В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе
Особенности наглядного материала
Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.
Методика обучения
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.
Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).
Фрагмент игры «Мячики»
Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.
Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.
Номер программной задачи
Речь воспитателя
Речь детей
— Возьми один мяч
— Какой он? Погладь его
— Маленький, красный, гладкий
— Что с ним можно делать?
— Покатать, поиграть
— Покатай, поиграй
— Возьми еще один мяч, другой
— Расскажи о нем
— Большой, синий, гладкий
— Дай мне один мяч
1.2
— Сколько у тебя мячей?
— Один мяч
1,2
— А у меня сколько мячей?
— Один мяч
2,3
— По скольку у нас мячей?
— По одному мячу
2,3
— Собери все красные мячи в коробку
— Один мяч, один мяч,...
— Сколько мячей в коробке?
— Много мячей
— А у тебя в руках сколько мячей?
— Ни одного мяча
2,3
— Собери все синие мячи в корзину
— Один мяч, один мяч,...
Номер программной задачи
Речь воспитателя
Речь детей
— Сколько мячей в корзине?
— Много мячей
— Ав коробке?
— Много мячей
2,3
— По скольку синих и красных мячей?
— Синих и красных мячей по многу
— Дай мне несколько красных мячей
— Сколько красных мячей осталось в коробке?
— Мало мячей. Немного мячей
2,4(а)
— Где больше мячей: в коробке или в корзине?
— В корзине мячей больше, чем в коробке
2,4(а)
— Где меньше мячей?
— В коробке мячей меньше, чем в корзине
Задание студентам
Подчеркните в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера математических задач напротив каждого задания или вопроса.
Дидактические игры
Наглядный материал и организация
Основная задача
Ключевые задания и вопросы
«Мячики»
Много маленьких красных и больших синих мячей на ковре. В стороне коробка и корзинка
Учить видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке. Учить выделять и называть различные свойства предметов. Учить
составлять множества из одинаковых элементов. Учить сравнивать множества по количеству на глаз
— Что это? — Сколько? — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. -Дай. — По скольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше?
«Догони мяч»
Воспитатель вносит корзину с мячами (по количеству детей)
Учить видеть и составлять множества из одинаковых элементов. Учить выделять один элемент из множества
— Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — По скольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку
«Отбери от кубиков шарики»
Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета.
Учить группировать предметы по указанному признаку
— Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку?
— Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку
«Прогулка кукол»
Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка
Учить видеть и составлять множества из разных элементов.
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному».
Повторить понятия «длинный», «короткий»
— Что это? Сколько? Какие?
— Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке.
— Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол?
«Игрушки на столе»
Разные игрушки (по количеству детей) на столе
Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов.
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному»
— Что это? Это? Это?...
— Как их можно назвать одним словом?
— Сколько игрушек?
— Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй.
— По скольку у вас игрушек?
— Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек?
«Сбор урожая», «В лесу», «Поможем белке собрать грибы» и др.
На ковре различные предметы (яблоки, шишки, грибы...)
Закрепить умение видеть и составлять множества из одинаковых и разных элементов.
Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу»
— Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — По скольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много?
«Вазы с
Три вазы с жел-
Учить составлять мно-
— Что это?
флажками»
тыми, красными,
жество из подмножеств.
— Какие?
зелеными флаж-
Повторить понятия
— Сколько?
ками на столе
«вверху», «внизу»,
— Возьмите по одному.
«впереди», «сзади»,
— Помашите вверху, внизу,
«справа», «слева».
справа...
Повторить понятия
— Красные флажки поставьте
«один», «много», «ни
в красную вазу, желтые —
одного», «по одному»,
в желтую, зеленые — в зе-
«по многу»
леную.
— По скольку флажков в каж-
дой вазе?
— Поставим все флажки в одну
вазу.
— Сколько стало?
«Рыбки
Таз с водой, пла-
Закрепить умение со-
— Давайте сделаем пруд.
в пруду»
стмассовые рыб-
ставлять множество из
— Кто плавает в пруду?
ки трех цветов
подмножеств.
— Что это?
(по количеству
Повторить понятия
— Сколько? Какие?
детей)
«один», «много», «ни
— Возьмите по одной.
одного», «по одному»,
— Запустите красных рыбок
«по многу»
в пруд, теперь желтых...
— По скольку рыбок каждого
цвета?
— Сколько всего рыбок?
«Матрешки
На грузовике
Повторить понятия
— Как матрешки пляшут?
на прогулке»
двухместные мат-
«один», «много», «ни
— Что это стучит внутри?
решки, на столе
одного», «по одному»,
— Кто это? Какие?
два круга, две по-
«по многу».
— Поставьте больших матрешек
лоски двух раз-
Повторить понятия
на большой круг, малень-
меров (большие и
«большой», «малень-
ких — на маленький.
маленькие)
кий».
— Какой это хоровод? Это?
Закрепить умение рас-
—Сделайте на большой полос-
полагать предметы в
ке ручеек из больших матре-
ряд и по кругу
шек, на маленькой — из ма-
леньких.
— Какой это ручеек? Это?
«Возьми,
На стульях разло-
Учить находить «много»
— Какие предметы лежат на
отнеси»
жены игрушки
и «один» на ограничен-
стульях? Сколько их?
(1 вариант)
(1 мишка, много
ной площади
— Возьми одного мишку, отнеси
матрешек, 1 вед-
туда, где много матрешек...
ро, много сов-
— Сколько взял?
ков...)
— Сколько на стуле предметов?
«Возьми, отнеси»
(II вариант)
На стульях разложены игрушки (1 мишка, много мишек, 1 матрешка, много матрешек)
Учить находить «много» и «один» на ограниченной площади, обращая внимание только на количественный состав
— Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов?
«Возьми, отнеси»
(III вариант)
В групповой комнате специально расставлены предметы
(1 и много)
Учить находить «много» и «один» в подготовленной обстановке.
— Возьми одну чашку и отнеси туда, где много, каких хочешь, предметов. — Куда отнес? Почему?
«Возьми, отнеси»
(IV вариант)
Свободная обстановка в групповой комнате
Учить находить «много» и «один» в свободной обстановке
— Давайте посмотрим, каких предметов у нас в группе много, а какой только один
«Возьми, отнеси»
(V вариант)
Дети вокруг воспитателя
Учить находить «много» и «один» без наглядности
— Каких имен у присутствующих детей много, а какое только одно?