Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические идеи и деятельность российских просветителей




Педагогические идеи и деятельность российских просветителей

 

Наиболее видными представителями российского Просвещения явились вслед за Ломоносовым Н. Новиков, А. Радищев, И. Бецкий, Ф. Янкович. Журналист и издатель Н. И. Новиков (1744–1818) финансировал две частные школы, а также поездки за рубеж с целью получения образования. Большую роль он сыграл в деятельности «Типографского общества» при Московском университете. Общество собирало пожертвования на организацию книжных лавок, типографий и библиотек в провинции, занимаясь в основном изданием учебной литературы. Новиков издавал журнал «Детское чтение для сердца и ума», а также ряд сатирических журналов. В трактате «О воспитании и наставлении детей» он доказывал возможность формирования активной, добродетельной личности путем гармоничного образования и воспитания. В полемике с Екатериной II, приведшей журналиста к заточению в Петропавловскую крепость, Новиков обвинял императрицу в защите крепостничества и лицемерии.

А. Н. Радищев (1749–1802) уверенный, что «русский народ рожден к величию и славе», требовал покончить с сословностью в образовании, настаивая на гражданском воспитании, формировании «сынов отечества». В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», называя самодержавие «стозевным чудищем», предрекал «смерть и пожигание наградой за суровость и бесчеловечие», убеждал, что из «мучительности рождается вольность, из вольности – рабство». Он доказывал, что ни государство от подчиненных, ни родители от детей не могут требовать слепого подчинения. За свою книгу он был сослан в Сибирь.

В 1763 г. Екатерина назначила главным советником по вопросам образования И. И. Бецкого (1704–1791). Развивая проекты воспитания «идеальных дворян» и используя французский опыт, он открыл воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук, Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт), где общая программа дополнялась курсами домоводства для менее родовитых и курсами политеса для знатных «смолянок». Убежденный, что «корень всему злу и добру – воспитание», И. Бецкий считал своей задачей создание «новой породы людей». Для этого он предлагал, вслед за Руссо, изолировать детей с 5–6 лет до 18 от вредного влияния общества. Считая необходимым «внушение страха Божьего», он тем не менее, как и другие просветители, был категорически против телесных наказаний.

Ф. И. Янкович де Мариево (1741–1814), выходец из Сербии, был рекомендован Екатерине австрийским императором. Как член екатерининской комиссии по учреждению народных училищ, он принимал участие в разработке их «Устава» (1786). Здесь воспитание провозглашалось «единым средством» общественного блага. Особо выделялось значение преподавания на родном языке. «Уставом» открывались малые и главные народные училища. Из них были устранены представители церкви, а преподавание, в том числе религиозное, поручалось гражданским лицам. Утверждалась классно‑ урочная система. Реформа, проведенная согласно «Уставу», оказалась весьма эффективной, способствуя резкому росту числа училищ, массовости образования. К концу XVIII в. в России было уже 315 училищ с общим количеством учеников до 20 тысяч человек.

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите навыки и черты характера, которые воспитывались у древних славян. Каковы особенности воспитательного воздействия сказок, ритуалов и образов?

2. Кратко изложите историю создания славянской письменности.

3. Какую роль сыграло в образовании принятие православия?

4. Расскажите о памятниках педагогической литературы XI–XIII вв. и первых образовательных учреждениях Киевской Руси.

5. Какой была роль монастырей в сохранении и развитии образования в период татаро‑ монгольского ига? Сравните с европейскими монастырями.

6. Какие основные подходы к образованию сложились на Руси в XVII в.? Как влияла на образование идея «Третьего Рима»?

7. Опишите образовательные книги и учреждения Московской Руси. Какой вклад внесла в образование Славяно‑ греко‑ латинская академия?

8. Каковы основные черты «Просвещения Петрова»? Назовите образовательные книги и образовательные учреждения при Петре.

9. В чем состояли особенности «Просвещенного абсолютизма» при Екатерине II?

10. Опишите основные идеи и деятельность в области образования крупнейших представителей российского Просвещения. Особенно остановитесь на личности М. В. Ломоносова.

 

Рекомендуемая литература к главе 8 раздела II

 

1. Абсолютизм в России: Сб. статей. М., 1989.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1965.

4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 1989.

5. Древнерусские предания (XI–XVI вв. ). М., 1992.

6. История русской литературы / Под ред. Д. С. Лихачева. Л., 1976.

7. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1992. Т. 1.

8. Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1985.

9. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М., 1991.

10. Повесть временных лет.

11. Слово о полку Игореве.

12. Смирнов С. История Славянско‑ греко‑ латинской академии. М., 1985.

13. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

14. Русь и Византия: Сб. статей. М., 1993.

15. Рыбаков БА. Язычество древних славян. М., 1994.

16. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1986.

17. Черепнин Л. В. Образование централизованного государства. М., 1982.

18. Экономцев И. Н. Православие, Византия, Россия: Сб. статей. М., 1992.

19. Яковлев А. И. Книгопечатание в России. М., 1978.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...