12) Деятельность юристов. 13) Кодификации. 15) Правовое положение рабов.
12) Деятельность юристов Юристы действовали по следующим направлениям: 1) cavere - составление формул различных частноправовых актов (завещаний, актов продажи и т. п. ); 2) аgеге - консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Представления в суде не допускалось; 3) respondere - ответы на юридические вопросы (толкование права). Respondere не имели обязательной силы, кроме ответов, дававшихся по просьбе императора. Официальные ответы, подготовленные для императоров были обязательны для судов и имели силу императорских толкований. Виды юридических литературных произведений: институции - руководства по праву; комментарии - истолкования действующего права; дигесты - комментарии высказываний юристов прежних времен; регулы - сборники кратких юридических правил, афоризмов и поговорок. Существовали два направления римской юриспруденции: школа Прокульянцев, ее возглавлял Лабеон, а затем его ученик Прокул; школа сабиньянцев, во главе которой стоял Капитон, а затем его ученик Сабин. Эти школы расходились во мнениях по отдельным частным вопросам. Например, в вопросе о спецификации, т. е. о судьбе вещи, изготовленной для себя из чужих материалов без злого умысла (вследствие неведения, ошибки и т. п. ). сабиньянцы решали спор в пользу собственника материалов, а прокульянцы - в пользу того, кто создал вещь. Направление прокульянцев выглядит более прогрессивным. 13) Кодификации В VI в. н. э. император Юстиниан кодифицировал римское право: В 528 -529 г. н. э. был составлен Кодекс Юстиниана, собравший в себе императорские конституции, изданные до того времени. После составления кодекса было запрещено пользоваться любыми другими кодексами, изданными ранее; Дигесты. В состав этого сборника вошли выдержки из сочинений классических юристов, которых было собрано к правлению Юстиниана до 2000 книг. Работа по написанию Дигест велась в 530 - 533 г. н. э. Трибонианом, Теофилом и Дорофеем, ведущими специалистами того времени; Одновременно с составлением Дигест, в 533 г. н. э. были подготовили Институции - учебник для студенчества; 16 ноября 534 г. вышла новая редакция кодекса, в которую было добавлено более 300 новых конституций Юстиниана; Новеллы. Вновь издаваемые после издания Дигест конституции назывались новеллы. Большая часть новелл написана на греческом языке и только немногие на латинском. Был ли составлен сборник новелл, неизвестно. Произведения, изданные при Юстиниане, в совокупности образуют знаменитый Corpus iuris. Он состоит из: 1)Институции; 2) Дигесты - 50 книг; 3) кодекс Юстиниана - 12 книг; 4) новеллы - 168 новелл (законов), изданных уже после второй редакции кодекса.
14) Лица. Лицами в римс. общ-ве были отдельные люди – физ. лица, сообщества физ. лиц и независимые от физ. лиц учреждения – юр. лица. Людям, сообществам и учреждениям качество лица придает правоспособвость – соц. -юр. категория, исходящая от гос. власти и состоящая в возможности иметь П и О. Правосп-ть возникает с рождением человека и прекращается с его смертью. В исключение из этого правила с-том права признается зачатый, но еще не родившийся ребенок Правосп-ть чел-ка в сфере частноправовых отнош-й складывается из 2 элементов: l)– П вступать в римс. брак; 2) - П быть с-том имущ. ПО (вещных и обязательственных). Условия приобретения правосп-ти: состояние свободы, состояние гражд-ва, семейное состояние. Tолько при наличии всех 3 статусов- возникала полная правосп-ть. Утрата одного из них влекла за собою прекращение правосп-ти либо изменение ее содерж-я. Это выражение она находит в деесп-ти - возможности лица своими действиями приобретать права и создавать для себя обяз-ти. Содерж-ю правосп-ти. Определяющее условие правосп-ти чел-ка - состояние свободы. Применительно к нему римс. общ-во делилось на 2 категории - свободных и рабов Правоспособными признавались только свободные. Рабы, не имевшие статуса свободы, были не с-тами, а объектами прав. Вместе с тем не все свободные были одинаково правоспособными. Этим качеством в древнейшее время обладали лишь римляне - носители статуса – гражд-ва. Неримляне (чужеземцы) хотя и были свободными, но правоспо-ти ни в одной из сфер деят-ти не имели и даже считались врагами, в связи с чем им-во их м. б. захвачено, а сами они обращены в рабство. Предпосылкой правосп-ти в сфере частного права явл. опред. полож-е чел-ка в семье, Только патерфамилиас был носителем полной правосп-ти и единственным с-том всех имущ. прав. Члены семьи, будучи лицами, т. е. с-тами прав, м. совершать разл. юр. действия, напр., заключать дог-ры по приобретению им-ва. Но все их приобретения становились собственностью патерфамилиас.
15) Правовое положение рабов. Источники рабства: 1)рождением от матери рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо, наоборот – отец раб, а мать свободная, ребенок признавался свободным); 2) взятием в плен и просто захватом лица, не пренадлежащего к гос-ву, связанному с Римом дог-ром); 3)Продажей в рабство; 4)лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках. Прекращалось рабство 1. манумиссией (отпущением на свободу), 2. по з-ну (императ. распоряж). В некот. случаях раб, отпущен. на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (в следствие проявления грубой неблагодарности в отнош-и лица отпустившего его на свободу). На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным, и раб хотя и не мог иметь ни своего им-ва, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в кач-ве вещи, за ним сохранялись некот. права чел. личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сокрального права, как и могила свободного; кровнородственные отнош-я рабов явл. припятствием к браку м/у ними; при отчуждении рабов запрещалось разделить близких родственников. К сер. 2в. до н. э. раб окончательно превращается в средство производства, с кот. хозяин мог обращаться как с вещью. Власть рабовладельца над рабом беспредельна: она явл. полным произволом: господин мог раба продать, даже убить; раб не м. вступить в брак признаваемый з-ном; союз раба и рабыни – отнош-е сичто фактическое. Сокращение возможности обращаться в рабство сограждан привело к тому, что к. -п. рабов – чужеземцев, поставл. на рынки в рез-те войн, стала нов. и распростран. источником рабства. Кое-какие проблески признания личности раба имели место, это происходило в интересах самого рабов-ца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов. На это почве сложился институт рабского пекулия (обособляемое им-во, выделяемое рабу господином для самостоят. управления, с внесением последнему орпед. части дохода. Рабы, имеющ. пекулий -признавались способными обязываться, но приобретать для себя права они не м.; -нередко сами обладали рабами и были самостоят. людьми. Предоставл. рабу пекулия позволяло шире его эксплуатировать. Т. О., институт пекулия способствовал имущ. и пр. возвышению наиболее способных рабов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|