Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы студентов




Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проана­лизировать их воздействие на математическое развитие дошколь­ников.


Лекция № 11

Методика развития дошкольников представлений о

Форме и геометрических фигурах

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.

2. Познакомить с признаками плоских геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.

3. Учить различать и называть объемные геометрические фи­гуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллеле­пипед.

4. Познакомить с различными видами:

а) треугольников;

б) четырехугольников;

в) многоугольников.

5. Учить определять форму окружающих предметов.

6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, кар­тинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).

 

Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)

Предварительная работа

В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.

Наглядный материал

Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).

Строительный материал, конструкторы, геометрическая мо­заика.

Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; тре­угольной — косынка и др.

 

Методика обучения

Начинаем работу во II младшей группе.

Последовательность изучения геометрических фигур:

1. Визуальное узнавание и называние.

2. Обследование осязательно-двигательным путем.

3. Взаимное наложение.

4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств.

5. Словесное описание.

6. Разнообразная деятельность с фигурами.

Фрагмент 1:

—Это квадрат. Повторите.

—Положите перед собой. Что это?

—Обведите пальчиком.

—У квадрата есть стороны.

—Покажите стороны.

—Что вы показываете?

—Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.)

—У квадрата есть углы.

—Покажите углы. Что вы показываете?

—Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)

Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов прово­дим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей груп­пе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка).

Фрагмент 2:

—Это круг. Повторите.

—Положите перед собой. Что это?

—Обведите пальчиком.

—У круга есть углы и стороны? (Нет.)

Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравне­нии. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной иг­рушки.

Фрагмент 3:

—Это треугольник. Повторите.

—Положите перед собой. Что это?

—Обведите пальчиком.

—У треугольника есть стороны.

—Покажите стороны.

—Что вы показываете?

—Сколько сторон у треугольника? (Много или три.)

—У треугольника есть углы.

—Покажите углы. Что вы показываете?

- Сколько углов у треугольника? (Много или три.)

Замечание: вначале лучше использовать равносторонние тре­угольники.

Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?».

Усложнения

1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме.

2. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку.

3. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией.

4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.

Дидактические игры

«Путешествие мышки»:

- мышка обежала полянку и вернулась домой (круг)

- мышка взобралась на стол, побежала по столу, упала на пол и вернулась домой (квадрат)

- мышка взобралась на горку, скатилась с горки и вернулась домой (треугольник)

«Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку».

«Гаражи». (На полу обручи —- гаражи, дети — машины. В га­ражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в со­ответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах);

«Чего не стало?», «Что изменилось?» (Дети обсуждают и за­поминают расположение геометрических фигур, закрывают гла­за. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами две фигуры. Дети определяют, что произошло);

«Чудесный мешочек» (Дети на ощупь определяют форму фи­гуры или достают заданную фигуру) и др.

Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур (задача 2)

Предварительная работа

После того как дети научатся выделять признак формы, за­помнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению при­знаков и свойств геометрических фигур.

Методика обучения

В средней группе знакомим дошкольников с прямоугольни­ком, в старшей группе — с овалом, предварительно повторив знакомые геометрические фигуры и обсудив их свойства. Так как дети уже умеют считать, все свойства конкретизируются и уточняются.

Фрагмент 1:

—Что это? (Квадрат.)

—Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны и углы.)

—Покажите стороны.

—Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (У квадрата 4 стороны.)

—Покажите углы.

— Посчитайте, сколько углов у квадрата? (У квадрата 4 угла.)

—Квадрат — это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла.
Повторите.

— Квадрат еще можно назвать четырехугольником. Как вы
думаете, почему?

Фрагмент 2:

Задача: Показать, что у квадрата все стороны равны по длине.

Вариант I:

— Перегните квадрат так, чтобы наложились соседние сто­роны.

 

—Что вы можете сказать об их длине? (Соседние стороны равны по длине.)

—Перегните квадрат так, чтобы наложились противополож­ные стороны.

—Что вы можете сказать об их длине? (Противоположные стороны квадрата равны по длине.)

—У квадрата все стороны одинаковой длины.

—Квадрат — это фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и все стороны равны.

Вариант II:

—У квадрата все стороны по длине, как эта полоска (мерка),
значит, они все равны.

—Квадрат — это четырехугольник, у которого все стороны
равны.

Фрагмент 3:

— Что это? (Треугольник.)

— Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы.)

— Покажите и посчитайте стороны и углы у треугольника. (3 стороны, 3 угла.)

— Как вы думаете, почему треугольник так называется?

— Треугольник — это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла.

Фрагмент 4:

— Что это? (Круг.)

— Что вы про него знаете? (У круга нет углов, нет сторон, нет вершин.)

Замечание: можно познакомить детей с окружностью:

— Обведите круг (используя модель или трафарет).

— Это граница круга, она называется окружность.
.— Закрасьте внутреннюю область.

— Что получилось? (Круг.)

Фрагмент 5:

— Это прямоугольник. Повторите.

— Положите перед собой. Что это?

— Обведите пальчиком.

— Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы.)

— Покажите стороны.

— Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)

— Покажите углы.

— Сколько углов у прямоугольника? (Четыре.)

— Прямоугольник — это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла.

— Прямоугольник — это четырехугольник.

Замечание: если детей познакомить с прямым углом (в про­цессе моделирования), то можно обсудить, почему прямоуголь­ник так называется, и что квадрат также является прямоуголь­ником.

Фрагмент 6:

- Перегните прямоугольник, сравните его противоположные стороны.

- У прямоугольника противоположные стороны одинаковой длины.

- Сравните стороны с помощью условных мерок.

- У прямоугольника две пары одинаковых сторон.

- Прямоугольник – это четырехугольник, у которого противоположные стороны равны.

Замечание: нельзя противопоставлять прямоугольник и квад­рат, так как они находятся в отношении рода и вида.

Фрагмент 7:

—Это овал. Повторите.

—Положите перед собой. Что это?

—Обведите пальчиком.

—У овала есть углы и стороны? (Нет.)

—На какую геометрическую фигуру похож овал?

—У овала, так же как у круга, нет углов и сторон, но он вытянут.

Замечание: нельзя говорить, что овал — это вытянутый круг, так как они не находятся в отношении рода и вида.

Фрагмент 8:

—Что это? (Квадраты.)

—Чем похожи? (Формой.)

—Чем отличаются? (Размером, цветом.)

—Сравните их стороны с помощью условных мерок (или на­ложением, или приложением).

—У большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...