Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемая литература к главе 7 раздела II




Вопросы и задания

 

1. Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности.

2. Назовите новые представления о науке и образовании в философии Ф. Бэкона.

3. Обоснуйте идею природы как учителя в «Республике ученых». Кратко охарактеризуйте педагогические идеи ее представителей.

4. Как формулируется кредо Просвещения? Какие положения концепции Я. А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?

5. Как отразилась институциализация механико‑ математического естествознания на особенностях образования?

6. Перечислите французских просветителей‑ энциклопедистов и их основные педагогические идеи. Назовите подлинную причину запрещения Французской энциклопедии.

7. Изложите основные положения концепции Ж. – Ж. Руссо.

8. Охарактеризуйте систему образования во Франции, Англии, США и Германии в эпоху Просвещения.

9. Назовите представителей немецкого Просвещения и изложите их ведущие идеи.

10. Какое место в педагогической мысли и деятельности занимает Песталоцци?

 

Рекомендуемая литература к главе 7 раздела II

 

1. Бим‑ Бад Б. М. Путь к спасению: педагогическая антропология И. Канта сегодня. М., 1994.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1985.

3. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2‑ х т. М., 1970. Т. 1.

4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 1999.

5. Дидро Д. Сочинения: В 2‑ х т. М., 1975. Т. 2.

6. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII в. М., 1988.

7. История становления науки. М., 1981.

8. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма М., 1980.

9. Коменский ЯА. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1985.

10. Коменский ЯА., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

12. Осадная башня штурмующих небо: Избранные тексты из Великой Французской энциклопедии. М., 1980.

13. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: В 2‑ х т. М., 1981.

14. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

15. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

17. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1981.

 

 

Глава 8

Образование в России: от древности до Просвещения

 

В эпоху Просвещения в общеевропейское культурное русло вливается такое мощное государство с самобытной культурой, как Россия. Во многом перенимая и адаптируя европейский опыт, она привносит в него новые черты, начинает задавать тон во многих областях культуры, включая образование. Говоря об этом, нельзя не отметить место славянских просветителей (Кирилла и Мефодия, Яна Гуса, Яна Амоса Коменского) и в общеевропейском, и в российском образовании. До эпохи Просвещения возможно отследить, по прямым и косвенным источникам, по крайней мере, тысячелетний путь российского воспитания и образования.

 

«Откуда есть пошла…»

 

Историческая уникальность России состоит в том, что она находилась в противоречивом взаимодействии не только с Европой, но и азиатским миром. Россия – Евразия есть «месторазвитие», «единое целое», «географический индивидуум», – одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический, и так далее и т. п…. Евразия цельна. Исключительно актуальны слова П. Н. Савицкого и в сегодняшних спорах об историческом пути России: «И поэтому нет России «Европейской» и «Азиатской», ибо земли, обычно так именуемые, суть одинаково евразийские земли. Урал («земной пояс» старых географов) делит Россию на Доуральскую (к Западу) (в том числе исторически. – В. Т. ) и Зауральскую (к Востоку). Ведем счет от исторической колыбели русского племени, от собирающего центра, который объединил Евразию именно в виде России». «Историческую колыбель» России качали, порой очень грубо, и варяги, и азиатские нашествия, и – позже – Византия. Но они же и питали, укрепляли быстро растущего и крепнущего младенца.

Начиная с VI в. на берегах Днепра складывается союз племен восточных славян, создавших в IX в. первое Древнерусское государство со столицей в Киеве. «Повесть о том, откуда пошла Русская земля» русский историк С. М. Соловьев начинает с летописных сведений: «От славян, севших по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская, разошлись затем многие народы» [13. С. 32. ]. Отмечая происхождение и формирование чехов и моравов, белых хорватов, сербов и хорутан, ляхов и поляков, полян и древлян, историк продолжает: «Те, которые поселились около озера Илменя, прозвались своим именем, славянами, они построили себе город, назвали его Новгородом… У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие племена жили как звери. Между полянами были три брата: одному имя Кий, другому Щек, третьему Хорив, сестру их звали Лыбедью. Они построили город и назвали его, по имени старшего брата, Киевом» (там же. С. 32–33).

К началу эпохи европейского Средневековья славяне располагались уже на огромной территории между Черным и Балтийским морями, от Карпат до Судет. Практически вся Восточная Европа была населена славянами – восточными, западными и южными. Славянские корни прослеживаются даже во многих землях современной Германии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...