Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Список литературы. Глава VI. Вершины в развитии человека (или его "акме ") и их основные характеристики




Резюме

Для акмеологии первостепенное значение имеет оцениваемое в единстве всех его составляющих развитие человека на протяжении его жизни.

Однако, анализируя этот процесс на всем длиннике бытия человека, акмеология особое внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя ее, большинство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды, личности и реализуют себя как профессионалы.

И как раз потому, что, став взрослым и пребывая в этом качестве до наступления старости, большинство людей активно осуществляют свои гражданские обязанности, производят на свет и воспитывают на смену себе новое поколение и своим трудом приумножают в их материальном и духовном выражении основные ценности жизни и культуры, эту ступень в развитии человека часто обозначают как зрелость.

Вместе с тем прослеживание и сравнение степени сформированности индивидных, личностных и субъектных ипостасей человека, а также образующих их структуры компонентов и свойств как в начале взрослости, так и дальше, неизменно выявляет очень протяженный континуум степеней этой сформированности у разных людей, что не позволяет содержательно отождествлять взрослость и зрелость.

Хронологически достигнутому возрасту взрослости у разных людей обычно соответствуют до неодинаковой степени развитые индивидные, личностные и субъектные характеристики, в одних случаях больше, в других случаях меньше совпадающие, а иногда и вовсе несовпадающие с эталонами зрелости, сформировавшимися у народа, к которому принадлежат эти люди.

Список литературы

Ананьев Б. Г. Человек как субъект познания. СПб., 2000

Анциферова Л. И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М., 1998.

Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000.

Психология человека: От рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2001.

Степанова Е. И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.

©Бодалев А. А., 2002

Глава VI

Вершины в развитии человека (или его " акме " ) и их основные характеристики

 

1. Феномен " акме" и его главные характеристики

План

1. " Акме" как одно из основных понятий новой науки.

2. Более широкое и более узколокальное понимание " акме" при прослеживании развития человека на ступени взрослости.

3. " Микроакме" как промежуточные вершины в развитии человека, предваряющие достижение им " макроакме".

4. Основные характеристики " акме" человека.

5. " Псевдоакме" как антипод подлинной вершины в развитии человека.

6. " Акме" в развитии малых и больших общностей людей и их главные характеристики.

7. " Псевдоакме" в развитии общностей.

Ключевые слова: " акме", " макро- и микроакме", основные характеристики " акме" человека и общностей людей, " псевдо-акме", развитие;

развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов;

" макроакме " – наивысший уровень о развитии, достигнутый человеком или общностью людей; " микроакме" – вершины, предваряющие достижение макроакме людьми или большими или малыми общностями;

основные характеристики акме человека и общностей людей – сущностные особенности вершины в их содержательном, пространственно-временном, материальном и идеальном выражении, которых достигают в своем развитии как отдельный человек, так и общность людей.

Как известно, при нормальном развитии человека его младенчество, детство, отрочество, юность – этапы в его развитии, предшествующие его вступлению во взрослость и подготавливающие при их нормальном прохождении полноценную реализацию им себя на ступени взрослости в качестве физически здорового человека, законопослушного гражданина, надежного супруга, в воспитательном отношении умелого родителя, творчески проявляющего себя специалиста-профессионала в конкретной области труда.

Взрослость во всех названных проявлениях своей природной и социальной сути человеком, таким образом, оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.

При таком понимании, " акме" – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

Вместе с тем в акмеологии понятие " акме" используется и в более узколокальном значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающим материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества.

Наконец, в работах, в которых рассматривается развитие человека в онтогенезе, особенно когда хотят подчеркнуть роль самого человека в выстраивании своего развития по оптимальному варианту, термин " акме" употребляется еще в одном значении – пиков или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого " акме" или " макроакме", называют малыми " акме" или " микроакме".

Когда более углубленно анализируют достигаемые людьми " акме", то, во-первых, стараются определить его содержательные характеристики и, прежде всего, по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития.

Во-вторых, устанавливается, образно говоря, величина достигнутого " акме" или его калибр. Далее также выделяются такие его показатели, как время достижения " акме" человеком и его продолжительность.

Как противоположность подлинному " акме", в котором находит выражение наивысший уровень развития человека, проявляющийся в оптимальном для него состоянии здоровья, в имеющих неординарное для него положительное значение поступках и деяниях, являющихся вкладом в ценности жизни и культуры, у некоторых людей может наблюдаться псевдоакме или за кажимостью " акме" не быть действительного, подлинного " акме".

Как было показано выше, " акме" может быть у малых и больших общностей людей. И в нем тоже в каждом случае прежде всего обнаруживаются и фиксируются содержательные характеристики, а именно: что из сущностных особенностей общности оказывается развитым наиболее сильно.

У организованной, выступающей как относительно единое целое общности людей, занятых общей деятельностью, при прослеживании ее действительно поступательного развития, как правило, обнаруживаются и такие характеристики, как калибр или величина " акме", время его достижения и продолжительность действования на уровне " акме".

И у общностей, как и у отдельных людей, их развитие необязательно идет по наиболее часто встречающемуся ординарному варианту. И необязательно этот процесс, происходящий в общности и означающий ее развитие, оказывается оптимальным для нее и непременно выводит ее на уровень " акме". Он опять же при стечении определенных объективных и субъективных обстоятельств может означать не прогресс, не движение общности по восходящей, а, наоборот, регресс и заканчивается ее распадом или исчезновением. И как в случае с развитием человека, одним из вариантов ущербного развития общности выступает достижение ею псевдоакме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...