Был ли Всемирный потоп и спасительный ковчег?
История о Всемирном потопе – один из самых распространенных мифов народов, населяющих нашу планету. Так, из Библии известно повествование о том, как расплодившийся после грехопадения род человеческий разделился на добрых и злых людей, злых стало так много, что при виде их разнузданных пороков «раскаялся Господь, что создал человека на земле». И все‑ таки один благочестивый человек среди погрязшего в грехах человечества оставался – это был Ной со своим семейством. Ему‑ то Господь сделал откровение о своем решении истребить все живущее на земле и повелел построить ковчег, на котором он мог бы спастись со своим семейством. Есть в Библии и точные указания по строительству этого грандиозного судна. Ковчег, длиной в триста локтей, шириной в пятьдесят и высотой в тридцать локтей, строился по предписанию свыше – из дерева гофер (возможно, кипариса) – и был осмолен внутри и снаружи. Если считать библейский локоть в двадцать один дюйм, или пятьдесят сантиметров, то это составит сто пятьдесят метров в длину, двадать пять в ширину и пятнадцать метров в высоту. В 1609 году голландец Петр Янсен в Хорне построил корабль по форме Ноева ковчега. Он имел на одну треть бoльшую вместимость, чем обычные корабли, строившиеся в те времена. Наверху ковчега было сделано длинное отверстие шириной в локоть для доступа света и воздуха, а сбоку – дверь. Он состоял из трех ярусов, со множеством отделений в них для животных, которых Ной должен был взять с собой (по семи пар чистых и по паре нечистых), и для жизненных припасов. Ко времени окончания построения ковчега Ною было уже шестьсот лет от роду. Все это время Бог терпеливо ожидал пробуждения покаяния в людях, исправления греховного человечества, но напрасно. И тогда Господь повелел Ною войти в ковчег. Ной повиновался и вошел в ковчег со своими тремя сыновьями, Симом, Хамом и Иафетом, со своей женой и с женами своих сыновей, захватив и всех отобранных животных. Через семь дней «своды потопа пришли на землю, разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге». Целых пять месяцев вода покрывала землю, и только потом пошла на убыль.
Когда земля высохла, ковчег остановился на горах Араратских. Ной вышел из ковчега (пробыв в нем ровно один год) и распустил животных для размножения на земле. В благодарность за свое спасение он принес жертву Богу, и Бог пообещал, что впредь уже никогда не будет потопа. Знамением этого обетования была радуга на небе, которая должна указывать на то, что это не дождь потопа, а дождь благословения. В богословской науке не раз поднимался вопрос, в каком смысле следует понимать всемирность потопа – в безусловном или относительном? Действительно покрывавшим всю землю и, следовательно, все погубившим на ней, или в смысле потопления лишь той площади земли, на которой успело расселиться человечество? В пользу второго варианта склоняются такие авторитеты, как профессор Рейш, автор известного сочинения Bibel und Natur, аббат Вигуру и др. Это воззрение все более прививается в западноевропейской богословской науке, оно к тому же основывается на новейших геологических исследованиях, которые нисколько не противоречат библейскому повествованию. Библейское выражение «Всемирный потоп», по‑ видимому, является своего рода гиперболой, как и некоторые другие понятия. Например: «все страны приходили в Египет к Иосифу покупать хлеб», «собрались в Иерусалим Иудеи из всех народов под небесами». Подобный род выражений был вообще свойственен древним народам Востока, и египтяне, например, под словами «вся земля» разумели просто Верхний и Нижний Египет.
Аналогию библейскому повествованию о потопе можно найти в преданиях разных народов, память которых сохранила воспоминания о необычайной катастрофе, некогда погубившей первобытное человечество. Такие предания не всегда обстоятельны, но они распространены по всему земному шару, а в ближайших к Палестине странах предание о потопе сохранилось с наибольшей ясностью. Но как же быть с невероятным количеством «всякой твари по паре»? По Карлу Линнею, одних только млекопитающих на Земле около трех с половиной тысяч видов, не говоря о двадцати тысячах видов птиц, а еще миллиона видов насекомых. И всех – по паре! И всех кормить! А хищников? Как можно этому поверить? Но у Ноя оказался предшественник. В 1872 году реставратор Британского музея Джордж Смит, восстанавливая и читая глиняные таблички, обнаруженные при раскопках столицы древней Ассирии, Ниневии, разобрал клинописную надпись на одном из фрагментов. Это было описанием Великого потопа в тех же деталях, но с другими героями! Библейский Ной звался в ней Утнапиштимом, а Арарат – горой Ницир. И потоп в клинописной поэме длился не сорок дней, как в Библии, а всего шесть дней и семь ночей. Поэма называлась «Эпос о Гильгамеше». Джордж Смит отправился в Месопотамию и нашел там недостающие фрагменты сказания. В них говорилось о ковчеге и о голубе, и о «всем живом», которое Утнапиштим должен был погрузить на свой корабль. Но он взял с собой еще и «всех мастеров». История о потопе была одиннадцатой из двенадцати табличек эпоса. Всего в найденной библиотеке Ашшурбанипала, повелителя Ассирии, хранилось двадцать тысяч клинописных табличек. Итак, библейскому иудейскому народу предшествовал народ с культурой, сложившейся прежде иудейской. Но ассирийцы заимствовали миф у более древних вавилонян. А в XX веке археологи обнаружили и еще более древний текст – у шумеров. За несколько тысяч лет до Библии шумеры рассказали (и тоже в поэтическом жанре! ) о том же событии – Великом потопе. Разбирая письмена, археологи обнаружили и первую текстологическую ошибку еврейского перевода шумерских мифов о сотворении мира: речь идет о сотворении Евы из ребра Адама.
Неправильно переведенное в Ветхом Завете слово «ти» у шумеров означало и «ребро», и «давать жизнь». Ева по‑ древнееврейски означает «Дающая жизнь». Археологическое доказательство того, что потоп – не чистый вымысел, впервые обнаружил английский археолог Леонард Вулли. Он на протяжении двенадцати зимних сезонов работал над раскопками древнего Ура на юге Ирана. Раскопки Ура и Эль‑ Обейда, а затем в Эриду показали, что и шумеры создавали свою культуру не на пустом месте, а на базе предшествующей. Именно дошумерские обитатели междуречья Тигра и Евфрата каменные орудия труда заменили металлическими, они же первые начали изготовлять предметы роскоши. «Это их культура пережила потоп, – писал Л. Вулли. – Среди прочих ценностей они передали шумерам и легенду о Всемирном потопе». Исследователи условно назвали этот народ убаидцами (от Эль‑ Обейда). По ряду черт язык убаидцев сближается с дравидскими языками – языками людей, населявших древнюю Южную Индию. И там ученые обнаружили новые версии Великого потопа! Ману – дравидский Ной. Спастись от гибели помогла ему рыба «джхаша» (в которую воплотился творец мира Брахма, а по другим версиям – хранитель мира Вишну). «Шатапатха‑ брахмана», которая содержит эту историю, тоже старше Библии! О потопе же говорится и в «Махабхарате». Отличаются шадийские дравидские тексты от библейского и вавилонского (шумерского) тем, что Ману носился за рыбой на корабле «много‑ много лет», но приволокла его рыба туда же – «на высший хребет Химавата» (Гималаев) под названием Наубандхана («Привязь корабля»). Как разновидность дравидского сказания о потопе, интересна одна из длиннейших пуран (так называют историю какого‑ либо божества) – «Бхагавата‑ пурана». Теперь это уже не Ману, а дравидийский царь Сатьяврата, спасшийся с помощью все той же рогатой рыбы, выращенной им сначала в кувшине, потом в пруду, а затем отпущенной им же в реку Критамалу.
Памятники протоиндийской цивилизации раскапываются начиная с 20‑ х годов XX века. Одна из дравидских семей, нынешние тамилы, по преданию, жила «в городе Мадурай, поглощенном морем». Мифы о потопе распространены и в Шри‑ Ланке, и в Китае, и в Японии. Индонезийцы, малайцы, австралийцы также говорят о нем в древних сказаниях. Но в них чаще фигурирует женщина, причем не спасительница, а погубительница человечества. У полинезийцев люди спасаются на самой высокой вершине – Мбенга. На Гавайях мудрый волшебник Нуу спасает от потопа лишь очень немногих людей. Потопы у эллинов по‑ древнегречески красочны и захватывающи. Первая история – о царе фессалийского города Фтии Девкалионе, по совету отца своего Прометея спасшемся на корабле и родившем от Пирры родоначальника эллинов, сына Эллина. Вторая – о царе Дардане, сыне Зевса и Электры, основавшем у подножия горы Ида Трою. Третья (самая древняя) – о царе Беотии Огигесе. Самая захватывающая, пожалуй, легенда о катастрофе принадлежит Платону (миф о гибели Атлантиды в «Тимее» и «Критии»). Однако археологических находок на эту тему до сих пор нет. Неожиданная «улика» появилась относительно недавно. На границе Северного Ирака и Ирана в 1956–1957 и в 1960 годах работала экспедиция американцев во главе с Ральфом Солецки. Занимаясь в основном палеолитом, Солецки даже не предполагал, какого свойства открытие может ожидать его в этом районе. Оказалось, что культурные слои пещеры Шанидар перемежались слоями ила, песка, ракушек и мелкой гальки. И это в пещере, которая никогда не была морским дном! Археологи обнаружили следы четырех катастроф, постигших не только саму пещеру, но и жившего в ней человека. Один из потопов сопровождался мощным землетрясением: десятки погибших неандертальцев не просто утонули – часть их придавило обвалившейся стеной. Сгрудившись от страха перед стихией у стены пещеры, древние люди так и были погребены под массой рухнувшей земли. Пережив катастрофу, человек все же продолжал селиться в пещере. Он разводил огонь, делал орудия охоты и труда, осуществлял погребения. И только последний Великий потоп «выселил» древних людей из‑ под естественных сводов Шанидара в примитивные круглые жилища, которые раскопал Ральф Солецки в Зави‑ Чеми‑ Шанидар. Не явилась ли в глазах наших предков эта пещера прообразом ковчега? Известно, что переселяющиеся народы свои новые поселения часто называют именами, перенесенными с утраченной родины. Название Ариарата в группе гор Гиндукуш могло быть древнейшей формой названия Арарат, которое дали переселившиеся арийцы высочайшей горе своей новой родины. Таким образом, библейское сказание о первобытном Арарате, как лежащем к востоку от Сенаара или Месопотамии, совпадает с преданиями других народов. Таким образом, является совершенно очевидным то, что наши предки наблюдали и пережили одно из грандиознейших бедствий в истории планеты, в котором спаслось совсем немного людей. В пользу этой гипотезы говорит и миф о Вавилонском столпотворении – второй по значимости катаклизм, запечатленный в Библии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|