Функциональное зонирование города
Современный город включает в себя не только жилую застройку, но и промышленные предприятия, административно-культурные учреждения и зоны отдыха. По своему функциональному назначению территория города делится на 6 основных зон: селитебную (от слова селиться), промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, санитарно-защитную и отдыха населения. Кроме этого, в специализированных городах (например, научных или курортных) возникают дополнительные зоны, связанные со спецификой городов. Это деление носит несколько условный характер и в наибольшей степени соблюдается во вновь строящихся городах. В существующем развивающемся городе, планировка которого складывается в течение нескольких веков, отнесение какой-либо части города к одной из названных зон будет зависеть от преобладания в этой части производственных, административных, культурных объектов или жилой застройки. В генеральных планах развития отечественных городов, как правило, предусмотрено разделение всей территории на зоны по функциональному признаку и обеспечение как можно большей однородности этих зон (рис. 1.1). Реализация этих планов требует огромных капитальных вложений в связи с закрытием или переносом старых промышленных предприятий, освоением новых тер- Рис. 1.2. Расположение улиц и пешеходных путей в жилых районах города разной планировки: а — вытянутой формы; б — с обособленной системой улиц и пешеходных путей; в — с обходной кольцевой системой магистралей и обособленной системой пешеходных путей; / — общественный центр; 2 — магистральная улица; 3 — улицы местного значения; 4 — пешеходные пути Чем полнее удовлетворяются нужды населения в пределах районов, тем проще решение транспортных проблем города (рис. 1.2). Границами жилых районов являются магистральные улицы, по которым осуществляются основные пассажирские перевозки. Удачным примером такого района служит Олимпийская деревня в Москве.
Промышленные районы города создаются на территории промышленной зоны города и объединяются технологическими, энергетическими и транспортными связями. В современных условиях в промышленных зонах одновременно трудятся многие тысячи людей, для обеспечения технологического процесса перемещаются сотни тысяч тонн грузов, подвозится сырье и отвозится готовая продукция. Роль транспорта как для обеспечения технологического процесса, так и для связи с городом резко возросла и в отдельных случаях является причиной ограничения развития промышленного района. Промышленный район, как правило, включает промышленные предприятия, электростанции, инженерные сооружения и сети. Эти риторий под жилую и промышленную застройку и развитием инженерных сетей города. Значительная часть города занята жилой застройкой. В ней различают группу домов, объединенных первичным обслуживанием населения, микрорайон, включающий несколько жилых групп, и жилой район, состоящий из микрорайонов, объединяемых общественным центром с учреждениями и предприятиями обслуживания районного значения. При формировании планировочной структуры селитебной территории большое значение имеет расположение городских магистралей, обеспечивающих перевозку пассажиров и грузов. Основная структурная единица селитебной зоны города — жилой район. Он включает в себя все необходимое для обеспечения культурных и бытовых нужд населения: жилые дома, службы быта, детские сады, школы, магазины, театры, кинотеатры и стадионы. предприятия занимают 60 — 80 % всей территории района. Остальная территория отводится под коммунально-бытовые предприятия, подъездные железнодорожные пути, пути для движения автомобилей и пешеходов. Кроме этого на территории района располагаются административный центр и научные учреждения. От селитебной территории промышленный район отделяется санитарно-защитной зоной (аллеи, защитные зеленые полосы, скверы) шириной 50 — 300 м (рис. 1.3).
Транспортное обслуживание промышленного района осуществляется железнодорожным, автомобильным и специальным, например трубопроводным, транспортом. Основная часть пассажирских перевозок приходится на наземный транспорт. В крупнейших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, Баку, значительная доля пассажирских перевозок приходится на метро. В непосредственной близости от промышленных районов располагают складские территории города. На них размещают промышленные, производственно-хозяйственные, продовольственные склады и оптовые склады заготовительных организаций (рис. 1.4). Размеры складских территорий определяются численностью жителей, видом промышленного производства, конструкцией производственных зданий и организаций складского хозяйства. Площади участков под склады отводят в зависимости от вида хранящейся продукции. Для промышленных товаров на 1 тыс. жителей отводится до 1000 м2, продовольственных — до 200 м2, для склада угля, торфа и жидких горючих и смазочных материалов — 200 — 300 м2. Рис. 1.4. Схема размещения территорий складов:
1 — торговых; 2 — строительных материалов; 3 — топливно-смазочных и легковоспламеняющихся материалов; 4 — твердого топлива; 5 и 6 — снабжения и быта;
1 — селитебная зона;II — промышленные районы; /// — складские территории; IV — центр города; V — зеленые насаждения; VI — санитарно-защитная зона; VII — лесопарковая зона
Между жилыми и промышленно-складскими районами размещается санитарно-защитная зона, ширина которой зависит от специализации складов, их товарной емкости и характера промышленного производства. Эта ширина изменяется от 5 м (продовольственные склады) до 500 м (городские базисные склады). В промышленных районах города и на складских территориях имеются два вида транспортных путей для движения автомобилей и пешеходов: внутренние пути и дороги, обеспечивающие технологический процесс; внешние улицы, застроенные производственными и административными зданиями. Характерные особенности этих улиц — высокая интенсивность движения автомобилей с большой нагрузкой на ось, наличие ярко выраженных пиков движения автомобилей и пешеходов в течение суток.
Современный город, являясь административно-культурным и индустриальным центром, должен иметь надежную и развитую транспортную связь со всей территорией страны. Эта связь осуществляется за счет линий воздушного флота, железных и автомобильных дорог.
Аэропорты согласно требованиям охраны воздушного бассейна (уменьшения шума в селитебных районах города и обеспечения безопасности полетов самолетов) располагаются на расстоянии 10— 20 км от границ города. Связь аэропорта с городом осуществляется по автомагистрали, обеспечивающей высокую скорость движения. За пределами города эта автомагистраль имеет параметры автомобильной дороги I технической категории, а в черте города — скоростной или непрерывного движения городской магистрали. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта на территории города, как правило, размещаются вне селитебной территории, на полосе отвода, ширина которой зависит от числа путей, наличия станций, разъездов и сортировочных пунктов. Полосы отвода устанавливаются с учетом перспективного развития этих пунктов на 20 лет (рис. 1.5). В решении проблемы организации городского движения железнодорожный транспорт главным образом из-за его обособленности на территории города и приоритета перед другими видами наземного транспорта создает значительные трудности. В части города, где проходит железная дорога, затруднена связь между районами, разделенными полосой отвода, требуется большое количество путепроводов, транспортных и пешеходных тоннелей. В современном градостроительстве существует тенденция выноса основных сооружений железнодорожного транспорта в промышленную зону или за пределы города. При этом к вокзалам, грузовым и сортировочным станциям прокладывают автомобильные магистрали, обеспечивающие необходимую скорость движения и пропускную способность.
Город является, как правило, и крупным узлом автомобильных дорог. Интенсивность движения на этих дорогах по мере приближения к городу увеличивается, в транспортном потоке возрастает интенсивность местного движения, и доля его становится тем большей, чем ближе дорога находится к внешней границе города. На границе города весь транспортный поток рассматривается как состоящий из двух потоков — транзита, для которого город не является конечным пунктом, и городского потока автомобилей, обслуживающих город или принадлежащих его территории. Движение транзитных автомобилей через город крайне нежелательно. Для пропуска тран- зитного движения предусматриваются обходные дороги с большим числом транспортных развязок (2—3 развязки на 10 км), позволяющие пропускать в обход города транзитные потоки высокой интенсивности. Особое место занимают автомобильные дороги в пригородной зоне. При проходе через населенный пункт они выполняют роль улиц, на которых преобладает транзитное движение. На этих дорогах развито автобусное движение, имеется много автобусных остановок. Эти дороги в населенных пунктах являются центральными улицами с большим числом пешеходов и автомобильных стоянок. Организация движения на дорогах пригородных зон затруднена близостью расположения зданий и сооружений к проезжей части и интенсивным пешеходным движением. В пригородах крупнейших, крупных и больших городов располагаются санитарно-защитные зоны. Основное назначение их заключается в улучшении микроклимата, обеспечении чистоты воздушного бассейна города и массового отдыха трудящихся. Все строительство и хозяйство в этой зоне подчинены ее функциональному назначению. Границы такой зоны могут быть удалены от центра города на 50— 100 км. В состав санитарно-защитной зоны входят лесопарковый пояс (леса, парки, пляжи, заповедники, сады), дома и базы отдыха, пионерские лагеря, водохранилища, снабжающие город водой, сооружения городского водопровода, подстанции, высоковольтные линии электропередачи и сооружения очистки сточных, промышленных и бытовых вод. Вся зона делится на следующие основные части: населенные места, районы массового отдыха трудящихся, лесопарковые зоны, сельскохозяйственные территории, заповедники и прочие территории. Зона, как правило, разделена на пояса, в пределах которых преобладают либо зоны отдыха, либо леса и парки, либо водоохранительные зоны. Транспортное обслуживание этих зон обеспечивается автомобильным транспортом. С учетом специфики движения эти дороги оборудуют большим числом автобусных остановок, площадок для отдыха людей и стоянок автомобилей. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, особенно в местах скопления автотранспортных средств и людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|