертити родила Эхнатону шестерых дочерей. Наследника же супруги так и не дождались. Именно с этим историки связывают повторный брак Эхнатона с молодой простолюдинкой по имени Кийя. Она‑ то и родила ему сына, известного нам как Тутанхамон.

Вскоре фараон был убит, и египетская красавица в возрасте тридцати пяти лет стала единовластной правительницей, и правила она под именем Сменхкара. Ее царствование продолжалось не более пяти лет и закончилось трагической гибелью от рук изгнанных жрецов. Ее тело было изуродовано, а гробница разрушена и расхищена вандалами.

Психологический портрет Нефертити формируется весьма размыто. Согласно источникам, красавице был присущ непокорный нрав и жестокость, согласно другим – это покорная и верная жена, во всем поддерживающая своего супруга. Возможно, в совмещении абсолютно противоположных характеров и состоит уникальность личности неповторимой древнеегипетской царицы. Современные психологи, анализируя данные о Нефертити, предположили вероятность того, что женщина обладала мужскими качествами. Свое подтверждение нашли и предположения о высокой образованности царицы, что было большой редкостью для Древнего Египта, тем более для женщин.

Эхнатона, по‑ видимому, больше всего притягивали к ней не только ее красота, но и пытливый ум, мудрость, мастерство в искусстве любви. Ведь на протяжении всего брака, даже с появлением новой молодой жены, фараон не отпускал бывшую супругу из своей жизни.

Совсем недавно британские ученые нашли мумию, внешность которой практически полностью идентична внешнему описанию древнеегипетской царицы. Если это действительно так, то опровергается предположение о ранней и трагической смерти супруги фараона.

Одним из предположений ученых является также то, что Нефертити не была иноземкой, а что это родная сестра Аменхотепа IV, который уже впоследствии стал Эхнатоном. В Древнем Египте браки между братьями и сестрами были вполне законными. Делалось все это для исключения кровосмешения. Но история сыграла злую шутку – «чистота крови» привела к вымиранию многих династий.

Все вышеизложенные предположения не следует воспринимать как реальные факты. Но в любом случае имя древнеегипетской царицы Нефертити еще долгое время останется во всемирной истории. В каждом новом поколении будут появляться все новые ученые, пытающиеся раскрыть секреты этой неповторимой женщины.

Знаменитый бюст египетской царицы ныне находится в Берлинском музее, и всегда около него – многочисленные посетители. Особенно поражает сочетание выразительности черт, их очень мягкая трактовка, придающая всему произведению неповторимый характер жизненности. Все тайны египетской царицы Нефертити невозможно разгадать, но ученые всего мира прилагают для этого максимум усилий и по сегодняшний день.

Л. Борхардт, записавший в своем дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть! », несколько лет спустя повторил ту же мысль в одной из своих работ: «Я и сегодня… убежден, что мои слова не могут передать впечатление от этого произведения искусства».

Бюст Нефертити сразу же стал памятником мировой культуры. Но в течение своей тысячелетней истории он не раз подвергался опасности уничтожения. Более трех тысяч лет назад, после того как закончилось царствование Эхнатона, разгневанные жрецы чуть было не погубили скульптурный портрет красавицы Нефертити. И уже в наше время проигравшие войну фашисты пытались уничтожить эту же скульптуру в Берлинском музее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...