Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе» — Я (задача 1)
Предварительная работа В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем ножки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей. Методика обучения В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на занятиях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи. Последовательность формирования знаний: 1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека): — Покажи, где голова. — На что надел ботинки? — Помоем спинку... 2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.) — Впереди — лицо, грудь, живот. — Сзади — спина. —Вверху — голова. —Внизу — ноги. —Руки — по бокам. 3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их): — В какой руке держишь ложку? — В какую руку взял хлеб? — В какой руке держишь карандаш? — Какой рукой придерживаешь лист бумаги? — Левая нога там, где левая рука. — Правая нога с той стороны, где правая рука. Дидактические игры «Кукла моется», «Оденем куклу»; «Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание));
«Кто правильно скажет и покажет» и др. Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» — Я -> (задача 2) Предварительная работа Только после изучения собственного тела и направлений на нем (задача 1) переходим к ориентировке относительно себя. Методика обучения Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях й вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отображении». В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ». — Раскладывай круги правой рукой слева направо. — Подними левую руку вверх? — Взмахни флажком вправо, влево. — Посмотри вниз, вверх. - Сделай два шага назад, вперед. Дидактические игры «Куда бросим мяч»; «Где звенит колокольчик?» и др.
Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П -» Я (задача 3) Предварительная работа В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него. В его пассивном и активном словаре появляются пространственные предлоги и наречия. Методика обучения В средней группе проводим работу по систематизации знаний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка: —Стол стоит справа от меня. —Стул стоит передо мной. —Сзади меня окно. Усложнения 1. Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показывает рукой, потом только смотрит на него. 2. Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.
3. Постепенно увеличивается количество рассматриваемых предметов. Дидактические игры «Что изменилось?»: Выбирается водящий ребенок. Относительно него размещаются другие дети (один — впереди, другой — позади, третий — справа, четвертый — слева). Водящий говорит, кто где стоит относительно него, запоминает расположение детей, закрывает глаза. Дети перестраиваются, водящий открывает глаза и говорит, что изменилось, кто где стоял раньше и стоит теперь (развитие памяти). Аналогично можно организовать игру с игрушками вокруг ребенка. Замечание: чтобы другие дети смогли определить правильность высказываний водящего, необходимо его поставить спиной к группе. При расстановке детей вокруг водящего нельзя давать инструкцию по ориентировке относительно другого лица, пока она не освоена: «Встань справа от Саши». Надо говорить: «Встань так, чтобы Саша был слева от тебя». «Добавь слово»: Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают: —Стол стоит... (Впереди нас.) —Полка висит... (Сзади нас.) —Слева от вас... (Окно.) —Справа от вас... (Цветок.) Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направлении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопроверкой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление. «Скажи, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве Я -> П (задача 4) Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о своем положении относительно других предметов: —Я сижу за столом. —Я сижу на стуле. —Я лежу под одеялом. —Я стою у окна. —Я спрятался за шкаф. Дидактические игры «Где я?», «Ну-ка повернись!»; «Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся («Я сижу под столом»)) и др.
Замечание: игру «Мишка и пчелы» проводить не стоит, так как медведи не бегают за пчелами, а спасаются от пчел. Некоторые дети после этой игры во время летних прогулок пытаются ловить пчел, что опасно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|