Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональное зонирование города




Современный город включает в себя не только жилую застройку, но и промышленные предприятия, административно-культурные учреждения и зоны отдыха. По своему функциональному назначе­нию территория города делится на 6 основных зон: селитебную (от слова селиться), промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, санитарно-защитную и отдыха населения. Кроме этого, в специализированных городах (например, научных или курортных) возникают дополнительные зоны, связанные со спецификой городов. Это деление носит несколько условный характер и в наибольшей степени соблюдается во вновь строящихся городах. В существую­щем развивающемся городе, планировка которого складывается в течение нескольких веков, отнесение какой-либо части города к од­ной из названных зон будет зависеть от преобладания в этой части производственных, административных, культурных объектов или жилой застройки. В генеральных планах развития отечественных городов, как правило, предусмотрено разделение всей территории на зоны по функциональному признаку и обеспечение как можно боль­шей однородности этих зон (рис. 1.1). Реализация этих планов тре­бует огромных капитальных вложений в связи с закрытием или пе­реносом старых промышленных предприятий, освоением новых тер-


Рис. 1.2. Расположение улиц и пешеходных путей в жилых районах города разной планировки:

а — вытянутой формы; б — с обособленной системой улиц и пешеходных путей; в — с об­ходной кольцевой системой магистралей и обособленной системой пешеходных путей; / — общественный центр; 2 — магистральная улица; 3 — улицы местного значения; 4 — пешеходные пути

Чем полнее удовлетворяются нужды населения в пределах районов, тем проще решение транспортных проблем города (рис. 1.2). Гра­ницами жилых районов являются магистральные улицы, по которым осуществляются основные пассажирские перевозки. Удачным при­мером такого района служит Олимпийская деревня в Москве.

Промышленные районы города создаются на территории про­мышленной зоны города и объединяются технологическими, энерге­тическими и транспортными связями. В современных условиях в промышленных зонах одновременно трудятся многие тысячи людей, для обеспечения технологического процесса перемещаются сотни тысяч тонн грузов, подвозится сырье и отвозится готовая продук­ция. Роль транспорта как для обеспечения технологического процес­са, так и для связи с городом резко возросла и в отдельных случаях является причиной ограничения развития промышленного района.

Промышленный район, как правило, включает промышленные предприятия, электростанции, инженерные сооружения и сети. Эти


риторий под жилую и промышленную застройку и развитием инже­нерных сетей города.

Значительная часть города занята жилой застройкой. В ней раз­личают группу домов, объединенных первичным обслуживанием населения, микрорайон, включающий несколько жилых групп, и жилой район, состоящий из микрорайонов, объединяемых общест­венным центром с учреждениями и предприятиями обслуживания районного значения. При формировании планировочной структуры селитебной территории большое значение имеет расположение го­родских магистралей, обеспечивающих перевозку пассажиров и гру­зов.

Основная структурная единица селитебной зоны города — жи­лой район. Он включает в себя все необходимое для обеспечения культурных и бытовых нужд населения: жилые дома, службы быта, детские сады, школы, магазины, театры, кинотеатры и стадионы.


предприятия занимают 60 — 80 % всей территории района. Осталь­ная территория отводится под коммунально-бытовые предприятия, подъездные железнодорожные пути, пути для движения автомоби­лей и пешеходов. Кроме этого на территории района располагаются административный центр и научные учреждения. От селитебной тер­ритории промышленный район отделяется санитарно-защитной зоной (аллеи, защитные зеленые полосы, скверы) шириной 50 — 300 м (рис. 1.3).

Транспортное обслуживание промышленного района осуществ­ляется железнодорожным, автомобильным и специальным, напри­мер трубопроводным, транспортом. Основная часть пассажирских перевозок приходится на наземный транспорт. В крупнейших горо­дах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, Баку, значительная доля пассажирских перевозок приходится на метро.

В непосредственной близости от промышленных районов распо­лагают складские территории города. На них размещают промыш­ленные, производственно-хозяйственные, продовольственные скла­ды и оптовые склады заготовительных организаций (рис. 1.4).

Размеры складских территорий определяются численностью жи­телей, видом промышленного производства, конструкцией производ­ственных зданий и организаций складского хозяйства. Площади участков под склады отводят в зависимости от вида хранящейся продукции. Для промышленных товаров на 1 тыс. жителей отводит­ся до 1000 м2, продовольственных — до 200 м2, для склада угля, торфа и жидких горючих и смазочных материалов — 200 — 300 м2.


Рис. 1.4. Схема размещения территорий складов:

 

1 — торговых; 2 — строительных материалов; 3 — топливно-смазочных и легковоспламеняю­щихся материалов; 4 — твердого топлива; 5 и 6 — снабжения и быта;

 

1 — селитебная зона;II — промышленные районы; /// — складские территории; IV — центр города; V — зеленые насаждения; VI — санитарно-защитная зона; VII — лесопарковая зона

 

Между жилыми и промышленно-складскими районами разме­щается санитарно-защитная зона, ширина которой зависит от спе­циализации складов, их товарной емкости и характера промышлен­ного производства. Эта ширина изменяется от 5 м (продовольствен­ные склады) до 500 м (городские базисные склады).

В промышленных районах города и на складских территориях имеются два вида транспортных путей для движения автомобилей и пешеходов: внутренние пути и дороги, обеспечивающие технологи­ческий процесс; внешние улицы, застроенные производственными и административными зданиями. Характерные особенности этих улиц — высокая интенсивность движения автомобилей с большой нагрузкой на ось, наличие ярко выраженных пиков движения авто­мобилей и пешеходов в течение суток.

Современный город, являясь административно-культурным и индустриальным центром, должен иметь надежную и развитую тран­спортную связь со всей территорией страны. Эта связь осуществля­ется за счет линий воздушного флота, железных и автомобильных дорог.


 

Аэропорты согласно требова­ниям охраны воздушного бассей­на (уменьшения шума в селитеб­ных районах города и обеспечения безопасности полетов самолетов) располагаются на расстоянии 10— 20 км от границ города. Связь аэропорта с городом осуществ­ляется по автомагистрали, обеспе­чивающей высокую скорость дви­жения. За пределами города эта автомагистраль имеет параметры автомобильной дороги I техничес­кой категории, а в черте города — скоростной или непрерывного дви­жения городской магистрали.

Сооружения и устройства же­лезнодорожного транспорта на территории города, как правило, размещаются вне селитебной тер­ритории, на полосе отвода, шири­на которой зависит от числа путей, наличия станций, разъездов и сортировочных пунктов. Полосы отвода устанавливаются с учетом перспективного развития этих пунктов на 20 лет (рис. 1.5).

В решении проблемы организации городского движения желез­нодорожный транспорт главным образом из-за его обособленности на территории города и приоритета перед другими видами назем­ного транспорта создает значительные трудности. В части города, где проходит железная дорога, затруднена связь между районами, разделенными полосой отвода, требуется большое количество путе­проводов, транспортных и пешеходных тоннелей.

В современном градостроительстве существует тенденция выно­са основных сооружений железнодорожного транспорта в промыш­ленную зону или за пределы города. При этом к вокзалам, грузовым и сортировочным станциям прокладывают автомобильные маги­страли, обеспечивающие необходимую скорость движения и про­пускную способность.

Город является, как правило, и крупным узлом автомобильных дорог. Интенсивность движения на этих дорогах по мере приближе­ния к городу увеличивается, в транспортном потоке возрастает ин­тенсивность местного движения, и доля его становится тем большей, чем ближе дорога находится к внешней границе города. На границе города весь транспортный поток рассматривается как состоящий из двух потоков — транзита, для которого город не является конеч­ным пунктом, и городского потока автомобилей, обслуживающих город или принадлежащих его территории. Движение транзитных автомобилей через город крайне нежелательно. Для пропуска тран-


зитного движения предусматриваются обходные дороги с большим числом транспортных развязок (2—3 развязки на 10 км), позво­ляющие пропускать в обход города транзитные потоки высокой ин­тенсивности.

Особое место занимают автомобильные дороги в пригородной зоне. При проходе через населенный пункт они выполняют роль улиц, на которых преобладает транзитное движение. На этих дорогах раз­вито автобусное движение, имеется много автобусных остановок. Эти дороги в населенных пунктах являются центральными улицами с большим числом пешеходов и автомобильных стоянок. Организа­ция движения на дорогах пригородных зон затруднена близостью расположения зданий и сооружений к проезжей части и интенсив­ным пешеходным движением.

В пригородах крупнейших, крупных и больших городов распо­лагаются санитарно-защитные зоны. Основное назначение их за­ключается в улучшении микроклимата, обеспечении чистоты воз­душного бассейна города и массового отдыха трудящихся. Все стро­ительство и хозяйство в этой зоне подчинены ее функциональному назначению. Границы такой зоны могут быть удалены от центра го­рода на 50— 100 км. В состав санитарно-защитной зоны входят лесопарковый пояс (леса, парки, пляжи, заповедники, сады), дома и базы отдыха, пионерские лагеря, водохранилища, снабжающие город водой, сооружения городского водопровода, подстанции, вы­соковольтные линии электропередачи и сооружения очистки сточ­ных, промышленных и бытовых вод. Вся зона делится на следующие основные части: населенные места, районы массового отдыха тру­дящихся, лесопарковые зоны, сельскохозяйственные территории, заповедники и прочие территории. Зона, как правило, разделена на пояса, в пределах которых преобладают либо зоны отдыха, либо леса и парки, либо водоохранительные зоны. Транспортное обслу­живание этих зон обеспечивается автомобильным транспортом. С учетом специфики движения эти дороги оборудуют большим числом автобусных остановок, площадок для отдыха людей и стоянок авто­мобилей. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружаю­щей среды, особенно в местах скопления автотранспортных средств и людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...