Социальная педагогика. Религиозно‑философские концепции образования
Социальная педагогика
Одним из наиболее влиятельных направлений, где педагогика могла бы четко определить свои цели и задачи, стала социальная педагогика (Э. Дюркгейм, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер, Б. Рассел). Ее представители были в первую очередь философами, теоретиками и историками культуры, прилагавшими свои философские взгляды к педагогике. Их объединяла философско‑ культурологическая идея, что главные истоки педагогической науки и практики заключаются в социально‑ историческом знании, в истории культуры, особенно в области философии и образования. Французский философ и педагог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), был автором трудов «Метод социологии» (1895), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). В них он высказывал свои педагогические суждения, которые основывал на концепции стадий цивилизаций и коллективных представлений. Согласно Дюркгейму, человечество прошло исторические стадии, каждой из которых присущи свои собственные системы духовных идеалов (в том числе в области образования и воспитания) – «коллективные представления». (Идея коллективных представлений оказалась столь популярной в течение XX в., что нашла отражение даже в искусстве, в частности в знаменитой одноименной картине сюрреалиста Рене Магритта. ) О современной цивилизации можно сказать, что она через цепь отрицаний и возвратов вобрала в себя важнейшие черты коллективных представлений предшествующих эпох, на основе которых сформировала свои собственные ценности. Поэтому для Дюркгейма воспитание – в первую очередь методическая социализация, т. е. «развитие известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требуют общество и среда». В этом процессе, безусловно, происходит слияние биологических и социальных компонентов, и усвоение коллективных представлений (тем более новых) преломляется через индивидуальную призму. В такой индивидуальной социализации Дюркгейм считал допустимым «дозированное управление», направляющее воспитание и формирование траектории поведения личности. Наиболее целесообразная среда воспитания – школьный класс, где дети раскрываются, воздействуют на формирование друг друга.
Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1883–1911) рассматривал воспитание как духовно‑ историческую рекапитуляцию, т. е. повторение в индивидуальном развитии истории культурно‑ психологической эволюции человечества в целом. Один из основателей «философии жизни», Дильтей, наряду с В. Виндельбандтом, возвестил о разделении культуры на «гуманитарную» и «сциентистскую». В работе «Основы гуманитарных наук» В. Дильтей уделил важное место образованию. Подчеркивая социальную природу образования, неизменно откликающегося на социально‑ культурные изменения, Дильтей трактовал педагогический процесс как «выявление духовных связей», «приобщение к жизни». С точки зрения философии жизни, которая в дальнейшем развилась в экзистенциализм, явления не столько познаются, сколько переживаются, что характерно для людей гуманитарной культуры с эмоционально насыщенным духовным миром. Немецкий философ – неокантианец Пауль Наторп (18541924), уделяя большое внимание проблемам образования, в работе «Социальная педагогика» рассматривал школу как важнейший инструмент социализации. Согласно педагогической концепции Наторпа, для формирования индивидуального самосознания наиболее эффективна атмосфера сообщества учеников и учителей, человеческих взаимоотношений, где нет места соперничеству. В русле прагматических веяний XX в. он подчеркивал, что учеба должна быть направлена на конкретные потребности ученика и его родителей.
Другой немецкий философ Эдвард Шпрангер (1882–1962) считал главным в жизни выбор места на социальной лестнице, тогда воспитание, по его мнению, – подготовка к этому месту. Здесь важное значение придается ориентации педагогики на типы личности, которых Шпрангер насчитывает шесть: 1) экономический (со склонностью к хозяйственной жизни); 2) теоретический (склонный к науке); 3) эстетический; 4) социальный (ярко выраженный альтруист); 5) политический (рвущийся к власти); 6)религиозный. Соответственно пути воспитания должны определять психологические и ценностные установки личности.
Религиозно‑ философские концепции образования
Заметное место в педагогике XX в. сыграла, в качестве обоснования, религиозная философия (в форме неотомизма), порой причудливым образом переплетаясь с философией экзистенциализма. Рассматривая жизнь как путь, предопределенный свыше, религиозная философия XX в. считала, что пройти его наиболее эффективным образом может и должно помочь воспитание. Ф. Б. Фёрстер (18691956), Мартин Бубер (1878–1965) видели в человеке «трагическое двойственное существо», за которое борются Бог и дьявол, наделившие его добром и злом соответственно. Воспитание – путь к освобождению от дьявола, к формированию духовности. Жан Маритен (1882–1973), предостерегая от чрезмерного увлечения новейшими педагогическими технологиями, полагал основной целью воспитания «христианскую человечность». В обстановке растущего отчуждения, неуверенности для французского философа это единственный путь к сохранению человечества и культуры. Чрезвычайно важна при таком подходе роль наставника, который вплоть до сего дня пользуется большим авторитетом, воспитывая вузовскую молодежь. Одним из таких вузов является католический университет в бельгийском Лёвене, где работал один из авторов теории расширяющейся Вселенной, аббат Ж. Леметр, который, кстати, не настаивал на ее религиозной интерпретации. Немалую роль играет также университет Нотр‑ Дам в Иллинойсе (США). По словам его профессора Э. Мак‑ маллина, такие учебные заведения привлекают сочетанием духа научной свободы и в то же время ответственности, нравственности. Чрезвычайно характерным документом с этой точки зрения явилась папская энциклика (обращение к верующим) 1953 г., в которой Лев XIII заявил: «XX век – век науки, которая одна за другой открывает все новые двери. И за каждой открывшейся дверью мы видим Бога». Не менее характерно, что один из ведущих представителей неопозитивизма, философ и физик Альфред Норт Уайтхед (1861–1947) считал важнейшей целью образования приход к идее Бога.
Своеобразный синтез религий – иудаизма, христианства, буддизма в качестве основы образования (человека) произвел М. Бубер. Поскольку мир расценивается как нечто отчужденное, в главной работе религиозного философа «Я и Ты» развивается идея встречи личностей, личности с окружающим миром, который в таком случае выходит из отчуждения, становясь важным и интересным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|