Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнейшие культуры и цивилизации мезоамерики




ДРЕВНЕЙШИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕЗОАМЕРИКИ

 

 

Как и везде на земном шаре, первые крупные цивилизации в Америке возникли в районах с наиболее благоприятным климатом и природными условиями. В Новом Свете это были территории Мезоамерики и Андский горный массив в Южной Америке, Хотя по своим размерам они составляли только 6, 2 процента общей площади Северной и Южной Америки, но именно здесь к моменту появления в 1492 г Христофора Колумба и его спутников проживало около двух третей населения Нового Света. Население одной только Мексики насчитывало 4, 5 млн человек, Это была индейская ойкумена – колыбель всех высокоразвитых культур и цивилизаций доколумбовой Америки: ольмеков и теотиуаканцев, майя и ацтеков, чавина и мочика, инков и др.

Исследование древнеамериканских культур продолжается до сих пор. К большому сожалению, отрывочность и неполнота наших знаний о многих интересных и самобытных доколумбовых культурах Америки не позволяют подробно рассказать о них, поэтому мы рассмотрим лишь наиболее яркие и изученные культуры и цивилизации Нового Света.

 

Ольмеки – загадка исчезнувшей культуры (1‑ е тыс. до н. э. – начало 1‑ го тыс. н. э. )

 

Одна из древнейших и самобытнейших культур – загадочная культура ольмеков с юго‑ восточного побережья Мексики (штаты Веракрус и Табаско). Здесь, во влажных и жарких тропических низменностях, в 1‑ м тысячелетии до н. э. жили ольмеки (в переводе с ацтекского – «жители страны каучука» или с майяского – «люди рода Улитки», что вернее). Мексиканские легенда связывают их появление с пришельцами, неожиданно приплывшими сюда на лодках вдоль побережья Мексиканского залива с севера. Как все было на самом деле, сегодня установить трудно. Своего расцвета культура ольмеков достигла в VIII–IV вв до н. э.

Основные занятия.  Индейцы этой культуры занимались главным образом земледелием и рыболовством. Продукты охоты и собирательства дополняли их пищевой рацион. Подобно другим народам Мезоамерики, они изучали астрономию, чтобы знать точные сроки проведения сельскохозяйственных работ. Преждевременный или запоздалый посев мог привести к гибели урожая, от которого зависело существование народа.

Общественное устройство.  Во главе общества ольмеков, очевидно, стояли жрецы‑ правители. Наряду с правящей верхушкой (жречество и военная аристократия? ) и земледельцами‑ общинниками большое значение в жизни ольмеков вероятно, имели ремесленники (каменотесы, камнерезы, гончары, столяры и др. ) и торговцы, покупавшие и продававшие их изделия.

Архитектура.  Сложившиеся религиозные культы, основанные на обожествлении сил природы, привели к строительству культовых сооружений, появлению скульптуры и т. п. Наиболее полно они представлены в основных центрах ольмекской культуры: Ла‑ Венте, Трес‑ Сапотесе, Сан‑ Лоренсо и Серро‑ де‑ лас‑ Месасе.

 

 

 

Древнемексиканские культуры и города

Ла‑ Вента, расположенная среди болотистой сельвы на большом песчаном острове (12 км в длину и 4, 5 км в ширину), имела четкую планировку. Все ее важнейшие здания, построенные на плоских вершинах пирамид, были строго ориентированы по сторонам света. Центральное место среди них занимала 33‑ метровая Большая Пирамида с основанием 724126 м. С ее вершины Прекрасно просматривались все окрестности – леса, болота, реки и ведущие к Ла‑ Венте дороги и тропы.

Сан‑ Лоренсо, насчитывающий около 200 построек, возведен на крутом и обрывистом искусственном (! ) плато, поднимающемся над саванной на 50 м. Ему был не страшен сезон дождей, когда все кругом затоплялось, а город, подобно утесу, стоял посреди разлившейся воды. Особым достижением местных инженеров‑ строителей был водопровод – каменный желоб из U‑ образных базальтовых камней, поставленных вертикально вплотную друг к другу и закрытых сверху каменной пластиной наподобие крышки школьного пенала. Эта своеобразная водопроводная «труба» лежала под насыпным грунтом.

Мало чем уступал им и Трес‑ Сапотесе, где на площади около 3 кв. км располагалось более 50 холмов‑ пирамид высотой до 12 м, окруженных многочисленными стелами и гигантскими каменными головами в шлемах.

Изобразительное искусство.  Ольмеки были искусными камнерезами. Главную площадь Ла‑ Венты украшала сегодня трудноразличимая вымостка (площадью около 5 кв, м) из 486 тщательно отесанных и отполированных брусочков зеленого серпентина, скрепленных с каменной платформой битумом. На мозаике была изображена голова грозного владыки центральноамериканских джунглей – ягуара – священного, особо почитаемого у ольмеков животного[5]. На месте глаз и пасти были оставлены углубления, которые заполнял песок оранжевого цвета. «Ягуарья» тема – одна из главных тем ольмекского искусства,

Огромный интерес вызывают многочисленные ольмекские стелы и статуи. Весьма знаменита 50‑ тонная, 4, 5‑ метровая стела из Трес‑ Сапотеса, изображающая мужчину европеоидного типа с высокой худощавой фигурой, длинным орлиным носом и узкой «козлиной» бородкой, в шутку прозванного археологами «дядюшкой Сэмом». Именно европеоидность «дядюшки Сэма» породила множество фантастических гипотез… вплоть до его средиземноморского происхождения!

Некоторые статуи поражают не только реалистичностью исполнения и своими размерами, но и возможным наличием подвижных рук (это безрукие статуи со специальными углублениями на плечах для «приставных» рук), другие же – миниатюрностью и уродливостью. Наибольшей известностью пользуются огромные мужские головы, вырубленные из черного базальта. Первая встреча с этими гигантскими головами просто потрясает. Высота их колеблется от 1, 5 до 3 м, вес от 5 до 40 т. (! ). Из‑ за широкого, как бы расплющенного носа, толстых, чуть приоткрытых губ и миндалевидных глаз в литературе за ними закрепился термин головы «негроидного» или «африканского» типа. Периодически именно их «негроидность» вызывает массу сенсационных догадок и фантастических домыслов, чаще всего бездоказательных.

В то же время есть и заслуживающие уважение мнения по этому вопросу, например, известный российский историк‑ майявед Г. Г. Ершова считает, что эти эффектные изваяния могли быть связаны со своеобразными религиозными представлениями ольмеков о возрождении душ умерших соплеменников.

Интересно, что. несмотря на их колоссальный вес, они сделаны не там, где были найдены. Расстояние от места их изготовления до места установки значительное: так, каменоломни, где добывался базальт, находились иногда за 40–50 и даже за 100 км. А ведь ольмеки не знали и не имели тягловых животных. Перемещение таких тяжестей требовало высокого уровня общественной организации, ведь доставить такие скульптуры можно было лишь при объединении усилий сотен и тысяч людей, которыми кто‑ то должен был руководить.

Величественные каменные колоссы, словно сфинксы, молча смотрят на нас из глубины веков. Если бы они вдруг могли заговорить, то, бесспорно, поведали бы много интересного о жизни создавшего их народа.

Ольмеки в совершенстве овладели мастерством резьбы по камню, особенно нефриту, столь ценимому в древней Америке зеленовато‑ голубому минералу. Многие их творения (статуэтки, изображающие пухлых карликов, голых людей‑ уродцев с удлиненными головами, жрецов, хищников из семейства кошачьих и др. ) вызывают изумление и восхищение. Мастерство ольмеков не менее совершенно, чем мастерство китайцев эпохи Чжоу (2‑ е тысячелетие до н. э. }, искуснейших камнерезов Старого Света.

Редкие образцы ольмекской живописи сохранились в большой пещере Оштотитлан, расположенной на севере территории ольмеков. Увидеть эту роспись можно лишь при специальном освещении. Тем не менее она поражает своей грандиозностью и красочностью. Не исключено, что когда‑ то под руководством ольмекских мудрецов здесь было создано изображение‑ макет легендарной «прародины» ольмеков, имевший, несомненно, ритуальное значение. В пещере, в районе Хуштлауаки обнаружены настенные рельефы, изображающие совокупление божественного ягуара с земной женщиной, – так ольмеки представляли свое происхождение.

Значительны культурные достижения ольмеков: они применяли агроклиматический календарь, были знакомы с основами письменности, астрономии, возможно, математики и астрологии, создали удивительные архитектурные памятники Вопрос о влиянии культуры ольмеков на развитие культуры соседних народов и на дальнейшее культурное становление Мезоамерики носит спорный характер и однозначно ответить на нею затруднительно.

Столь же сложно говорить и о судьбе ольмеков: внезапно появившись, ольмеки столь же неожиданно в III в. н. э. исчезают. Скорее всего, они растворились среди новых племен, пришедших в эти места:

 

… И все в себе былую жизнь таило,

иных столетий пламенную дрожь.

 

Валерий Брюсов

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...