Задание для самостоятельной работы студентов
Подобрать дидактические игры на развитие сенсорики и проанализировать их воздействие на математическое развитие дошкольников. Лекция № 11 Методика развития дошкольников представлений о Форме и геометрических фигурах ПЛАН 1. Анализ программных задач. 2. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г) этапы усложнения; д) дидактические игры и упражнения. Анализ программных задач 1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем. 2. Познакомить с признаками плоских геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала. 3. Учить различать и называть объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед. 4. Познакомить с различными видами: а) треугольников; б) четырехугольников; в) многоугольников. 5. Учить определять форму окружающих предметов. 6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, картинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).
Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1) Предварительная работа В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры. Наглядный материал
Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные). Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика. Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; треугольной — косынка и др.
Методика обучения Начинаем работу во II младшей группе. Последовательность изучения геометрических фигур: 1. Визуальное узнавание и называние. 2. Обследование осязательно-двигательным путем. 3. Взаимное наложение. 4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств. 5. Словесное описание. 6. Разнообразная деятельность с фигурами. Фрагмент 1: —Это квадрат. Повторите. —Положите перед собой. Что это? —Обведите пальчиком. —У квадрата есть стороны. —Покажите стороны. —Что вы показываете? —Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.) —У квадрата есть углы. —Покажите углы. Что вы показываете? —Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.) Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка). Фрагмент 2: —Это круг. Повторите. —Положите перед собой. Что это? —Обведите пальчиком. —У круга есть углы и стороны? (Нет.) Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки. Фрагмент 3: —Это треугольник. Повторите. —Положите перед собой. Что это? —Обведите пальчиком. —У треугольника есть стороны. —Покажите стороны. —Что вы показываете? —Сколько сторон у треугольника? (Много или три.) —У треугольника есть углы. —Покажите углы. Что вы показываете? - Сколько углов у треугольника? (Много или три.)
Замечание: вначале лучше использовать равносторонние треугольники. Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?». Усложнения 1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме. 2. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку. 3. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией. 4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур. Дидактические игры «Путешествие мышки»: - мышка обежала полянку и вернулась домой (круг) - мышка взобралась на стол, побежала по столу, упала на пол и вернулась домой (квадрат) - мышка взобралась на горку, скатилась с горки и вернулась домой (треугольник) «Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку». «Гаражи». (На полу обручи —- гаражи, дети — машины. В гаражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в соответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах); «Чего не стало?», «Что изменилось?» (Дети обсуждают и запоминают расположение геометрических фигур, закрывают глаза. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами две фигуры. Дети определяют, что произошло); «Чудесный мешочек» (Дети на ощупь определяют форму фигуры или достают заданную фигуру) и др. Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур (задача 2) Предварительная работа После того как дети научатся выделять признак формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур. Методика обучения В средней группе знакомим дошкольников с прямоугольником, в старшей группе — с овалом, предварительно повторив знакомые геометрические фигуры и обсудив их свойства. Так как дети уже умеют считать, все свойства конкретизируются и уточняются. Фрагмент 1: —Что это? (Квадрат.) —Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны и углы.)
—Покажите стороны. —Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (У квадрата 4 стороны.) —Покажите углы. — Посчитайте, сколько углов у квадрата? (У квадрата 4 угла.) —Квадрат — это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла. — Квадрат еще можно назвать четырехугольником. Как вы Фрагмент 2: Задача: Показать, что у квадрата все стороны равны по длине. Вариант I: — Перегните квадрат так, чтобы наложились соседние стороны.
—Что вы можете сказать об их длине? (Соседние стороны равны по длине.) —Перегните квадрат так, чтобы наложились противоположные стороны. —Что вы можете сказать об их длине? (Противоположные стороны квадрата равны по длине.) —У квадрата все стороны одинаковой длины. —Квадрат — это фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Вариант II: —У квадрата все стороны по длине, как эта полоска (мерка), —Квадрат — это четырехугольник, у которого все стороны Фрагмент 3: — Что это? (Треугольник.) — Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы.) — Покажите и посчитайте стороны и углы у треугольника. (3 стороны, 3 угла.) — Как вы думаете, почему треугольник так называется? — Треугольник — это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла. Фрагмент 4: — Что это? (Круг.) — Что вы про него знаете? (У круга нет углов, нет сторон, нет вершин.) Замечание: можно познакомить детей с окружностью: — Обведите круг (используя модель или трафарет). — Это граница круга, она называется окружность. — Что получилось? (Круг.) Фрагмент 5: — Это прямоугольник. Повторите. — Положите перед собой. Что это? — Обведите пальчиком. — Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы.) — Покажите стороны. — Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.) — Покажите углы. — Сколько углов у прямоугольника? (Четыре.) — Прямоугольник — это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла. — Прямоугольник — это четырехугольник. Замечание: если детей познакомить с прямым углом (в процессе моделирования), то можно обсудить, почему прямоугольник так называется, и что квадрат также является прямоугольником.
Фрагмент 6: - Перегните прямоугольник, сравните его противоположные стороны. - У прямоугольника противоположные стороны одинаковой длины. - Сравните стороны с помощью условных мерок. - У прямоугольника две пары одинаковых сторон. - Прямоугольник – это четырехугольник, у которого противоположные стороны равны. Замечание: нельзя противопоставлять прямоугольник и квадрат, так как они находятся в отношении рода и вида. Фрагмент 7: —Это овал. Повторите. —Положите перед собой. Что это? —Обведите пальчиком. —У овала есть углы и стороны? (Нет.) —На какую геометрическую фигуру похож овал? —У овала, так же как у круга, нет углов и сторон, но он вытянут. Замечание: нельзя говорить, что овал — это вытянутый круг, так как они не находятся в отношении рода и вида. Фрагмент 8: —Что это? (Квадраты.) —Чем похожи? (Формой.) —Чем отличаются? (Размером, цветом.) —Сравните их стороны с помощью условных мерок (или наложением, или приложением). —У большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|