Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И функциональное зонирование города




Е М. ЛОБАНОВ

Транспортная

планировка

Городов

Допущено

Государственным комитетом СССР

по народному образованию

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

"Организация дорожного движения"



 


Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: Учебник для студентов вузов.— М.: Транспорт, 1990.—240 с.

В учебнике анализируются современные тенденции развития горо­дов, их улично-дорожной сети. Большое внимание уделяется методам оценки пропускной способности пересечений, улиц и всей улично-дорож­ной сети города, повышению пропускной способности планировочными методами. Рассматриваются вопросы организации и обеспечения пеше­ходного движения в городах, безопасности движения, организации стоя­нок автомобилей. Излагаются основные положения проектирования улично-дорожной сети города. Приводятся теоретические основы и прак­тические методы расчета параметров плана и поперечного профиля городских улиц. Разбираются основные положения инженерного обору­дования улиц, освещения и озеленения. Рассматриваются вопросы тех­нико-экономической оценки планировочных решений улиц.

Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специ­альности 24.04 «Организация дорожного движения».

Рецензенты: д-р техн. наук Д. С. Самойлов, канд. техн. наук Р. В Горбанев

Заведующий редакцией В. И. Лапшин Редактор Н. В. Пинчук




 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Планы развития отечественных городов ориентированы на уве-личение городского автомобильного парка до 120 — 180 авт. на 1000 жителей. При таком уровне автомобилизации обеспечить городское движение, работу общественного пассажирского транспорта, эколо­гическую безопасность в городах одними организационными меро­приятиями становится невозможным. Необходимо предвидеть все негативные последствия автомобилизации и на стадиях разработки и корректировки генеральных планов городов предусматривать ре­шения, устраняющие или по крайней мере предельно снижающие эти последствия. Для этого необходимо выявлять закономерности го­родского движения, наиболее острые его проблемы и изыскивать возможные пути их решения.

Наиболее существенные задачи, обостряющиеся по мере роста уровня автомобилизации,— прогнозирование интенсивности движе­ния на городских магистралях, обеспечение пропускной способности отдельных элементов и всей улично-дорожной сети города, разме­щение автомобилей на территории города для хранения, ограниче­ние воздействия автомобильного транспорта на окружающую сре­ду — в настоящее время имеют решающее значение не только для формирования градостроительной концепции генерального плана города, но и при разработке плана детальной планировки городских районов. Городской автомобильный транспорт стал неотъемлемой частью современной жизни населения. Он влияет не только на эко­номическое, но и на социальное развитие города.

До появления массового автомобиля решение планировки города связывалось с рациональным размещением промышленности, жи­лых территорий, мест отдыха, созданием целостной архитектурно-планировочной композиции города. Эти требования справедливы и сегодня, но выполнение их возможно только при условии решения транспортных проблем. В настоящее время специалисты, имеющие высшее образование в области организации движения, дорожного строительства, инженерной подготовки городских территорий, яв­ляются обязательными участниками формирования планировки го­рода на всех ее стадиях.

В число таких специалистов входят и инженеры по организации дорожного движения. Их основные задачи — оценить улично-до-рожную сеть и планировку города с позиции обеспечения городского движения, разработать мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационных характеристик этой сети и иметь достаточный


уровень знаний для того, чтобы принимать участие в формировании градостроительных концепций.

Закономерности транспортных потоков на городских улицах и автомобильных дорогах имеют много общего. Взаимодействие ко­леса с покрытием проезжей части, преодоление дорожных сопротив­лений, движение по кривым в плане и продольном профиле подчи­няются одним и тем же закономерностям. Вместе с этим в городском движении по сравнению с движением на автомобильных дор.огах имеется существенное отличие — высокая, приближающаяся к пре­дельному значению, интенсивность движения. Если на автомобиль­ных дорогах интенсивность на полосу движения 500— 1000 авт./ч является редким исключением, наблюдаемым на дорогах I техничес­кой категории, то для городских улиц, технические параметры ко­торых редко превышают параметры III технической категории до­рог, такая загрузка является обычной. В результате резко обостряется проблема обеспечения пропускной способности в городе.

Решение задач, связанных с обеспечением городского движения, основывается на знаниях, получаемых студентами по ряду общеоб­разовательных и специальных дисциплин. Описание закономерно­стей транспортных потоков построено на теориях вероятностей и математической статистики. При функциональном зонировании го­рода широко используются знания, приобретаемые при изучении дисциплин «Экологические основы управления транспортом». Раз­делы, посвященные проектированию улично-дорожной сети и ее элементов, основаны на материалах нескольких дисциплин. Из «Ав­томобильных дорог» взяты основные положения по режимам, тра­екториям движения, пропускной способности, проектированию пла­на, продольного и поперечного профилей. Эти положения развива­ются применительно к городу. «Автомобильные перевозки» подгото­вили основу для рассмотрения вопросов прогнозирования автомо­бильного и пешеходного движения в городе, изучения особенностей работы городских дорог преимущественно грузового движения. Раз­делы, связанные с выбором и обоснованием планировочных решений улиц, площадей, транспортных развязок, опираются на знания, по­лучаемые студентами при изучении дисциплин «Организация до­рожного движения», «Технические средства регулирования дорож­ного движения», «Экономика автомобильного транспорта», в кото­рых изучались правовая и техническая стороны организации дви­жения, расчеты и оптимизация светофорных циклов, координиро­ванных и автоматизированных систем управления.

Учебная дисциплина «Транспортная планировка городов» при­звана подготовить специалиста по организации дорожного движе­ния к работе в условиях города, снабдив его общими сведениями по выбору технических нормативов и проектированию городских улиц и более подробными — по вопросам, имеющим решающее зна­чение для обеспечения пропускной способности, удобства и безопас­ности движения в городе.


Глава 1

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА

И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...