Потомки Моны Лизы. Загадки Джоконды. Рождение славы
Потомки Моны Лизы
Около двух лет назад итальянские специалисты по генеалогии Джузеппе Палланти и Доменико Савини поразили мировую общественность, заявив, что определили потомков знаменитой Моны Лизы, написанной великим Леонардо да Винчи! Изучив семейные архивы князя Джироламо из Тосканы, ученые пришли к выводу, что тосканские принцессы Наталия и ее сестра Ирина Строцци являются прямыми потомками леонардовской Джоконды. Принцессы принадлежат к старейшему итальянскому роду, который в эпоху Средневековья и Возрождения соперничал с самими Медичи. Молодые женщины даже унаследовали загадочную улыбку легендарной итальянки, которую запечатлел на своем полотне Леонардо да Винчи. Специалисты по Леонардо да Винчи полагают, что Лиза похоронена в одном из монастырей Флоренции, где жила ее дочь‑ монахиня. Именно вокруг монастыря и предлагает провести раскопки итальянский искусствовед Маурицио Серачини, чтобы найти останки Лизы Джерардини, восстановить ее облик и сравнить с Моной Лизой. Эксперт считает, что с помощью современных технологий это вполне можно сделать. Только анализ ДНК покажет, существует ли научно обоснованный повод для улыбок, которые мелькают на лицах Наталии и Ирины Строцци.
Загадки Джоконды
Искусствоведы, журналисты и просто энтузиасты десятилетиями спорят о том, что означает улыбка Моны Лизы и кто вообще изображен на портрете? До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и подчас абсурдных мнений: 1) просто идеальная женщина; 2) юноша в женском одеянии; 3) автопортрет Леонардо. В большинстве энциклопедий написано: Мона Лиза (Джоконда) – портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1502 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция). Полное название картины – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Мона Лиза. 1502.
Несмотря на эту лаконичность, загадки Джоконды не дают покоя сотням людей по всему земному шару: ведь в истории этой удивительной картины и правда очень много белых пятен. Одно из них – это авторство, которое долго оспаривалось. Действительно, ни своей подписи, ни даты, ни имени модели Леонардо на портрете не оставил. Не сохранилось ни одного черновика в альбомах художника, ни одного слова о «Джоконде» в его дневниках. Но сомнений в авторстве Леонардо нет: техника портрета говорит сама за себя. Это – живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий. Таким образом художник добивался тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Рождение славы
Интересно, но в начале XVI века никаких загадок в «Джоконде» никто не искал – ее рождение вообще прошло незаметно. Кстати, точная дата рождения «Джоконды» до сих пор точно не установлена: где‑ то между 1503 и 1506 годами. Первыми поклонниками «Джоконды» стали профессионалы, то есть коллеги Леонардо. Более того, живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Например, черты Моны Лизы можно угадать во многих картинах, созданных Рафаэлем: в рисунке флорентийки, в «Даме с единорогом». Удивительно, но Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, которые, копируя Мону Лизу, открывали для себя секреты живописи! Первым, кто «воспел» Джоконду на бумаге, был художник и искусствовед Джорджо Вазари, который написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы… Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи… Портрет казался чем‑ то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».
Кстати, эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Кроме того, именно Вазари картина обязана удачным «сценическим именем»: Мона Лиза Джоконда. Ведь, кроме сообщения Вазари, не было ни одного доказательства, что на портрете изображена жена торговца шелком из Флоренции. Леонардо был в зените славы, его буквально осаждали толпы коронованных заказчиков. С какой стати ему было писать портрет ничем не примечательной жены ничем не примечательного купца? Но с легкой руки Джорджо Вазари большинство людей твердо уверовали в то, что на портрете Леонардо – Мона Лиза, жена Франческо дель Джокондо. Отсюда второе название картины – «Джоконда».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|