Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание властью и воспитание власти




Воспитание властью и воспитание власти

 

В обществах, прошедших естественный путь развития, власть – это огромная ответственность, тяжкое бремя. Помнится, как в своем интервью советским журналистам (ставшем возможным впервые в годы перестройки) премьер‑ министр Великобритании Маргарет Тэтчер призналась, просто, без всякой рисовки и поэтому особенно убедительно: «Я захотела руководить страной, потому что убедилась, что у меня это получается лучше, чем у других». Поняли это, как видим, и избиратели. Не менее впечатляющим является другое признание, уже в мемуарах: она почувствовала, что пора уходить, когда… вставила зубы. Чисто психологически, как женщина – ведь можно догадаться, что вряд ли она стала шепелявить или брызгать слюной. «Нашему человеку», воспитанному в убеждении, что власть – наилучшее средство отхватить лучший и больший кусок пирога, трудно понять ее позицию.

В той же Англии говорят: «Воспитание ребенка начинается за сто лет до его рождения» – в подготовленной веками культурной среде. Известна и притча об английском садовнике, который на вопрос о секрете его газонов ответил: «Никакого секрета. Надо только регулярно стричь и поливать. триста лет подряд». Если мы попытаемся вспомнить, что у нас лелеялось и взращивалось хотя бы тридцать лет подряд, три года, нам станет понятнее, почему мы так живем и почему так трудно найти пути выхода из нашего заколдованного круга.

В другом государстве с ухоженными газонами и конституцией, принятой всего один раз триста лет назад, при его основании, произошло в свое время событие, смешное по нашим «понятиям». Президент США Р. Никсон был отстранен от должности за то, что его сотрудники рылись (как он утверждал, без его ведома) в отеле «Уотергейт» в документах конкурирующей партии. После этого Никсон, известный юрист, вернулся к работе по специальности – в одной из крупнейших юридических компаний (может ли быть лучшая реклама фирме? ).

Куда бы делся наш отстраненный от власти политик? Став снова никем – без должного образования, без подлинного, заработанного своей деятельностью авторитета? Трудно поверить, но некогда могущественный секретарь Московского горкома КПСС, главный соперник Горбачева после смерти его предшественника, В. Гришин умер от сердечного приступа в собесе, в очереди таких же, как он, пенсионеров. В этом плане очень симптоматична добровольная отставка Б. Ельцина в канун 2000 г. В свое время больному и немощному Л. Брежневу не дали уйти с поста Генсека КПСС, – очень уж выгодным прикрытием был увешанный орденами старик. Пусть даже продиктованный политическими соображениями (обеспечить преемника), уход Ельцина был воспринят и у нас, и во всем мире как мужественный поступок, вызвавший уважение и даже психологически смягчивший критическое отношение к нему. И это свидетельствует о том, что в России все же что‑ то меняется.

 

Объективные предпосылки гуманизации политического мышления

 

Испытание власти и испытание властью проходят столь тяжко, опять‑ таки в силу веками воспитанного (и не только у нас) менталитета, в котором политическое мышление и гуманизм, политика и мораль, просто порядочность настолько несовместимы, что это воспринимается даже как норма. Призывы к политикам столь же неэффективны, как и угрозы в их адрес: они произносятся людьми и в адрес людей, которые как раз воспитаны в таких реалиях. Полезнее будет присмотреться вместе с идущим на смену поколением к новым реалиям современного мира.

Важнейшее из них – насилие в современном мире исчерпало себя, оно не только противоречит гуманистическим нормам, бесчеловечно, но и попросту неэффективно. Еще Маркс называл насилие «повивальной бабкой истории». Так, вероятно, и было, в течение всей «предыстории человечества», так перестало быть буквально в последние годы. Насилие исчерпало себя и в отношениях внутри государства, и в отношениях между государствами, между людьми, в отношении к самому себе! Отрадно видеть, что отказ от конфронтации, стремление к компромиссу, диалогу действительно становятся «велением времени» – уже и на уровне межгосударственных отношений.

Аргументы в пользу этого утверждения строятся не на общих словах и прекраснодушных пожеланиях («Ребята, давайте жить дружно! »), а на вполне объективных основаниях. Сегодняшний мир – единый организм, с переплетением экономических, политических, культурных кровеносных сосудов, и закупорка или повреждение любого из них может привести к катастрофическим последствиям для всего организма. Недаром колебания курса валюты или котировок на нефть даже на индонезийской бирже отзываются на всем мировом рынке, и вполне логично, что крупные корпорации (известные из наших учебников как хищные акулы) могут быть сегодня только транснациональными – с разделением труда, источников сырья и рынков сбыта. Современная ситуация в мировой экономике убеждает и в другом – что выгоднее быть не вероломными хищниками, а честными партнерами в тех процессах самоорганизации, которые составляют суть современного мира как единого целого.

В ряде вузов, например, МЭГУ в Москве, Институте им. Россинского в Краснодаре практикуется такая форма, как «Курсы авторизованного обучения» (АК), где студент сам должен находить ответы на сгруппированные в нем вопросы. АК по этике заканчивается общим вопросом: «Единому миру – единая мораль». На первый взгляд, такое утверждение может вызвать недоумение. Какой же мир единый, если он разрывается от террора, военных и политических конфликтов, и поверят ли в это люди, проходящие с бомбой в самолет или сидящие в окопах по разные стороны? Им, видимо, уже поздно. Кто‑ то из них верит, что спасает родину, для кого‑ то война – средство заработать. Но новое, иначе образованное поколение может и должно понять, что окопы и бомбы – рецидивы (хотя и очень устойчивые) дикарского менталитета в мире, который уже давно составляет единый организм. А «единая мораль» означает не некий устав на все случаи жизни, а общечеловеческие нормы отношений как единственно оправданные.

Этика ненасилия, которая становится велением времени, – вовсе не означает безволия, пассивности, безразличия. Она означает только отказ от насилия – делом и словом, от угроз и санкций, демонстрации мускулов.

На доске с именами наиболее выдающихся в учебе выпускников Бостонского университета на первом месте, со значительным опережением будущих Нобелевских лауреатов по физике, начертано имя Мартина Лютера Кинга. В одной из статей о нем «Возлюби врага своего» говорилось: «Постарайся встать на место своего противника. Взглянуть на ситуацию его глазами, и если он прав, не бойся согласиться с ним, принять его позицию. Если же нет, найди слова, чтобы убедить его – и тогда вы не будете врагами». Судя по всему, М. Л. Кингу это удавалось. Его митинги собирали сотни тысяч людей, требующих равноправия, мира без войны и огромный хор присутствующих пел: «We shall overcome» («Мы преодолеем»). Напуганные таким влиянием, спецслужбы решили сорвать митинг, устроив потасовку через 20–25 минут после его начала, когда слова оратора начинают всецело овладевать вниманием аудитории. Но агенты, посланные с целью не дать провести митинг, так и не выполнили задания, дав объяснение невероятное для людей их профессии: «Какими же надо быть негодяями, чтобы прервать те слова, которые он говорил! »

«Найти слова» – как это важно для человека, который, обладая знаниями, выработав свою позицию, стремится довести их до других. Речь идет о педагоге. Современный педагог, если он верит в гуманизм, должен понять и то, что мир – это не просто отсутствие войны, но философская и этическая концепция, выстраданная всей историей культуры. После прихода к власти Путина и возобновления боевых действий в Чечне президента США Клинтона спросили: «Можете ли вы утверждать, что США находятся в состоянии мира с Россией? » – «Да, – ответил тот, – мы не воюем с ней, не готовимся к нападению и не ожидаем нападения с ее стороны». Но и такой ответ теперь представляет тоже устаревшее политическое мышление. Конечно, «худой мир лучше доброй войны». «Если это даже не холодная война», то уже «холодный мир», как сказал академик А. Арбатов. Мир, сделавшись единым экономическим организмом, еще не стал «Планетой людей», если использовать название известного произведения А. де Сент‑ Экзюпери, а мысль стала, по определению Вернадского, «планетарным явлением», пока только в смысле технической деятельности на Земле. Вместе с тем сегодня приходится убеждаться и в том, что хотя бы в экстремальных, катастрофичных ситуациях проявляет себя «великое братство людей». Так было, например, после страшного землетрясения 1988 г. в Армении, когда на трагедию маленькой страны откликнулся весь мир. Так повели себя люди разных стран после страшных терактов в Нью‑ Йорке и Вашингтоне. Так, возможно, объединится весь мир, если ему будет угрожать, скажем, опасность из космоса. Но такому единству должно способствовать гуманистическое образование.

«Человек отвечает за всех», – писал Ж. – П. Сартр. «Будущее мира зависит от одного человека. Это – ты» – такой значок был на участниках грандиозной студенческой демонстрации возле Колумбийского университета в Нью‑ Йорке в 1982 г. «Будущее открыто, а история – человеческое дело» – вот сценарий для современного человечества. «Необходимое условие для победы над войной, болезнями и голодом – воспитание поколения, способного не только технически осуществить эту задачу, но и взять на себя этическое обязательство в этом», – написал человек, известный в мире как философ и историк науки – Маркс Вартофски (обязанный своим именем родителям, польским коммунистам, эмигрировавшим в США). А вот что писал еще в первой половине ХХ в. другой специалист по истории и философии науки, известный педагог А. Уайтхед: «Демократическое общество никогда не добьется успеха, если оно не воспитает в людях философского взгляда на мир».

Философский взгляд на мир, помимо общих атрибутов, сопровождающих его веками (трезвый взгляд на вещи, терпимость, уважение к мысли и к человеку), сегодня означает еще осознание гуманизма как подлинного веления времени, выстраданного всей историей человечества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...