Значение развития пространственных представлений у дошкольников
· Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения. · Активизируется речь, увеличивается словарный запас. · Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы. · Развивается логика, мышление, воображение. · Формируются навыки ориентировки на улице. · Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе. · Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. · Развивает кругозор и др.
Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам. Ребенок в возрасте 4—5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 метра. Дети 2—4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате двигательных упоений — в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к собственному движению (глаз, головы, тела и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практическое освоение (расстояние от одного предмета до другого). В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово. Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:
• вверху — это там, где голова; • внизу — это там, где ноги; • впереди — это там, где лицо; • позади — это там, где спина; • справа — это там, где правая рука; • слева — это там, где левая рука, и т. д.
Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Постепенно дети овладевают пониманием парности пространственных направлений. Первоначально могут их путать, особенно понятия «справа», «слева». Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое: под -» над; справа -> слева; вверху -» внизу; сзади -> впереди. Этапы восприятия пространственных отношений между предметами: I этап: Пространственные отношения не выделяются ребенком. II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.) III этап: Зрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные. В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов на ограниченном пространстве. В 5 лет возрастает степень удаленности предметов. Выводы: Дошкольный возраст — это период освоения словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений. При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.
Задание для самостоятельной работы студентов Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве.
Лекция № 13 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЛАН 1. Анализ программных задач. 2. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д) дидактические игры и упражнения. Анализ программных задач 1. Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я). 2. Учить различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева. 3. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).
4. Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П). 5. Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л). 6. Учить определять местоположение предметов относительно друг друга (П -► П). 7. Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ). 8. Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку). 9.Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|