Рекомендуемая литература к главе 6 раздела II
Вопросы и задания
1. Возрождением чего можно считать эпоху, получившую свое название? 2. Почему изменилось отношение к науке и образованию? 3. В чем состояли принципы гуманизма Возрождения и как они повлияли на образование? 4. Расскажите о той роли, которую сыграла в образовании Реформация. 5. Расскажите об идеях Эразма Роттердамского и их значении. 6. Охарактеризуйте педагогическую мысль французского Возрождения. 7. Назовите педагогические идеи утопистов. 8. В чем заключаются особенности школы в эпоху Возрождения? 9. Как изменилось содержание университетского образования в позднем Возрождении? 10. В чем мировоззренческое значение системы Коперника?
Рекомендуемая литература к главе 6 раздела II
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978. 2. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными интеллектуальными и духовными движениями. Л., 1973. 3. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. 4. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 5. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 1999. 6. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. 7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1, 20. 8. Пико делла Мирандола Дж. Речь в защиту достоинства человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. 9. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986. 10. Сунягин Г. Ф. О некоторых предпосылках культуры Возрождения // Вопросы философии. 1985. № 7. 11. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. 12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. 13. Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1981.
Глава 7 Просвещение
Становление Нового времени
Эпоху, сменившую Возрождение, часто называют Новым временем («Age Nou‑ velle» – фр. ). Ее временные границы еще более условны. Если Возрождение завершать XVI столетием, то Новое время следует отсчитывать с XVII в. Доминантой этой эпохи становится наука, «сменившая на троне» искусство. Устами Ф. Бэкона Новое время возвестило: «Знание – сила» (мощь, власть: «Knowledge itself is power»). Такая уверенность все более укреплялась поразительными успехами механико‑ математического естествознания, по существу, отожествляемого с наукой, задающего ей эталоны, идеалы и нормы. Особенно сказанное относится к XVIII в., который вошел в историю под названием века Просвещения. Просвещение вышло за пределы круга земель, охваченного Возрождением, включив страны Восточной Европы и Россию, а также Северную Америку. Крах же идеалов Просвещения как очередной светлой мечты человечества был связан с выявлением ограниченности его идейной базы – механико‑ математического естествознания, а в политическом плане – с походами Наполеона. Таким образом, последние струйки этого мощного течения усыхают в первые два‑ три десятилетия уже XIX в., будучи связаны с именами Канта, Гегеля, Гете, все еще веривших в Просвещение, но и видевших нереализованность его программы. XVII–XVIII вв. – эпоха серьезных экономических и социальных перемен. Теперь уже, не сдерживаемые внешними и внутренними ограничениями, капиталистические преобразования приобрели значительный размах. Успехи естествознания, с одной стороны, обеспечивали ему мощную идейную и техническую базу, с другой – капитализм сам все более поддерживал и подстегивал науку, которая смещала свою направленность от «светоносной» к «плодоносной» (также выражение Ф. Бэкона). Как пишет Э. Мендельсон, «одни и те же социальные силы помогали и рождающемуся ученому, и рождающемуся капиталисту». Столь же неслучайно научная революция XVI–XVII вв. разворачивалась одновременно с Нидерландской (1566–1609) и Английской (1604–1660) буржуазными революциями. В то же русло вписались позже война за независимость США и Французская революция.
Одним из главных достижений эпохи ранних буржуазных революций явилась концепция естественного права – на жизнь, частную собственность, а вскоре и на образование, которые должно было обеспечить государство. Теперь уже жизненные успехи определялись не сословным положением, а личными деловыми качествами и, конечно, образованностью, необходимой и промышленнику, и мореплавателю, и коммерсанту. Рост социального значения науки и образования приводит к формированию педагогики уже как науки, со своими закономерностями, исследовательскими принципами, экспериментальной и теоретической базой – в духе Нового времени. Новый идеал личности предполагал формирование человека, способного постигать мир в его целостности, делая из этого практические выводы. Успехи естествознания были базой не только для социальной уверенности. Соединение ренессансного пантеизма – обожествления природы и убежденности в ее познаваемости выдвигало Природу в качестве главного Учителя и Воспитателя. Доказывалась не просто необходимость образования, но и необходимость природосообразного образования и воспитания. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571–1635) в число требований к природосообразному образованию включал обучение на родном языке, необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал научную методологию образования. В работах «Всеобщее наставление» и «Франкфуртский мемориал» он установил критерии, по которым следовало строить педагогические исследования. Дидактика, основоположником которой был чешский мыслитель и педагог Ян Коменский (1592–1670), была расширена Ратке до науки о формировании личности. В 1642 г. был принят «Готский устав», разработанный на основе идей Ратке и Коменского и сделавшийся каноном для учебных заведений Германии. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку, счету, церковному пению. В старшем классе добавлялись «мирские» знания – обычаи, местная география, основы естествознания. Занятия шли пять дней в неделю по шесть часов, с четырех– и шестинедельными (для села) летними каникулами. Учеба заканчивалась не позже 14 лет сдачей экзамена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|