Содержание занятий. 2 полугодие. Учебный план третьего года обучения. Тема 3. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. (6)
Содержание занятий Тема1. Введение. Этюд ветки с плодами на нейтральном фоне. (6). Задачи: Развитие навыков и умений работы с акварелью. Развивать умение цветом и тоном писать предметы свободной формы. Материалы: Акварель А-3, кисти. Тема 2. Натюрморт «Яблоки» этюды фруктов на контрастном фоне. (4) Задачи: Лепка формы цветом, развивать умение компоновать предметы на листе. Материалы: Акварель, А-3. кисти. Тема 3. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. (6) Задачи: Обобщение практических навыков в передаче пространства и лепке объёма тоном в пространственной среде. Материалы: гуашь, А-2., кисти Тема 4. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне (4) Задачи: Передача пропорций, лепка формы цветом, цвет и форма. Материал: гуашь, А-2, кисти. Тема 5 Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. (6) Задачи: Композиция в листе. Развить умение писать лессировками, рефлекс. Материалы: Акварель. А-2, кисти. Тема 6. Два этюда фигуры человека (в различных позах). (4) Задачи: Обобщение практических навыков в передаче пространства в лепке формы тоном и цветом. Передать пропорции и позу фигуры. Связь фигуры с окружающей средой. Материалы: гуашь, А-2, кисти. 2 полугодие Тема7. Натюрморт в сближенной цветовой гамме. (6) Задачи: композиция в листе, лепка формы тоном. Материалы: гуашь, А-2, кисти. Тема8. Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. (4) Задачи: Передать пространство, материальность, цветовую насыщенность гипса, в зависимости от окружающей среды. Материалы: гуашь, А-2, кисти. Тема9. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). (6)Задачи: Материалы: гуашь, А-2, кисти.
Тема10. Натюрморт из бытовых предметов разных по материалу, цвету, тону. (8) Задачи: Закрепление полученных навыков, особое внимание драпировке в пространстве. Материалы: Акварель, А-2, кисти. Тема 11. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). (8) Задачи: Обобщение практических навыков в передаче пространства в лепке формы тоном и цветом. Материалы: гуашь, А-2, кисти
Учебный план третьего года обучения
Содержание занятий Тема1. Введение. «Осенний натюрморт» (4 часа) Задачи: Закрепление практических навыков в работе «по - сырому», «а ля - прима». Материалы: Акварель, А-3, кисти. Тема 2. Этюд головы человека в неглубоком пространстве. Задачи: передача цветом, тоном объёма частей лица, связь со средой. Материалы: акварель, А-2, белила, кисти. Тема 3. Натюрморт на контрастные цветовые отношения. Задачи: Сгармонировать контрастные по цвету предметы в среде. Материалы: Акварель, А-2, кисти. Тема 4. Натюрморт на сближённые цветовые отношения. Задачи: Выявить тонкости локальных отношений предметов в среде. Материалы: гуашь, А-2, кисти. Тема 5. Этюд чучела птицы. Задачи: Передача материальности и формы. Материалы: гуашь, А-2, кисти.
Тема 6. натюрморт с чучелом птицы, (контрольное задание). Задачи: Обобщение полученных в I полугодии знаний, умений и навыков. Материалы: гуашь, А-2, кисти. 2 полугодие Тема 7. Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере. Задачи: Лепка формы тоном и цветом, решение в пространстве. Связь со станковой композицией. Материалы: Акварель, А-2, кисти. Тема 8. Портрет поясной с атрибутами. Задачи: Лепка формы цветом больших частей лица. Взаимодействие с окружающей средой. Материалы: гуашь, А-2, кисти. Тема 9. Тематический натюрморт. Задачи: Передача материальности предметов, взаимодействие с окружающей средой. Научить уч-ся самостоятельной организации тематических натюрмортов, выполнение эскизов. Материалы: Акварель, А-2, кисти. Тема 10. Контрольная постановка. Натюрморт из 2-3 бытовых предметов, различных по форме, цвету, материалу, на фоне драпировки в трёх плоскостях со складками. Задача: Обобщение всех знаний, умений, навыков полученных в курсе живописи. Материалы: гуашь, А-2, кисти ІV. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств, - знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя; - умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; - умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; - умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; - навыки в использовании основных техник и материалов; - навыки последовательного ведения живописной работы. Для успешного выполнения выпускного задания и получения наивысшей оценки учащийся должен: - грамотно расположить предметы в листе; - точно передать пропорции предметов; - поставить предметы на плоскость; - правильно строить цветовые гармонии; - умело использовать приемы работы с акварелью; - передать с помощью цвета объем предметов, пространствои материальность; - добиться цельности в изображении натюрморта.
I. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формы промежуточной аттестации: • зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени); • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков: 1 год обучения - грамотно компоновать изображение в листе; - грамотно передавать локальный цвет; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону; - грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; - грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей; 2 год обучения - грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; - грамотно передавать оттенки локального цвета; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; - грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; - грамотно передавать материальность простых мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей. 3 год обучения - грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии; - грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; - грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; - грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи; - поверхностей; - грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркальнопрозрачных поверхностей; С учетом данных критериев выставляются оценки: 5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии; 4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев; 3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
VII. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта. 2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников- классиков. 3. Выбор техники исполнения. 4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением. 5. Выполнение картона. 6. Выполнение работы на формате в материале. Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Средства обучения материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
Список рекомендуемой литературы Методическая литература 1. Алексеев С. О. О колорите. - М., 1974 2. Анциферов В. Г., Анциферова Л. Г., Кисляковская Т. Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003 3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н. П., Кулаков В. Я., Стор И. Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004 5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004 7. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992 8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977 9. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997 11. Елизаров В. Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2008 12. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986 13. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992 14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996 15. Паранюшкин Р. А., Хандова Г. Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007 16. Проненко Г. Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003 17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996 18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975 19. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974
Учебная литература 1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2 2. Сокольникова Н. М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996 3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 1996 4. Сокольникова Н. М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997 Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005 Ятттухин А. П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985 Ятттухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999 Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968 Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2» ГОРОДА ВОТКИНСКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|