И функциональное зонирование города
Стр 1 из 38Следующая ⇒ Е М. ЛОБАНОВ Транспортная планировка Городов Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Организация дорожного движения"
Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: Учебник для студентов вузов.— М.: Транспорт, 1990.—240 с. В учебнике анализируются современные тенденции развития городов, их улично-дорожной сети. Большое внимание уделяется методам оценки пропускной способности пересечений, улиц и всей улично-дорожной сети города, повышению пропускной способности планировочными методами. Рассматриваются вопросы организации и обеспечения пешеходного движения в городах, безопасности движения, организации стоянок автомобилей. Излагаются основные положения проектирования улично-дорожной сети города. Приводятся теоретические основы и практические методы расчета параметров плана и поперечного профиля городских улиц. Разбираются основные положения инженерного оборудования улиц, освещения и озеленения. Рассматриваются вопросы технико-экономической оценки планировочных решений улиц. Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 24.04 «Организация дорожного движения». Рецензенты: д-р техн. наук Д. С. Самойлов, канд. техн. наук Р. В Горбанев Заведующий редакцией В. И. Лапшин Редактор Н. В. Пинчук
ПРЕДИСЛОВИЕ Планы развития отечественных городов ориентированы на уве-личение городского автомобильного парка до 120 — 180 авт. на 1000 жителей. При таком уровне автомобилизации обеспечить городское движение, работу общественного пассажирского транспорта, экологическую безопасность в городах одними организационными мероприятиями становится невозможным. Необходимо предвидеть все негативные последствия автомобилизации и на стадиях разработки и корректировки генеральных планов городов предусматривать решения, устраняющие или по крайней мере предельно снижающие эти последствия. Для этого необходимо выявлять закономерности городского движения, наиболее острые его проблемы и изыскивать возможные пути их решения.
Наиболее существенные задачи, обостряющиеся по мере роста уровня автомобилизации,— прогнозирование интенсивности движения на городских магистралях, обеспечение пропускной способности отдельных элементов и всей улично-дорожной сети города, размещение автомобилей на территории города для хранения, ограничение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду — в настоящее время имеют решающее значение не только для формирования градостроительной концепции генерального плана города, но и при разработке плана детальной планировки городских районов. Городской автомобильный транспорт стал неотъемлемой частью современной жизни населения. Он влияет не только на экономическое, но и на социальное развитие города. До появления массового автомобиля решение планировки города связывалось с рациональным размещением промышленности, жилых территорий, мест отдыха, созданием целостной архитектурно-планировочной композиции города. Эти требования справедливы и сегодня, но выполнение их возможно только при условии решения транспортных проблем. В настоящее время специалисты, имеющие высшее образование в области организации движения, дорожного строительства, инженерной подготовки городских территорий, являются обязательными участниками формирования планировки города на всех ее стадиях. В число таких специалистов входят и инженеры по организации дорожного движения. Их основные задачи — оценить улично-до-рожную сеть и планировку города с позиции обеспечения городского движения, разработать мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационных характеристик этой сети и иметь достаточный
уровень знаний для того, чтобы принимать участие в формировании градостроительных концепций. Закономерности транспортных потоков на городских улицах и автомобильных дорогах имеют много общего. Взаимодействие колеса с покрытием проезжей части, преодоление дорожных сопротивлений, движение по кривым в плане и продольном профиле подчиняются одним и тем же закономерностям. Вместе с этим в городском движении по сравнению с движением на автомобильных дор.огах имеется существенное отличие — высокая, приближающаяся к предельному значению, интенсивность движения. Если на автомобильных дорогах интенсивность на полосу движения 500— 1000 авт./ч является редким исключением, наблюдаемым на дорогах I технической категории, то для городских улиц, технические параметры которых редко превышают параметры III технической категории дорог, такая загрузка является обычной. В результате резко обостряется проблема обеспечения пропускной способности в городе. Решение задач, связанных с обеспечением городского движения, основывается на знаниях, получаемых студентами по ряду общеобразовательных и специальных дисциплин. Описание закономерностей транспортных потоков построено на теориях вероятностей и математической статистики. При функциональном зонировании города широко используются знания, приобретаемые при изучении дисциплин «Экологические основы управления транспортом». Разделы, посвященные проектированию улично-дорожной сети и ее элементов, основаны на материалах нескольких дисциплин. Из «Автомобильных дорог» взяты основные положения по режимам, траекториям движения, пропускной способности, проектированию плана, продольного и поперечного профилей. Эти положения развиваются применительно к городу. «Автомобильные перевозки» подготовили основу для рассмотрения вопросов прогнозирования автомобильного и пешеходного движения в городе, изучения особенностей работы городских дорог преимущественно грузового движения. Разделы, связанные с выбором и обоснованием планировочных решений улиц, площадей, транспортных развязок, опираются на знания, получаемые студентами при изучении дисциплин «Организация дорожного движения», «Технические средства регулирования дорожного движения», «Экономика автомобильного транспорта», в которых изучались правовая и техническая стороны организации движения, расчеты и оптимизация светофорных циклов, координированных и автоматизированных систем управления.
Учебная дисциплина «Транспортная планировка городов» призвана подготовить специалиста по организации дорожного движения к работе в условиях города, снабдив его общими сведениями по выбору технических нормативов и проектированию городских улиц и более подробными — по вопросам, имеющим решающее значение для обеспечения пропускной способности, удобства и безопасности движения в городе. Глава 1 ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|