Резюме. Список литературы. 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
Резюме Новый этап общественного развития – постиндустриальный и, прежде всего, наукоемкая экономика впервые ставят вопрос (социальная потребность) об опережающем и именно личностном развитии массового человека, а не только элиты. Только личность, живущая в режиме акме (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации (и каждого отдельного социума). В роли универсальных ресурсов развития выступают: ВРЕМЯ (прежде всего, время человеческой жизни); ИНФОРМАЦИЯ (в том числе как новая форма капитала – ноу-хау, банки данных; основание образованности и духовности); КРЕАТИВНОСТЬ (творческие способности человека, профессионализм). Все это и ставит так остро вопрос об самоопределяющейся, самоорганизующейся акмической личности как субъекте социального развития и его ведущем критерии. Список литературы Бобнева М. И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. Бодалев АА. , Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2. Братусъ Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятель-ностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O. K. Тихомирова. М., 1999. Деркач А. А. Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. © Маркин В. Н., 2002
5. " Акме" в контексте индивидуального развития человека План 1. Индивидуальность в системе качеств человека и акме. 2. Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека.
3. Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой. 4. Типология стилей. Ключевые слова: индивидуальность, интегральная индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, стиль профессиональной деятельности. - индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость; - интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека как его целостная характеристика; - индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности; – стили профессиональной деятельности – интегральные иерархические биполярные динамичные системы психологических средств осуществления деятельности, детерминированные индивидуальностью субъектов и организацией среды (компонентов деятельности и интерперсонального пространства взаимодействующих субъектов).
Индивидуальность в системе качеств человека и акме
Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития; наука, изучающая постижение человеком смысла своего существования, достижения личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни всех сущностных сил индивида*. Соответственно под акме понимается состояние высокой эффективности субъекта как профессионала, человек в фазе его наивысшей духовной зрелости, подчиняющей себе и организующей его физические и психические функции. Понятно, что акме определяется сложными причинно-следственными отношениями физического, психического и духовного состояния человека или, иначе, сложными отношениями таких " составляющих" человека, как " индивид", " субъект", " личность", " индивидуальность".
В акмеологическом изучении человека интегрировано особое понимание его сущности как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, проявляющихся в таких феноменах, как жизненный путь личности, субъект жизнедеятельности, активная жизненная позиция, самореализация, профессионализм, индивидуальный стиль и др. * См.: Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1990; Бодалев А. А. Вершина развития человека: характеристики и условия достижения. М., 1998; Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000 Кн. 2
Если в психологии субъект (от лат. subyectum – подлежащее) понимается как существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира (субъект – это человек, познающий и преобразующий окружающий мир); как индивид или группа – источник познания и преобразования действительности; носитель активности), то при акмеологическом подходе понятие субъекта несет дополнительную смысловую нагрузку. Субъект - это не только особое отношение человека к миру и деятельности, в частности, но и особое качество, которое человек может обретать по мере своего развития, в зависимости от степени интеграции внешних и внутренних условий и принятия роли активного субъекта своей жизнедеятельности*; это человек на высшем для себя уровне активности и профессионализма, человек как творец собственной истории, как воплощение качественно определенного способа саморегуляции и самокоординации всех психических процессов, состояний, свойств и возможностей личности, как важнейшее из бесконечно противоречивых качеств человека**. * См.: Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1990. ** См.: Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. М., 1999.
Если в психологии традиционно индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) понимают как неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; как человек, " характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость", то при акмеологическом подходе понятие " индивидуальность человека" обретает новое смысловое содержание и выступает как одно из ключевых понятий феномена " человек". В широкой естественно-научной постановке проблемы человека как предмета познания Б. П. Ананьевым* понятие индивидуальности занимает центральное место. Именно в индивидуальности интегрируются другие проявления человека: как индивида и как представителя определенного биологического вида, опосредствуемые его онтогенезом; человека как представителя биологического вида и как представителя человеческого общества, опосредствуемые человеческой историей; человека как личности и как представителя общества, проявляющиеся в его жизненном пути; человека как индивида и как личности, воплощающиеся как следствие взаимосвязи онтогенеза и жизненного пути. Индивидуальность человека, таким образом, понимается как триединство индивида, личности и субъекта деятельности. * См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
Очевидно, что акмеологическое понимание основных качеств человека предполагает не только их концептуальное выделение, но и эмпирическое обоснование. При дифференциально-психологическом подходе с опорой на обширную эмпирическую базу феномены и процессы становления высших качеств человека могут рассматриваться как " интегральная индивидуальность" *. * См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б. А. Вяткина. М., 1999; Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначил понятием индивидуальная интегральность, рассматривая ее как объект междисциплинарного исследования, как объект исследования всех наук о природе и обществе*. Теория индивидуальная интегральность возникла в русле дифференциальной психофизиологии, что и предопределило ее особенности. Согласно теории, индивидуальная интегральность есть частный случай саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, состоящих из относительно замкнутых подсистем метасистемы " человек – общество". Индивидуальная интегральность – это не совокупность особых качеств и свойств человека, это особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности. Индивидуальная интегральность – это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды. Индивидуальная интегральность содержит ряд иерархических уровней свойств человека: биохимических, физиологических, психологических, личностных, социально-психологических, находящихся между собой в особой зависимости, организованных в подсистемы и структурированных по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними. В свойствах разных уровней проявляются разные этапы развития материи. В индивидуальной интегральности выделяют ряд подсистем: а) индивидуальных свойств организма (ее подсистемами являются биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); б) индивидуальных психических свойств (ее подсистемы – темперамент и личность); в) социально-психологических свойств (ее подсистемы – социальные роли в группах и социально-исторических общностях)**. * См.: Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. С. 10. ** См.: Интегральная индивидуальность человека и ее развитие; Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
В становлении индивидуальности человека, согласно теории, выделяются два основных феномена – интегральная индивидуальность как своеобразное объединение всех его свойств в процессе развития и функционирования и индивидуальный стиль как своеобразие активной адаптации человека к среде (условиям профессиональной деятельности, специфике контактных социальных групп и общества в целом). Становление индивидуальной интегральности и индивидуального стиля взаимосвязано, при этом индивидуальный стиль рассматривается как психологическая система, опосредствующая взаимодействия индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Индивидуальный стиль выполняет системообразующую функцию. Стили можно различать соответственно иерархическим уровням индивидуальная интегральность человека*.
* См. там же.
В своем развитии, как уже отмечалось, теория интегральной индивидуальности все более " разворачивалась" от первоначального изучения взаимосвязей и взаимодействия биологически обусловленных свойств человека с некоторыми условиями его деятельности (профессиональной и учебной) к изучению его взаимодействия с социальной средой в целом, в процессе которого и формируется его индивидуальная интегральность как следствие взаимодействия его " внутренних" и " внешних" условий, как процесс преобразования самих этих условий. Именно в результате этих процессов, сменяющих друг друга на протяжении жизни, человек развивается и восходит к вершинам своих возможностей, к своему " акме". Одним из основных механизмов становления индивидуальной интегральности выступает индивидуальный стиль как психологическая система сопряжения, согласования индивидуальных особенностей человека с социально заданными приемами и способами деятельности, поведения, образа жизни*. Рассмотрим эти системы более обстоятельно. * См.: Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000
Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
Социальная организация деятельности людей как общественно полезного труда требует рассмотрения индивидуальных стилей деятельности субъектов как стилей профессиональной деятельности, т. е. стилей отдельных субъектов, интегрированных в их совместной профессиональной деятельности с ее основными характеристиками – общностью операционального состава, общностью мотивационно-смыслового поля, общностью интерперсонального пространства. Интеграция индивидуальных стилей деятельности отдельных субъектов в совместной деятельности также предполагает согласованность и сопряженность их активности с социально-психологическими феноменами совместной деятельности*. * См. там же.
Таким образом, проблема стиля – это не только и не столько вопрос индивидуальной деятельности отдельных людей, сколько вопросы наиболее эффективной интеграции их активности в их совместной деятельности, вопросы оптимального согласования индивидуальностей партнеров, а также постоянной интеграции индивидуальности человека с условиями его жизнедеятельности. Такой подход к проблеме стиля предполагает учет наиболее существенных характеристик совместной профессиональной деятельности, социально-групповых процессов и индивидуально-психологических особенностей субъектов, закономерностей становления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности. В отношении, например, государственной службы это – требование учета специфики деятельности на разных рабочих местах, ее зависимости от позиции служащего в служебной иерархии, особенностей его взаимодействий с сослуживцами (самооценок, оценок профессионально важных качеств партнеров, сработанности, совместимости и др. ), особенностей жизненного пути личности. В проблеме стиля профессиональной одеятельности выделяются два взаимосвязанных аспекта, но традиционно выступающих предметами исследования разных научных дисциплин. " Вертикальная составляющая" стиля предполагает изучение успешности адаптации субъекта к совокупности условий его предметной деятельности (ее эффективности, результативности, удовлетворенности, энергозатраты и др. ), а также связи ее с совокупностью социально-психологических феноменов совместной деятельности (социально-групповые эффекты, согласование индивидуальностей и др. ). " Горизонтальная составляющая" стиля предполагает изучение качества интеграции субъектом биологических, психологических и социальных факторов своей жизни (периодизация, кризисы, самоактуализация и др. ) как успешности становления человека в качестве активного субъекта своей жизнедеятельности.
Типология стилей
Проблема стиля профессиональной деятельности предполагает изучение человека как активного субъекта в пространстве множества различных по своей природе детерминант его развития, деятельности и поведения. Для начала рассмотрим разные проявления феномена " стиль". К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни, перцептивные, реактивные и многие другие). Познание проблемы стиля сопряжено с широким спектром исследований индивидуальности, личности и ее жизненного пути, разработкой понятий субъекта деятельности, общения, совместной деятельности. Среди разнообразных подходов, сформировавшихся в 40 – 50 годах прошлого века, можно выделить несколько методологически и методически наиболее последовательных, в " активе" которых имеются многочисленные публикации. Хронологически первым направлением можно считать " стили жизни" (поведения, активности, саморегуляции). Понятие стиля в психологию введено в начале XX в. А. Адлером для объяснения складывающихся индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных) и преодолению комплекса неполноценности. Такой стиль формируется стихийно как следствие взаимодействия индивидуальности человека и условий его жизни. Понятия стиль жизни, характер, личность Адлером отождествляются. Понимание стиля как личностных диспозиций со временем уточняется и дифференцируется. Г. Олпорт выделяет в стиле индивидуальные различия в экспрессии, в выразительной манере поведения, отражающие отношение личности к объектам и субъектам, и " инструментальные", операциональные по своей природе черты личности (способы и средства поведения), с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. Позднее уже более четко и последовательно Р. Стагнер разграничивает " перцептивные стили" – схемы перцептивных актов, и " реактивные стили" – типы соматического выражения эмоциональных переживаний человека. Очевидная спонтанность становления некоторых стилевых проявлений указывает на их вероятную генетическую детерминированность и сближает с современными концепциями темперамента, который можно рассматривать как поведенческий стиль, формирующийся с учетом влияния окружения и обусловливающий относительно устойчивые стратегии поведения в определенных классах ситуаций. Например, В. М. Русалов в темпераменте различает структурный (формально-динамический) и функциональный (формально-программный) аспекты, рассматривая индивидуально-биологические особенности человека как основание некоторых врожденных поведенческих программ*. * См. обзор в кн.: Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности.
Стиль жизни как глобальное психологическое явление, понятно, не мог не обсуждаться в философской, социологической, социально-психологической литературе. Концепция жизненного пути личности разрабатывалась с 1930-х гг. Ш. Бюлер, М. Вебером, Т. Верденом, П. Жане, В. Уорнером, С. Л. Рубинштейном и др. Исследователи связывали стили жизни людей с их принадлежностью к тому или иному классу, социальному слою, с вовлеченностью в ту или иную трудовую деятельность, что вело к формированию у людей определенной манеры одеваться, общаться, способов проведения досуга и т. п. В отечественной психологии можно выделить три разных подхода к данной проблеме: 1) концептуальный – изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий; 2) интегральный, в котором понятие стиля жизни (и близкие ему по содержанию феномены – поведение, активность, отношения, саморегуляция) определяются на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование; 3) эмпирический – исследование и описание разных моделей, вариантов, стратегий поведения, отношения, которые могут быть оценены как более частные проявления стиля жизни человека в какой-либо определенной сфере, например в общении. В целом стили жизни определяют как " психологические механизмы социальной жизнедеятельности"; как " соединение индивидуальности с условиями жизни", неповторимость способа жизни, ее организации*; коммуникативные стили – как " устойчивые индивидуально своеобразные приемы и способы передачи и получения информации в процессе общения". * Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.
Вторым крупным направлением можно считать " стили руководства/лидерства" , последовательное изучение которых открывается работой К. Левина с сотрудниками 1939 г., выделивших авторитарный, демократичный и либеральный стили, различая две их стороны: содержание решений, предложенных лидером группе, и техника (способы, приемы) осуществления этих решений. Два крпитерия оценки стиля: ориентация на производственные задачи ибо на человеческие отношения, в континууме которых потенциально различаются восемь стилей, – выделил Ф. Фидлер. В последующих многочисленных исследованиях стиля руководства и лидерства рассматривались такие " факторы", как сложность производственных задач, заинтересованность и зрелость коллектива, формальная и неформальная организация, институциональные характеристики и др., однако вопрос взаимосвязи вышеуказанных " переменных" остается дискуссионным*. Под стилями руководства понимают " стабильно повторяющиеся особенности", " индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействий руководителя на коллектив". В рамках данного направления можно различать четыре основных подхода: 1) личностный (отражающий выделение индивидуальности руководителя в качестве главной детерминанты его стиля); 2) поведенческий (связывающий стили с поведением, личностными особенностями, отношениями, мотивами подчиненных); 3) комплексный (отражающий стремление обобщить наиболее изученные детерминанты стиля); 4) структурно-функциональный (характеризующийся постановкой вопроса о внутренней организации стиля). * См.: Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности
Третье направление – " когнитивные стили" (когнитивные контроли) – зарождается в подходе " New Look" в начале 1950-х гг., когда объектом исследования психологов становятся именно индивидуальные различия в протекании перцептивных и когнитивных процессов. Представители когнитивного направления неофрейдизма изучали структурные образования психики человека, опосредствующие внутренние (мотивационные) и внешние воздействия. В работах миненгерской группы когнитивные стили (сглаживание/подчеркивание различий, диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость познавательного контроля, узость/широта сканирования, толерантность к нереальному опыту, импульсивность/рефлексивность) понимаются как индивидуальные формы познавательных процессов, обеспечивающие их адекватность и направленность на согласование потребностей индивида и среды. Другим важным основанием когнитивно-стилевых исследований выступают работы Г. Уиткина, обогатившего гештальтистские представления о поле и полевом поведении изучением его индивидуальных различий (полезависимость/поленезависимость). Когнитивные стили, отражающие связи в различных психологических проявлениях (восприятии, памяти, мышлении, поведении, деятельности, общения), определяются как " устойчивые и постоянные индивидуальные различия в когнитивной организации", " предпочитаемый способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения", " профиль умственных способностей", " система контитивных механизмов, опосредствующих намерения личности и требования объективной ситуации", " опосредующее звено или проекцию личности на познавательную сферу" *. * См. обзор в кн. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности
" Индивидуальные стили деятельности" – четвертое направление, разработанное отечественными психологами Е. А. Климовым. В. С. Мерлиным, Е. П. Ильиным и др. Это направление отличается от зарубежных " деятельностным", а не " личностным" подходом к детерминации стиля. Его исходными теоретическими положениями стали идеи Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации. Особенность нашего понимания феномена " стиль" (стиль профессиональной деятельности государственных служащих, стиль руководства) состоит в том, что " стили руководителя", например, рассматриваются прежде всего как психологические системы отдельного субъекта (его когнитивный, эмоциональный, поведенческий, индивидуальный стиль деятельности), включенные в совместную профессиональную деятельность многих субъектов. Один из специфических факторов среды, определяющих своеобразие проявления стиля субъекта – управленческая структура. Но если руководитель рассматривается не как отдельный субъект – носитель определенного индивидуального стиля деятельности, по определению Е. А. Климова, – " устойчивой системы способов (деятельности)" или – в широком смысле слова - как " индивидуально-своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей... индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" *, но как активный участник более общих социально-психологических " единиц", например " триады" (вышестоящий руководитель – руководитель – подчиненный, нижестоящий руководитель), многие из прежних представлений о его стиле кардинально изменяются. * Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Казань, 1969. С. 49.
Совместная деятельность имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и " ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции (" психологические ниши" ) и т. п. Итак, в широком смысле, стиль как " стиль человека" есть постоянное, довольно устойчивое, универсальное, " сквозное", целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы пассивной и активной (преобразующей) адаптации человека к среде. Стиль своеобразно проявляется в зависимости от организации внутренней (" интегральная индивидуальность" ) и внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействий субъектов), допускает возможность развития отдельных стилей и их взаимопереходов. Стиль обеспечивает интеграцию психической сферы человека, его взаимодействий с внешней средой (выступая " опосредствующим" звеном и одним из его поведенческих механизмов). Стиль субъекта – одновременно причина и следствие его психического развития. Выделяя такую активность человека, как деятельность, и такие особенности внешней среды, как требования профессии, можно говорить о стилях профессиональной деятельности – интегральных иерархических биполярных динамичных системах психологических средств осуществления деятельности, детерминированных не только индивидуальностью субъектов, но, прежде всего, организацией среды (компонентов деятельности и интерперсонального пространства взаимодействующих субъектов), " снимающей" некоторые детерминации индивидуальных особенностей субъектов. Анализ проблемы стиля в целом позволяет выделить его общую иерархическую структурно-функциональную организацию: субъективно удобные условия деятельности - структуру – тип организации деятельности. Адаптация субъекта к деятельности начинается с ее неспецифических факторов (режимы работы, предпочитаемые партнеры и др. ) и уже на второй ступени идет овладение ее предметными, " техническими" действиями (структурой), а наиболее тонкое и полное уравновешивание, согласование индивидуальности и внешних требований происходит на третьей ступени. Однако предметом отдельных исследований стиля субъекта обычно становятся лишь характеристики одного из трех иерархических уровней (например, " стиль принятия решений", " стиль общения" и т. п. ), что и определяет ограниченность объяснения данного феномена. Анализ проблемы стиля в психологии в целом и разных стилевых подходов дает достаточные основания для их первоначальной классификации использовать аналогичные " координаты": а) " структурированность внешней среды" и б) " субъект-объектные" /" субъект–субъектные" отношения, или " деятельность/взаимодействия" *. При таком подходе все многообразие стилей можно распределить в системе двух вышеназванных координат. * Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности
Обычно интегральные схемы стилей строятся иерархически. Внутренним организующим условиям стиля внимания уделяется меньше. Изучение трех важных детерминант стиля - " индивидуально-психологической", " социально-психологической" и " профессионально-технологической" – позволяет выделить вероятную общность структурно-функциональной организации разных стилей (когнитивных, эмоциональных, руководства, поведения, индивидуальных стилей жизни) как их объединяющее основание. Таким образом, в исходном многообразии можно выделять четыре основные группы стилей: " адаптации" (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления – когнитивной, эмоциональной, моторной и др. ) – локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер); " деятельности" (строятся с учетом объективного строения среды) – системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами. К ним относятся традиционно изучаемые " индивидуальные стили деятельности". Эта группа стилей характеризует, как человек включается в профессионально-трудовые и технологические системы; " взаимодействия" – системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотех-нических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п. ); " отношения" – системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования его продуктов, личностные смыслы, ценности и др. Проблема стиля субъекта может и должна рассматриваться в единстве с другими стилевыми проявлениями – когнитивным, эмоциональным и психомоторным стилем, индивидуальным стилем деятельности, поведения, стилем жизни в целом, т. е. как единый стилевой цикл. При таком подходе становятся более очевидными как факторы специфической детерминации стиля, так и его специфических проявлений в индивидуальной и совместной деятельности, что значительно облегчает задачи коррекции стилей субъектов и согласования их индивидуальностей в организационных структурах. В целом, индивидуальный стиль можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями (требованиями учебной или профессиональной деятельности, индивидуальностью партнеров и многими другими), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений. Обратим внимание на качественную особенность феномена " стиль", отличающую его от других психологических образований. Стиль – не " черта", не " тип", не " характеристика". Стиль есть динамичная психологическая система активной адаптации субъекта к условиям среды. В качестве внешних условий могут выступать особенности профессиональной деятельности субъекта, корпоративной культуры организации, требования вышестоящего руководства, межличностные отношения в коллективе, равно как и методики обучения или тренировки, реализуемые данным преподавателем, и многое другое. Словом, все то, что может быть объективно- или субъективно значимыми факторами для жизнедеятельности данного человека. Вероятно, разные стили представляют собой результат интегрирования более частных стилей по принципу вложенных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|