6) Преторское право и право народов
6) Преторское право и право народов Право народов. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право. Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду. Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли). Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, - то, что относилось к праву, общему для всех народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Преторское право - совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов. Магистраты, обладавшие высшей властью, - преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы— издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, - постоянные эдикты. Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам. Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. К концу III в. различие между цивильным и преторский правом практически исчезло.
7) Дуализм цив. и преторского права Преторское право. Негативная сторона: неизвестность, неопределённость субъекта. Позитивная сторона: при сохранении преемственности, право развивалось и быстро приспособлялось к новым условиям. Цивильное право. Негативная сторона: слабая приспособляемость к новым требованиям времени. Позитивная сторона: чёткая определённость норм. 8) Источники права По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное и неписаное. В более широком смысле к источникам права относятся многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и иные данные о праве. К ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком смысле причисляют также папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т. д. Виды исочников права– законы, сентусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов, обычное право. Обычное право– обычай – древнейший источник римского права. Законы 12 таблиц в большей части были закреплением обычаев. С усилением законодательной деятельности гос-ва обычай ослабил своё значение. В эпоху принципата значение обычая признавалось на равнее с законом, в силу его давности и добровольного молчаливого согласия народа подчиняться. В эпоху домината было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. Закон– законом являлись решения комиций- народного собрания. Для полной силы закона требовалось содействие трёх органов Рим гос-ва: Магистр, имевший право созыва народного собрания и разрабатывающий проект закона. Народ, принимавший или отвергавший проект закона. Сенат, ратифицирующий и одобряющий закон. Эдикты магистратов– при вступлении в должность претор издавал эдикт в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для исполнения. Особенно большое значение получали эдикты содержащие условия, когда будет даваться преторская защита. Сенатусконсульты – это постановление сената. Сенат не имел законодательной инициативы, поэтому его постановления являлись лишь оформление внесённых в сенат предложений императора. Юриспруденцияведёт своё начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Наибольший расцвет получила в период принципата. Деятельность юристов заключалась в редактировании формальных актов, рук-ве ведением судебных дел, в даче советов.
9) Законы народного собрания Законы (leges) представляли собой решения народных собраний и являлись общеобязательными правовыми установлениями. Законы разрабатывались народными собраниями, созываемыми магистратами, а затем одобрялись и окончательно принимались сенатором. Любой римский закон состоял из: (1) вступления (прескрипция), которое содержало имена организаторов закона и председателя комиции, дату и место проведения голосования, (2) содержания (рогация) и (3) санкции (санкция), под которые подпадали нарушители закона. Закон предлагался магистратом, принимался народным собранием и одобрялся сенатом. В классический период необходимость в одобрении сената отпала, и закон вступал в силу непосредственно после голосования по нему. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала. 10) Сенатусконсульты. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III вв. н. э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. C. Macedonianum - см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произнесенная в сенате.
11) Эдикты магистратов. Третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции). При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита). Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|