Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 разведывательные походы викингов в северной Америке




 

 

Споры о “доколумбовом” открытии Америки всегда подогревались появлением новых загадок в виде археологических находок, древних рукописей, географических карт и легенд, передаваемых из поколения в поколение.

Мы уже писали и будем писать еще о посещении древними китайскими монахами западного побережья Америки. Многие из нас знакомы с тем, что Берингов пролив, представлявший некогда сушу и объединявший Евразию и Америку, мог являться короткой дорогой для первых путешественников с обоих материков, а в более поздние времена – пересекался с обеих сторон, когда покрывался льдом.

Тур Хейердал своим путешествием на “Ра” пытался доказать возможность посещения Америки древними египтянами. Еще более смелой была версия “открытия” Америки римскими легионерами… Любое из этих предположений доказать трудно, но и вульгарно отрицать их также было бы несправедливым.

Какими бы ни казались эти споры, версии и теории, несомненно одно обстоятельство, о котором многие не знают или просто забыли.

Это‑ “доколумбово” открытие Северной Америки норманнами – выходцами из Скандинавии. Открытие викингов строго не зафиксировано в научной литературе, скорее потому, что эти отважные мореходы сами не придавали большого значения своим географическим достижениям. Но явные следы своего присутствия на американском континенте они все‑ таки оставили.

Тем более, что их присутствие в соседней Гренландии в XII–XIII веках – факт неоспоримый.

Об этом и пойдет речь в настоящей главе, составленной по материалам книги Хеннига и используемых им старинных литературных источников.

Надпись на Кенсингтонском руническом* камне, найденном в августе 1898 года в США (штат Миннесота): “[Нас] 8 готов [то есть шведов] и 22 норвежца [участников] разведывательного плавания из Винланда на запад. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы [ушли] на один день и ловили рыбу.

Потом мы вернулись, нашли 10 [наших] людей окровавленными и мертвыми. Ave Virgo Maria [Благоденствуй Дева Мария], избавь нас от зла”.

Надпись на ребре того же камня: “Десять человек из нашего отряда остались у моря, чтобы присматривать за нашими кораблями [или за нашим кораблем], в 14 днях пути от этого острова. Год 1362”.

Исландские анналы 1342 г., переработанные в XVII веке гласят: “Жители Гренландии по доброй воле отпали от истинной веры и христианской религии и после того, как отказались от всех праведных обычаев и истинных добродетелей, обратились к народам Америки. Полагают, что Гренландия расположена совсем близко от западных стран. Поэтому‑ то и случилось так, что христиане воздерживались от плавания в Гренландию”.

‘ Руны – древние скандинавские надписи на камнях и других предметах. Сообщение шевалье Ла‑ Верандри о камне с надписью, найденном в ноябре 1738 года в Северной Дакоте (Канада) во время одной из французских экспедиций: “[Здесь] нашли недавно некоторые древности, которые позволяют сделать вывод, что либо Америка была раньше населена народом, более сведущим в науках, чем тот, который обнаружили прибывшие туда европейцы, либо в эту часть света была некогда предпринята большая военная экспедиция из известных стран земного шара”.

Продвигаясь в глубь страны через территории некоторых племен, они не раз в течение многих дней шли по широким безлесным равнинам, покрытым какой‑ то высокой травой… Пройдя еще дальше на запад – в края, где, насколько мы знаем, никогда не был ни один француз или англичанин, они нашли среди лесов, где‑ то на обширной равнине, прислоненные один к другому большие каменные столбы. Каждый из этих столбов был сделан из одного камня.

Наконец они обнаружили большой, похожий на столб камень, в который был вделан камень меньшего размера, покрытый с обеих сторон неизвестными письменами. Камень был длиной примерно в 1 французский фут, шириной 4–5 дюймов. Они выломали этот камень и взяли с собой в Канаду, откуда он был отослан во Францию министру графу Морепа. Что стало с этим камнем позднее, им не известно, но они полагали, что в данный момент (1749 г. ) он находится в архиве.

Несмотря на расспросы туземцев членами французской южно‑ морской экспедиции, в какое время и каким народом были воздвигнуты эти столбы, какие предания связаны с ними, что они сами думают об этом, какими письменами и на каком языке они. составлены и т. д., французы не смогли получить никакого объяснения, ибо индейцы знали об этом так же мало, как и они сами. Туземцы могли только сообщить, что эти камни стояли здесь с незапамятных времен. Местность, где были обнаружены столбы, находится примерно на расстоянии 900 французских миль к западу от Монреаля.

Из дневника Ла‑ Верандри (английский перевод 1889–1890 г. ) о поселении туземцев в окрестностях, где были обнаружены каменные столбы: “Если все их форты так устроены, то их можно считать неприступными для индейцев. Их укрепления совсем не похожи на индейские.

Среди этого племени встречаются люди как с белой, так и темной кожей. Женщины хороши собой, особенно белые, у многих из них прекрасные белокурые волосы. Как мужчины, так и женщины этого племени очень трудолюбивы.

Их широкие и просторные хижины разделены досками на множество помещений; они ничем не загромождены; все имущество туземцев развешано в больших мешках на столбах; их спальни похожи на пещеры, завешанные шкурами.

В их форте много кладовых, в которых хранятся зерно, корм для скота, сало, скроенная одежда, медвежьи шкуры и др. Они хорошо снабжены такими вещами‑ это деньги страны…

Мужчины сильны и храбры, в большинстве очень деятельны, выглядят хорошо и имеют приятную внешность. В женщинах нет ничего индейского. Мужчины охотно занимаются игрой в мяч на площадях и крепостных сооружениях”.

Из отчета директора департамента по делам индейцев Д. Митчелла (около 1830 г. ): “Насколько я мог установить, по языку, нравам, обычаям и образу жизни все мандолы отличаются от остальных американских индейцев, а я довольно хорошо знаком с большинством здешних племен.

Кроме языка и обычаев, мандалы отличаются одной физической особенностью: волосы у них большей частью пепельные, глаза голубые или светло‑ карие, а тип лица европейский”.

Итак, наблюдения самих викингов, проникших в глубь северо американского континента, и исследователей этого региона XVIII–XIX веков приводят нас к еще одной тайне, раскрыть которую берется Р. Хенниг в своих глубоких изысканиях.

В верховьях Миссисипи, на территории, поделенной теперь между штатами Висконсин, Миннесота и Дакота, жили когда‑ то мандалы, пожалуй, самое необычное из всех индейских племен.

Объясняется это тем, что населенные мандалами земли начали становиться ареной деятельности приходивших с востока белых пионеров только после 1850 г. Однако мандалы уже на протяжении 200 лет привлекали к себе внимание этнографов в связи с тем, что они очень сильно отличались от всех остальных индейских племен внешним обликом, обычаями и религиозными воззрениями. Занимались индейцы земледелием и около 1773 года, когда их посетил Мак‑ Интош, проживали в девяти хорошо укрепленных городах. Притом в их физическом облике, особенно у женщин, проявлялись признаки, наводившие на мысль о смешении с какой‑ то северной расой, ибо у “одной пятой или одной шестой всех индейцев была почти белая кожа‑ и светло‑ голубые глаза”. Среди них часто встречались люди с белокурыми волосами и таким необычным для индейцев выражением лица, что хороший знаток индейских племен Кетлин 100 лет назад категорически заявил по поводу этого “более чем на половину белого народа”, что

“это не индейцы”. Он утверждал это с тем большей уверенностью, что жилища мандалов сильно напоминали древние строения североевропейских народов. В одном предании мандалов к тому же говорилось, что героем племени был белый человек, прибывший в страну в каноэ. В те времена, когда еще ни один чужеземец, будь то переселенец или миссионер, не нашел к ним пути, мандалы рассказывали о добром спасителе, о непорочном зачатии, муках смерти от вражеской руки. Они знали также одну историю о Христе, которая, очевидно, была пересказом библейской притчи о чудесном насыщении 5 тысяч человек, верили в дьявола, рассказывали о грехе прародительницы рода человеческого, о потопе, о спасшемся ковчеге и посланном из него голубе, который принес ветку ивы, и т. д.

Подобные представления еще 200 лет назад поразили первого европейского исследователя, проникшего в эти отдаленные области, – того же француза Ла‑ Верандри. Он в 1738 году, по поручению французского генерал‑ губернатора, предпринял путешествие по суше из Канады до Тихого океана. Он захотел воспользоваться этим случаем, чтобы лично познакомиться со странными “белыми индейцами”.

Художник Кетлин, американский исследователь, специально занимавшийся изучением индейцев, категорически утверждал, что мандалы “произошли от смешения туземцев с цивилизованным народом”. Но дальше этого чисто теоретического умозаключения исследователи не шли, ибо они не представляли себе, как в эти отдаленные местности, находящиеся на расстоянии более 1500 км от Атлантического океана и заселенные белыми только во второй половине XIX века, в давние времена, задолго до Ла Верандри, могли попасть европейцы, да к тому же в таком числе, что их смешение с индейцами дало столь заметные результаты.

Однако с течением времени появлялись все новые доказательства того, что несколько сот лет назад в верховьях Миссисипи, несомненно побывали европейцы и что они были скандинавами. В разных уголках штатов Висконсин, Миннесота и Дакота были найдены в земле средневековое оружие и утварь, типичные для скандинавов и определенно указывающие на то, что жители Северной Европы побывали в этих краях в очень отдаленные времена. Постепенно в различных местах было обнаружено много скандинавских секир, топор, железный наконечник копья, огниво. Все эти предметы никогда не изготавливались индейцами и не ввозились колонистами более позднего времени. Гипотеза Кетлина получила очень веское подтверждение благодаря этим находкам, хранящимся в настоящее время в музее в Милуоки. Однако исследователи по‑ прежнему стояли перед неразрешенной загадкой и не могли объяснить, когда, как и с какой целью прибыли сюда скандинавы, которые в конце средневековья пользовались таким же оружием и утварью, какие были найдены в верховьях Миссисипи.

Однако именно некоторые расовые особенности индейских племен с давних пор рассматривались как веское доказательство того, что североевропейская и индейская кровь действительно не раз смешивались в отдаленные времена.

Но никто из ученых не мог прийти к простому решению, что такое смешение произошло в средние века, считая это невероятным.

Самая поразительная находка прошлого века как будто должна была приподнять завесу над этой тайной, хотя и задала новые загадки, которые долгое время значительно затрудняли работу исследователей.

В 1891 году швед Олаф Оман приобрел ферму у Кенсингтона в штате Миннесота. В августе 1899 года он срубил на своей земле осину, достигшую 70‑ летнего возраста. При выкорчевке корней оказалось, что они обвились вокруг огромного серого камня, который, несомненно, уже находился в земле, когда примерно в 20‑ х годах XIX века начало расти дерево. Почти прямоугольный камень весил 91 кг. Когда камень очистили от земли, маленькому сыну Олафа бросились в глаза странные царапины на его поверхности, оказавшиеся при внимательном рассмотрении руническими знаками.

Находка была тотчас отправлена скандинавскому профессору Миннесотского университета О. Дж. Бреда, который подтвердил, что письмена действительно рунические, и опубликовал первую предварительную расшифровку довольно длинной и выполненной необычайно красивыми знаками надписи. По инициативе Бреда Кенсингтонский рунический камень был направлен в Северо‑ западный университет (в Чикаго), но там после поверхностной проверки заявили, что это довольно “неуклюжий подлог”, так как на нем якобы обнаружены некоторые английские слова. Этого сурового приговора было достаточно, чтобы находка потеряла цену, и Оман, нашедший камень, в течение восьми лет пользовался им как… порогом у амбара своей фермы. Только в августе 1907 года другой скандинавист, Холанд, который услышал о надписи, извлек камень из недостойного места и подверг его новому изучению.

В дальнейшем Холанд посвятил свою жизнь решению загадки Кенсингтонского рунического камня. Он сообщил об этом камне всем сколько‑ нибудь известным американским и европейским специалистам, причем не только рунологам и скандинавистам, но прежде всего химикам и геологам, которые должны были высказать свое мнение о степени выветренности камня.

Уже в 1920 году цепь доказательств, приведенных Холандом, оказалась столь убедительной, что компетентное совещание в Англии высказало следующее мнение: “Эта надпись из дикой, необитаемой местности выдержала все атаки, которым она подвергалась в течение более 20 лет”.

Позднее, в 1932 году, Холанд опубликовал результат своих 25‑ летних исследований в весьма ценном для науки труде. В нем приведен дословный текст всех более ранних заключений, а также данных под присягой свидетельских показаний об обстоятельствах, при которых был найден камень, заключений экспертов о возрасте дерева, под корнями которого был обнаружен камень, и т. п. Холанд использовал любую представлявшуюся ему возможность для выяснения тайны камня и обобщил все материалы для своей образцовой и, безусловно, убедительной аргументации. Какими бы смелыми и даже неправдоподобными ни казались взгляды Холанда, они были так хорошо и разносторонне обоснованы, что один из самых компетентных американских комментаторов, – Ховгард, публично заявил: “Нельзя “не поддаться” решительности его доводов. Разумеется, и теперь все еще возникают и высказываются сомнения в том, есть ли у нас достаточно оснований одобрить выводы, которые в корне меняют все более ранние представления о знакомстве с Америкой до Колумба”. В противовес этому один из самых авторитетных немецких специалистов по данному вопросу, патер‑ иезуит проф. Фишер (Фельдкирх), в своем письме к автору от 27 августа 1936 года заявил: “Против фактов аргументы ничего не стоят”.

К этому следует добавить еще, что упоминавшиеся выше поразительные находки скандинавского оружия и утвари после обстоятельного их изучения заставили проф. Хейгена, одного из известнейших американских скандинавистов (университет Южной Дакоты), прийти к следующему заключению: “В окрестностях Кенсингтона найдено много предметов, которые поразительно согласуются с фактами, сообщаемыми в надписи”.

Представляется вполне достоверным, что в средневековье с XI по XIV в. с Северо американским материком и действительным расстоянием, отделяющим его от Гренландии, были знакомы гораздо лучше, чем в течение всего XV века и отчасти несколько позднее. Ведь еще в XVIII веке такой превосходный знаток Гренландии, как Эгеде, полагал, что этот остров отделен от Америки только узким проливом, через который можно “метать дротики”! Лишь ослабление транспортных и торговых связей с Гренландией после 1410 года было причиной того, что вместе со знанием был также забыт остров Винланд и тем самым утеряны сведения о Северо американском континенте. Впрочем, о нем и без того знали только в Северной и Северо‑ западной Европе. Слухи об этом континенте, очевидно, не доходили до романских народов.

В работах Холанда сообщается о новых находках древнескандинавского оружия и утвари, сделанных в сороковых годах XX века в центральных районах США. Так, например, рукоятка скандинавского меча XIII–XV вв. найдена на ферме Хиббинга (Миннесота) 3 июня 1942 г., норвежское огниво‑ Детройт‑ Лейке в 1940 г., железный крюк, обычно применявшийся викингами для швартовки, – на озере Латока. Были найдены и другие предметы, свидетельствующие о посещении средневековыми скандинавами этих районов страны.

Далее Холанд в одной только Миннесоте обнаружил десяток мест, где определенно находили причальные камни, которыми пользовались норвежцы. При помощи этих камней Холанд мог проследить за маршрутом плавания 1362 года на протяжении сотен миль и нанести его на карту.

Такими причальными камнями пользовались в течение 1000 лет только норвежцы и шведы.

Чтобы суда не сносило течением, скандинавы обтесывают каменные глыбы на берегу, придавая им характерную форму, и на ночь привязывают к ним тросы. Индейцы не знали этого способа и, кроме того, не располагая железными инструментами, не могли быстро выдолбить в каменных глыбах характерные желоба, благодаря которым тросы не соскальзывают с камня. Отсюда следует неоспоримый вывод, что только скандинавы могли пользоваться причальными камнями в Миннесоте. Если 10 пунктов, где обнаружены такие причальные камни последовательно соединить на карте линиями, то отчетливо вырисовывается водный путь через штат Миннесоту.

Значит, участники этой поразительной экспедиции в поисках пропавших жителей из Западного поселения в Гренландии вышли в плавание из своей основной базы в Ньюпорте (Род‑ Айленд). Они прежде всего обследовали побережье, держа курс на север, обогнули при этом Лабрадор и проникли в Гудзонов залив за 250 лет до его “первооткрывателя” Гудзона! Следуя вдоль берега, они добрались до реки Нельсон. Эта мощная река должна была убедить норманнов в том, что новая земля была не большим островом, а огромным континентом и что обогнуть его было делом безнадежным. Поэтому они решили вернуться к своей базе. Но полагая, что плавание по Гудзонову заливу завело бы их слишком далеко на юг, они захотели избежать дальнего морского пути и правильно решили, что по суше быстрее доберутся до цели. Тогда норманны зашли, вероятно, в реку Нельсон и, стараясь пройти на юго‑ восток, начали искать подходящие водные пути, которые вели бы в этом направлении. Так они попали сначала в огромное озеро Виннипег, а затем, придерживаясь направления на Миннесоту – к Ред‑ Ривер. Отсюда по причальным камням, Кенсингтонскому руническому камню и остаткам норманнского алтаря можно проследить маршрут экспедиции до Миссисипи, где он прерывается. Теперь уже нельзя установить, вернулись ли участники экспедиции на свою исходную базу в заливе Наррагансетт или остались в новой стране, растворившись в племени мандалов, о чем позволяют сделать вывод антропологические особенности этого племени, а также его не индейские обычаи, привычки и архитектура.

Совсем неожиданным было сообщение Холанда об одном из самых загадочных сооружений в Северной Америке, а именно о Ньюпортской башне. Эта башня возвышается в парке многолюдного морского курорта Ньюпорт у залива Наррагансетт на южном берегу острова Род‑ Айленд (штат Род‑ Айленд). Несмотря на старательные исследования, длившиеся более 100 лет, и на усердные поиски в восточных штатах, до настоящего времени не было найдено ни одного неоспоримого доказательства пребывания викингов в этой части Северной Америки. Ряд находок как будто свидетельствовал о возможности такого посещения, но не хватало точки над “i”.

Теперь, она, очевидно, наконец поставлена.

Рафн, высококомпетентный датский ученый, впервые издавший в 1837 году основательное и удовлетворяющее современным научным требованиям исследование, посвященное проблеме Винланда, получил от проживающего в Ньюпорте доктора Томаса Эбба письмо, в котором впервые высказывалось предположение, что Ньюпортскую башню построили норманны. В 1839 году Рафн в дополнении к своему труду писал, что Ньюпортская башня, пожалуй, действительно служит новым доказательством открытия Америки норманнами. Это сообщение вызвало большой интерес, как найденный в 1831 году на реке Фолл‑ Ривер скелет вооруженного человека, который сочли за останки погребенного здесь норманнского воина. Правильно ли это предположение, теперь нельзя установить, так как неизвестны обстоятельства, при которых были обнаружены останки, и нет надежных сообщений об этом факте.

Но вернемся к башне. После долгих споров о норманнском происхождении башни в Ньюпорте, ученые пришли к выводу, что это самое древнее строение в Северной Америке и что в Ньюпорте в средние века находилось временное или постоянное поселение, которое могло быть только норманнским, о чем свидетельствуют руины христианской церкви. Холанд разъяснил, что поисковая экспедиция Пауля Кнутсона, организованная в 1355 году королем Магнусом Эйриксоном, вероятно, имела базу в Ньюпорте. Между тем в надписи на Кенсингтонском руническом камне указывается, что смелые искатели приключений отправились “из Винланда на запад”. Отсюда определенно следует, что в XIV веке район полуострова Кейп‑ Код относили к Винланду. Этим положен конец всем уклончивым гипотезам. Винландом следует считать Массачусетс и Род‑ Айленд!

Как будто все историки католической церкви не сомневались в существовании христианской колонии в Винланде, хотя этот факт нигде не засвидетельствован.

Различные характерные особенности Ньюпортской башни доказывают, что она действительно сооружена в XIV веке.

Башня отличается характерными архитектурными особенностями, какие присущи лишь скандинавским церквам XIV века: наличие только одного юго‑ западного входа на верхний этаж через стену, при отсутствии внутренней лестницы, весьма типичный дымоход и конструкция оконных карнизов на верхнем этаже. Все это определенно свидетельствует, что здание возникло именно в XIV веке.

Холанд считает, что здесь, у залива Наррагансетт, находилась, вероятно, главная база экспедиции Пауля Кнутсона. Оставшиеся там норманны должны были несколько лет ждать возвращения своих товарищей из отряда, ушедшего на поиски гренландских переселенцев. Долгие годы ожидания норманны, видимо использовали, чтобы соорудить каменную церковь, которая должна была служить и храмом, и, на худой конец, крепостью. Такое же двойное назначение характерно для 21 церкви в южной Швеции. В этих укрепленных церквах также были верхние помещения, предназначенные для обороны. В большинстве из них, а именно в восемнадцати, тоже был наружный вход через стену на юго‑ западной стороне.

Последнее слово о следах викингов в Америке должны были сказать лингвисты и рунологи, среди которых нашлись специалисты по созданию мифов, или вовсе изображающие Кенсингтонский камень как подделку. Однако голоса этих пессимистов замолкали после опубликования результатов исследований авторитетных лингвистов рунологов. Самой веской представляется точка зрения американского языковеда проф. Хагена, который сам посвятил языку и рунам Кенеингтонского камня вполне объективное исследование.

Этот американский лингвист прежде всего вносит незначительные исправления в данное Холандом толкование рунической надписи. Но в общем он полностью присоединяется к выводам Холанда. “Как бы то ни было, Холанд прав в основном, утверждая, что речь идет о подлинном памятнике скандинавской экспедиции, совершенной в 1362 году в глубь Северной Америки… Создавали мифы академики, а не Холанд”. Хаген вовсе не оспаривает, что отдельные рунические знаки написаны в необычной для того времени манере, и без оговорок допускает также своеобразие некоторых словообразований и их созвучие с современным английским языком. Однако он подчеркивает, что швед, сделавший эту надпись, не обязательно должен был знать “официальный” рунический шрифт своего времени. Хаген считает, что передачу отдельных “неправильных” гласных можно объяснить различиями в диалектах, и подтверждает это рядом примеров. Так, некоторое своеобразие формы слов, типичное для средневековья, встречается и в других старых литературных источниках.

Известный датский лингвист Тальбитцер писал, что “после всего сказанного своеобразная надпись, ее руны, язык и содержание могут быть признаны подлинными”.

Северо американские скандинависты, согласно устному сообщению Холанда от августа 1950 года, тоже за последнее время отказались от 95 % своих прежних возражений против подлинности рунической надписи ввиду убедительных доказательств в пользу противоположного мнения.

Например, Хаген разъясняет, что составитель надписи неоднократно пользовался древними рунами, в то время уже вышедшими из употребления, а отдельные знаки, например для передачи “w”, он, очевидно, сам сконструировал благодаря знанию латинского алфавита. Все это неудивительно для непрофессионального писца.

Составитель надписи был, по всей вероятности, родом из шведской области Вестерьётланд, а так как тогда еще не существовало установившегося литературного языка, то, следовательно, диалектизмы были неизбежны.

Относительно включенной в надпись мольбы христианина за своих товарищей, убитых индейцами, которая дала пищу для многочисленных аргументов против подлинности этого памятника, Хаген пишет следующее: “Каждое слово в этой молитве свидетельствует о том, что она была произнесена и начертана человеком, жившим в XIV веке, а не в XIX”.

Между прочим, Хаген приводит ряд несомненно подлинных древних рунических надписей, в которых тоже есть отклонения от форм, принятых в те времена.

Следует еще сказать, что датского археолога Брёндстеда (Копенгаген) пригласили в 1948 г. в США, чтобы проверить спорные доказательства.

Брёндстед весьма добросовестно провел исследования и 18 ноября 1948 г. представил подробный отчет об их результатах пригласившему его обществу.

О могиле викинга в Бирдморе: что она “несомненно подлинная”.

О Ньюпортской башне: “Если бы это простое и красивое сооружение стояло где‑ нибудь в Европе, то, по моему мнению не было бы никаких сомнений в его средневековом происхождении”.

О Кенсингтонском камне: “После долгого и тщательного изучения я лично склонен считать этот знаменитый рунический памятник подлинным… С археологической точки зрения ничто не говорит против этого камня”.

Теперь, после кажущейся разгадки тайн норманнских походов в Северную Америку, мы вправе изучать и другие версии ее открытия, но не принимать во внимание сказанное будет, по крайней мере, невежественно.

Заканчивая главу о норманнах, путешествовавших в Исландию, Гренландию и Северную Америку еще до Колумба на своих прочных морских ладьях, надо сказать, что их достойными соперниками в освоении северных земель и морей были славянские мореходы‑ варяги. Они покоряли Европейский Север в восточном на^ правлении. Все реки, впадающие в Баренцево и Белое море были открыты ими. Они открыли и начали осваивать Соловецкие острова, острова Вайгач, Колгуев, Новую Землю, Шпицберген (Грумант). Открывая Югорскую землю, русские зверобои (новгородцы) охотились и воевали по всему бассейну Нижней Оби. Отважные скандинавы, если и заходили сюда, то никак не первыми. Наверняка, здесь тоже немало тайн и теперь невозможно определить, куда заходили русские мореходы, если сын Эрика Рыжего – Лейор около 1000 г. добрался до побережья Лабрадора.

Тогда моряки и воины не задумывались о том, что надо вести записи своих походов.

Теперь важно одно: серьезных оснований сомневаться в первенстве норманнов в географическом открытии Америки – нет*.

‘ Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. – М: Изд. Иностр. лит‑ ры, 1950.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...