Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аполлоний Тианский. Эхнатон




Аполлоний Тианский

 

Аполлоний Тианский (1–98), философ‑ неопифагореец, родился в состоятельной семье, в Каппадокии в городе Тиан (Центральная Турция) в 1 году н. э., то есть он был почти ровесником Иисуса Христа. Всю свою жизнь, до глубокой старости, он провел в странствиях.

Аполлоний был очень красив, к тому же образован и умен. В юности он находил величайшее удовольствие в разговорах с последователями Платона, Хрисиппа и Аристотеля. Обучение Аполлония длилось до шестнадцати лет, затем он вступил в пифагорейскую общину и, приняв присягу, стал служить ее идеалам. В храме Асклепия, где он служил, юноша стал изучать магию, ясновидение, телепатию и медицину. Следуя пифагорейским традициям, он питался только фруктами и овощами. В своих познаниях Аполлоний достиг небывалых вершин. Где бы он ни появлялся, он всех удивлял своими поступками. На праздниках он удивлял гостей тем, что хлеб, фрукты, овощи и разнообразные лакомства появлялись перед ним по его велению. Статуи оживали, бронзовые фигуры сходили со своих пьедесталов и работали в качестве слуг. При помощи его сверхъестественной силы происходила дематериализация, исчезали золотые и серебряные сосуды вместе с их содержимым. Как‑ то даже слуги исчезли, словно растворились в воздухе.

В Риме Аполлоний был обвинен в измене. Придя на допрос, его обвинитель вышел вперед, развернул свой свиток с записанным на нем обвинением и в изумлении обнаружил, что лист чистый.

Встретив похоронную процессию, Аполлоний сказал сопровождающим: «Опустите гроб на землю, и я высушу слезы, которые вы проливаете над этой девушкой». Он дотронулся до молодой женщины, произнес несколько слов, и мертвая вернулась к жизни. Когда он был в Смирне, в Эфесе свирепствовала чума, и Аполлоний отправился туда. Только он успел сказать: «Путешествие не может быть отложено», – как тут же оказался в Эфесе.

Идеи пифагорейцев были покрыты тайной, знания передавались из уст в уста. Пифагорейцы уделяли большое внимание магии чисел, различным системам гадания, развивали учение кабаллы.

Когда Аполлонию было около ста лет, его привели к императору Рима и по обвинению в чародействе надели на него кандалы. Перед тем как отправить Аполлония в тюрьму, его спросили, когда он выйдет на свободу? «Завтра, если это зависит от судьи. Сейчас, если это зависит от меня». Произнеся эти слова, он вынул ноги из кандалов и сказал: «Вы видите свободу, которой я обладаю». Затем он вернулся в кандалы.

На трибунале его спросили: «Почему люди называют тебя богом? » «Потому, – сказал он, – что каждый человек, который добр, имеет право так называться». «Каким образом ты предсказал чуму в Эфесе? » Он ответил: «Благодаря тому, что я живу на более легкой пище, чем другие люди».

Его ответы на задаваемые ему вопросы показали такую силу, что император объявил Аполлония невиновным, но сказал при этом, что задержит его для личного разговора. Подсудимый ответил: «Вы можете задержать мое тело, но не мою душу; и, добавлю, даже мое тело не можете задержать». Произнеся эти слова, он исчез из трибунала и в тот же день встретил своего друга в Путеолы, в трех днях ходьбы от Рима.

Писания Аполлония свидетельствуют о его учености. Этот человек был молодым философом, обладал совершенным знанием людской природы. В своем послании к Валерию он говорит: «Нет смерти чего‑ либо, за исключением внешности; и также нет рождения чего‑ либо, кроме внешнего облика. То, что переходит из субстанции в природу, кажется рожденным, и то, что переходит из природы в субстанцию, кажется, подобным же образом, умершим; хотя в действительности ничего не порождается и ничего не исчезает; но лишь сейчас попадает в поле зрения и сейчас исчезает из него. Нечто появляется по причине плотности материи и исчезает по причине разреженности субстанции; но это всегда одно и то же, различающееся только по движению и условиям».

Высочайшую похвалу оказал Аполлонию император Тит. Философ написал ему вскоре после его вступления на престол и посоветовал ему быть умеренным в своем правлении. И Тит ответил: «От своего имени и от имени моей страны я благодарю вас и буду помнить об этом. Поистине, я захватил Иерусалим, но вы взяли меня в плен».

Отправившись путешествовать, Аполлоний Тианский прошел всю Малую Азию, побывал в других странах. Проповедовал социальную справедливость, равенство, братство. Везде выступал как проповедник‑ моралист и утверждал, что может предсказывать будущее.

В Эфесе Аполлоний организовал собственную школу со множеством учеников и последователей и умер в возрасте почти ста лет от роду. Соотечественники воздвигли в его честь храм, куда приходили после его смерти молиться.

Разрушили этот храм через несколько столетий христиане. Они же уничтожили все его сочинения.

 

Эхнатон

 

Все фараоны Древнего Египта в силу различных причин по‑ своему загадочны и вызывают споры между специалистами. Не избежал подобной участи и Эхнатон, супруг несравненной Нефертити, который провел радикальную политическую и религиозную реформу. Одни ученые видят в нем предтечу и даже наставника Моисея, другие считают его современником таких царей, как Ахав в Израиле, Иосафат в Иудее и Салманасар III в Ассирии.

У египтян не существовало непрерывной хронологии. При восхождении на престол очередного царя начинался новый отсчет, с первого года. Египтологи предполагают, что будущий фараон Эхнатон родился во дворце Малкаты, расположенной на западном берегу Нила близ Фив. Это событие не отражено ни в одном тексте. Но гипотеза основана на том факте, что дворец был сооружен по приказу отца будущего реформатора Аменхотепа III как резиденции царской семьи. Выбор места мог быть обусловлен намерением поселиться вдали от владений жрецов Амона.

Эхнатон царствовал в Египте приблизительно в середине или чуть раньше XIV века до н. э. Известно, что он правил семнадцать лет, но точно не установлено, с какого возраста. Он взошел на престол самое раннее в шестнадцать лет, самое позднее – в двадцать четыре года.

Второй сын Аменхотепа III по своему происхождению не был чистокровным египтянином. У его матери, царицы Тии, внешность несомненно семитская. Дед Эхнатона, Юя, носил титул «отец Бога» и исполнял должность жреца бога Мина. Кроме религиозных функций он отвечал за колесничные подразделения. Его бабушка, Туя, была «управительницей гарема Мина» и «управительницей гаремаАмона». Кроме того, у нее был титул «украшение царя». По одной гипотезе, Юя – это библейский Иосиф Прекрасный, другие видят в нем получившего образование в Египте сирийского принца, третьи – уроженца египетского города Ахмима в Верхнем Египте.

Считают, что на формирование политических и религиозных мыслей Эхнатона решающее влияние оказала царица Тия. Брат царицы и дядя будущего реформатора Аанен совмещал две очень важные должности – «самого великого из видящих» Гелиополя и «второго жреца Амона», что позволяло ему быть в курсе происходящего в одной и в другой религиозных общинах. Достойным наследником трона родители сочли своего второго сына. Он принял имя Аменхотеп IV, как бы заявив, что его царствование будет продолжением правления его отца во славу бога Амона.

Ритуальная коронация Аменхотепа IV происходила не в храме Карнака, а в Фиванской области в Гермонте. Гермонт считался Южным Гелиополем, который соответствовал городу Солнца на севере. В начале своего правления новый царь не порывал с традициями. Он принял необычный титул «Первый жрец Ра‑ Хорахти, ликующего в Стране Света в своем имени Шу, который есть Атон». Ра‑ Хорахти непрерывно созидает жизнь, Шу поддерживает ее солнечный свет, Атон в жреческом титуле царя впервые предстает как синтетический образ, объединяющий в себе обе эти концепции.

Аменхотеп IV не воевал ни с богом Амоном, ни с его жрецами. Он превратил Карнак, где почитался бог Амон, в храм Атона. Революция произошла в том смысле, что храм перешел в ведение другого божества. Святилища Атона выросли в восточной части Карнака, то есть там, где поднимается солнце. В четырех новых храмах был впервые изображен солнечный диск, лучи которого заканчивались кистями рук, а имя бога Атона окружалось двумя картушами – овалами, в которые вписывались имена фараонов. Символом владыки неба и земли Атона был солнечный диск, обвитый змеей. С ее шеи свисал анх – знак жизни. Змея в Египте символизировала идею непрерывных метаморфоз жизни. Супругой Эхнатона была знаменитая Нефертити.

Французский историк Кристиан Жак пишет о том, что Нефертити была чем‑ то гораздо большим, нежели просто супругой фараона и матерью его детей, и называет царицу главным инициатором религиозной реформы, способствовавшей утверждению культа Атона. Нефертити – одна из трех выдающихся египетских цариц (наряду с Хатшепсут и Тией), оставивших свой след в истории и оказавших влияние на свою эпоху.

На четвертом году своего правления Аменхотеп IV совершил официальный визит в Средний Египет, туда, где должна была появиться новая столица – город Солнца. Священный город Атона возник на полпути между Фивами и Мемфисом – в нынешней эль‑ Амарне. Девятнадцатого дня третьего месяца сезона перет (зима) имя «Аменхотеп (IV)» было запечатлено на царском памятнике в последний раз. На шестой год своего царствования фараон принял революционное решение и изменил свое имя на Эхнатон.

Эхнатон не вычеркнул память об Аменхотепе IV, но повелел заменить те свои изображения, на которых присутствовало старое имя.

Эхнатон обычно переводят как «Угождающий Атону», «Угодный Атону», «Полезный для Атона». Английский египтолог Сирил Олдред предложил такое прочтение: «living spirit of Aten» – «Действенный дух Атона», то есть наделенный сознанием канал, в котором циркулирует свет Атона. Эхнатон, о чем призвано свидетельствовать его имя, распространяет сияние бога Атона.

Город Атона возвели быстро и заселили через четыре года после завершения строительных работ. Квалификация строительных рабочих, по одной из гипотез, была низкой, так как Эхнатон вербовал их среди преступников, приговоренных к каторжным работам в каменоломнях. По другой версии, специалистов по строительству просто подгоняли нереально быстрые сроки, которые поставил перед ними фараон. Скульпторы так торопились, что даже изобрели новый способ изготовления статуй, при котором различные детали высекались из разных пород камня.

Источники свидетельствуют, что город Ахетатон (ныне Тель‑ эль‑ Амарна) – новая столица Египта, стал городом с красивыми и уютными улицами, хорошо спланированными кварталами.

После смерти фараона недолгое время правила его супруга Нефертити под именем Сменхкара. Их сына Тутанхатона взяли под опеку могущественные жрецы Амона и сменили его имя на Тутанхамон.

После прекращения XVIII династии культ Атона считался в Древнем Египте страшной ересью.

Много вопросов возникает у современников и по поводу фигуры Эхнатона: череп – яйцом, затылочная часть сильно оттянута назад, длинная тонкая шея, худые руки, высокая талия, широкие бедра и худые ноги. Египтяне обычно объясняют это тем, что он болел и поэтому его тело было деформировано.

Некоторые теории объясняют, почему древние художники изображали Эхнатона с довольно нестандартной внешностью. Одна из них утверждает даже, что Эхнатон был инопланетянином. Другие основываются лишь на скульптурных и портретных изображениях фараона – ведь его мумия не найдена. Подобная информация может сказать о многом, но в данном случае не следует забывать о том, что древние египтяне часто идеализировали свои изображения.

Сторонники одной из теорий утверждают, что фараон намеренно показывал себя в таком виде, чтобы подчеркнуть свое родство с богом. В таком случае вытянутый череп говорит о мудрости, длинные пальцы символизируют лучи «солнечного диска», туловище показывает единство мужского и женского начала, заключенного в одном существе. По другой трактовке, Эхнатон и Нефертити выступают в качестве единого божественного существа, обеспечивающего существование «черной земли» и связанного тесными узами с Атоном. Эта версия подтверждается не только изображениями, но и титулом, который объединяет в себе оба имени: Неферхеперураваенра.

Следует, однако, учесть и тот факт, что в амарнский период изображения не идеализировались, напротив, все недостатки подчеркивались, а окружающий мир выглядел реалистично. Бог не мог изображаться в виде человека или животного, так как был вездесущ. Учитывая это, можно предположить, что внешность Эхнатона передана реалистично.

Но что могло его сделать таким? Какая болезнь? Антропологи, врачи, археологи высказывают различные и даже противоположные версии, порой ставя поспешные диагнозы. Наиболее распространенный диагноз – синдром Марфана. Это заболевание представляет собой комплекс наследственных аномалий, то есть таких изменений, которые передаются по наследству: воронкообразная грудная клетка, «куриная грудь», искривления позвоночника, ненормально длинные конечности (так называемые пальцы паука или мадонны), волчья пасть, искривление нижних конечностей, выраженная близорукость, большой нос и др.

Кроме того, с возрастом у больных ухудшается работа сердца, что вполне могло осложнить выполнение обязанностей правителя государства. Имея такое достаточно тяжелое заболевание со множеством проявлений, как можно было содержать, жен, детей и еще проводить религиозные обряды, требующие большой физической выносливости?

От кого же досталось Эхнатону это заболевание? Знаменитые предки Эхнатона, за исключением Тутмоса II, отличались воинственным нравом и хорошей физической подготовкой. Если же наследственный характер заболевания основывать на существовании близкородственных браков, которые были распространены среди царственных особ, то здесь следует учесть, что мать Эхнатона, царица Тия, была дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов и никак не могла находиться даже в дальнем родстве с Аменхотепом III.

Другой диагноз, поставленный Эхнатону, – болезнь Штеттинского ткача. Для этой болезни характерны такие симптомы: большой череп, маленькие глаза, большие губы и нос. Кроме того, больные плохо справляются с умственными нагрузками и страдают слабоумием, а это доказать практически невозможно. При такой расстановке фактов Эхнатон не только не мог бы быть фараоном, но и вообще должен был вести замкнутый, лежачий образ жизни. Но всевозможные барельефы говорят о том, что он катался на колеснице, встречал гостей, принимал участие в различных церемониях. А кто же проводил сложнейшие реформы? Все традиционные версии не рассматривают в качестве реформатора никого другого.

Приписывали Эхнатону и синдром Фрелиха. Это заболевание представляет собой особый вид ожирения.

Но этот вывод, по‑ видимому, спорный и основан лишь на внешнем виде туловища. Женский живот и бедра объясняются неправильным и неравномерным распределением жира.

Итак, ни одно из заболеваний не может полностью объяснить все странности в изображениях фараона. Кроме того, на разных изображениях больше акцентированы разные черты. Можно предположить, что Эхнатон страдал гипогонадизмом. Это патологическое состояние может проявляться в виде непропорционально высокого роста, чрезмерно вытянутых конечностей, ожирением по женскому типу, слабым развитием мускулатуры, бесплодием или же импотенцией. Диспропорции в скелете отсутствуют. К тому же у Эхнатона было шесть или семь дочерей и два сына.

Что же касается формы черепа, то при рассмотрении скульптур и рисунков портретов фараонов Древнего Египта можно отметить нередко встречающуюся вытянутую форму черепа.

Вероятнее всего, череп Эхнатона был деформирован в младенчестве. Дело в том, что в Древнем Египте детям фараонов специально деформировали череп, сдавливая теменные кости деревянными дощечками. Вытянутый череп считался признаком красоты и божественности происхождения. К тому же Эхнатон не был воином, он вел спокойный образ жизни, что могло сказаться на его физической недоразвитости. И еще один факт. При раскопках Ахетатона в куче мусора рядом с большим храмом Атона была найдена предположительно посмертная маска царя Эхнатона. Она явно была изготовлена после смерти, поскольку ноздри царя не имели отверстий, а глаза полузакрыты. Матерчатая повязка вокруг лба предохраняла волосы от попадания гипса. Маску не отличала удлиненная челюсть, неоднократно подчеркивавшаяся на многих портретах Эхнатона.

Чем болел Эхнатон и болел ли он вообще, по‑ прежнему остается загадкой. Вряд ли кто‑ то сможет ответить на этот вопрос точно и наверняка. Каждая версия имеет столько же доказательств, сколько и сомнений. Но можно сказать, что интерес к Эхнатону вызван в большей степени не аномалиями в его изображениях, а неординарностью самой личности фараона – еще одной загадки, оставленной нам Древним Египтом и затерянной в веках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...