Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От Ложи и Храма «INRI» до Ложи «Humanidad»




 

В 1888 году, когда он опубликовал первую статью в «L’Initiation», на тему символизма в масонстве, Папюс был еще, образно говоря, студентом на факультете оккультизма (другое дело, что он им оставался всегда), да и вообще профаном с точки зрения самих масонов. Только шесть лет спустя Председатель Ордена Мартинистов явится стучать в двери масонского Храма.

Ложа «Радуга» (l’Arche-en-ciel), состоявшая из мицраимитов последнего призыва, насчитывала под своими колоннами немало выдающихся Мартинистов, среди которых были Эммануэль Лаланд (Марк Авен) и Ивон ле Луп (Поль Седир). В 1896 году в своем приветствии Ордену Мицраима Папюс назвал его Каббалистическим Уставом, близким к Мартинизму, а также расхваливал высокий уровень своей школы перед членами ареопага, далеко не всех его членов сумев в этом убедить. Для Папюса все это было ничем иным, как белым собранием16, первым приближением к Ложе, и он не стал медлить с подачей официального прошения о приеме. Увы, влияние его друзей – членов Ложи, оказалось недостаточным для противостоять мнению большинства братьев, высказавшихся против его принятия.

Последние собрались вокруг Абеля Тома, иначе именовавшегося Абелем Хаатама, досточтимого Мастера Ложи, Рене Филиппона, иначе именовавшегося Жаном Табри, и Альберика Тома, или Марна, которые изложили свою точку зрения в журнале «Акация» в 1907 г.17

Его кандидатура была дважды отклонена «Радугой» - в конце 1896 и в начале 1897 гг. Папюс представлял свою кандидатуру и в самую новую по времени образования Великую Ложу в стране, но и она, в свою очередь, ему отказала, безусловно из-за вмешательства Абеля Тома, который специально пришел на собрание Ложи 12 июля 1899 г., во время которого Жерар Анкосс был вынужден более двух часов провести в преддверье, так и не получив права предстать перед братьями с повязкой на глазах18.

1899 год был весьма неудачным для Устава Мицраима: недовольные таким отношением к своему старшему брату, все друзья Папюса покидают «Радугу» в течении двух лет, и начинается грызня между Жюлем Осселеном, Великим Мастером, и Абелем Тома, руководителем Парижской Ложи, которая достигает апогея в момент, когда этот Орден раскалывается на две конкурирующие фракции.

Неудивительно, что новая Ложа Устава Мицраима некоторое время спустя даровала Папюсу свет. Шарль Лимузен, опубликовавший эту историю в 1907 г., писал: «Вполне возможно, что Папюс на самом деле прошел инициацию во Франции в иррегулярной или раскольничьей Ложе. Я получил из Испании список Масонских Послушаний, с которыми находится в отношениях взаимного признания Древний и Изначальный Устав, и обнаружил там Верховный Совет Устава Мицраима, или Египетского Устава, где руководителем значится бр. Осселен с титулом Великого Председателя... <…> Я поспешил связаться с бр. Осселеном. Я встретился с этим очаровательным человеком, который мне передал Конституцию своего Устава, от которого осталась только руководящая структура, и объяснил мне причины крушения. Причин этих было две: 1) разрыв с Великим Востоком в 1889 г. и 2) Раскол, происшедший из-за Папюса.

«По всей вероятности, до или после отказа Папюсу Ложей Великого Востока Франции и еще одной Ложей Шотландского Устава некие молодые члены парижской отдельной Ложи Устава Мицраима, увлеченные оккультизмом, увлеклись также и Папюсом и захотели его посвятить. Этому противилось Верховная власть Устава, что было мудро, как подтвердило дальнейшее развитие событий: последователи Папюса произвели в послушании раскол и, что весьма вероятно, помогли своему другу, а может быть, уже и Мастеру, войти в их раскольническую Ложу19.

Сам Жан Брико писал Макбину, что в 1901-1902 гг., когда Устав Мицраима «уснул», большинство его членов перешло в Шотландский Устав, в то время как Папюс и Тедер предпочли независимость20. Добавим это в наше досье.

Посмотрим, действительно ли критика Папюса в адрес двух французских послушаний была неоправданной, как в том, что касается традиционных наук, так и в том, что касается символизма. Для Папюса масонство является инициатическим орденом, потому что Традиция, которой это братство следует в своих дополнительных градусах, является оккультной и гностической. Возвращение во Францию Уставов Мемфиса и Мицраима, которым мы обязаны ему, позволило утвердиться в мировом масонстве этим Уставам, египетским по своим названию и замыслу, и содержащим градусы, рожденные в век ослабевшего Света. Именно они оказались способными помочь масонам придти к истинному Свету21. Рядом с масонством, по словам Мариуса Лепажа, а скорее вне его, Папюс нашел свой путь в оккультных масонских Уставах. Не странно ли это?

Начиная с 1897 г. Великий Мастер Ордена Мартинистов вместе с Уильямом Уинном Уэсткоттом и Генри Олкоттом появляется в списке великих Офицеров в списке Изначального и Подлинного Сведенборгианского Устава Джона Яркера22 под титулом Верховного Великого Маршалла. Четыре года спустя, по патенту, выданному Яркером, Папюс инсталлирует в Париже Ложу того же Устава под отличительным титулом «INRI» №14 и берет в руки ее молоток. В ноябре 1901 года журнал «l’Initiation» упоминает Сведенборгианский Устав и Ложу «INRI» среди эзотерических систем, чьим печатным органом он служит. Ложа набирает членов среди Мастеров-каменщиков, которым присваиваются еще три высших градуса: Зеленый Брат, Голубой Брат и Красный Брат. Но эта мастерская работает тайно, и ни Великий Восток, ни Великая Ложа Франции даже не беспокоятся по этому поводу, даже когда Папюс 9 марта 1905 г. произносит речь в Ложе «Свободная мысль» Великого Востока, в которой ставит вопрос «должно ли масонство быть спиритуалистическим?»

20 марта 1906 г. Папюс, получив новый патент на создание Великой Сведенборгианской Ложи Франции, в которую никогда не входило никаких других Лож, кроме «INRI» №14, забывает о сдержанности и открывает огонь по «Акации», которая поставила вопрос о масонской регулярности ребром.

«Весь вопрос, - пишет Папюс, - заключается в том, чтобы узнать, является ли масонство символическим обществом, или традиционным, или это политическая и философская ассоциация с материалистическими целями…

С нашей точки зрения, решение вопроса - самое, что ни есть, простое. Надо создать в Париже и вообще во Франции регулярные символические Ложи, в которых не занимались бы ничем, кроме действительно масонских работ, а несимволические Ложи свободно занимались бы своими делами. С помощью свободной конкуренции масоны, которые захотят работать с символизмом, придут в отделения всемирных Уставов, учрежденных во Франции, а те, кто захочет заниматься политикой, пойдут в другие Ложи. Скоро это будет осуществлено, и мы увидим, какая из этих двух систем лучшая»23.

Дубинка, которую Папюс протянул своим оппонентам, чтобы они его же и побили, была с готовностью схвачена Шарлем Лимузеном, который под псевдонимом «Хирам» ответил ему в колонке «Акации» за июль 1906 г., в статье под названием «Регулярное масонство по Папюсу», где пишет, что «с любопытством ждет» объявленный проект, который, по его мнению, будет иметь не больший успех, чем Мартинизм или Сведенборгианство24. В остальном, заявляет автор (считавший, что Тедер – это псевдоним Папюса), Папюс не может похвастаться регулярностью. Папюс не замедлил с ответом, который Лимузен воспроизводит в сентябрьском номере своего журнала. «Вы говорите, - пишет Папюс, - что Папюс не регулярный масон. Да что вы об этом знаете? Спрашивал ли я вас когда-либо о вашем возрасте, раз уж вам пришло в голову утверждать, что я еще не родился?» Вторая ошибка, отмечает Жерар Анкосс, в том, что Тедер, который с давних пор публикует статьи в «l’Initiation», - это не его псевдоним. И более того, Тедер сам издает в Лондоне журнал «INRI». «Что же касается создания во Франции Великой Ложи, занимающейся настоящим масонством, то пусть Брат Лимузен успокоится. Все формальности будут соблюдены, с тем, чтобы члены этой организации могли быть приняты на собраниях в Лондоне, в США, Канаде и в Германии»25.

Затем следует ответ Лимузена, вежливый и документированный, в котором он, набросав общий схематический портрет Папюса, напоминает об их былых отношениях, в частности об обеде у Сент-Ива д’Альведейра, где был и Пеладан. Он подчеркивает при этом, что, как в гражданском смысле, так и в масонском, можно появиться на свет законным образом, а можно и незаконным. «Папюс, - пишет он, - мог родиться как масон, но не регулярно». Он также напоминает о предыдущем письме своего респондента, в котором тот заявляет: «Я не знаю, в курсе ли вы, что я представляю в Париже Шведский Устав [т.е. Сведенборгианский] Яркера и что Великая Ложа Франции только что получила хартию на ведение работ, ибо французские Ложи перестали поминать в молитвах Великого Архитектора [Вселенной]. Возможно, вы скоро о нас услышите. Этот Устав является регулярным и всемирным, он состоит в официальных отношениях с признанными Уставами. А все прочее вы можете узнать о нем в Ежегоднике Великого Востока»26. Ежегодники Великого Востока до 1904 г., напоминает Лимузен, действительно упоминают Великую Сведенборгианскую Ложу Яркера, со штаб-квартирой в Манчестере, - но лишь как организацию высоких градусов, а не как Великую Ложу Символических степеней.

С тех пор так и повелось. Лимузен в каждом последующем номере «Акации» публикует очередной ответ Папюса, который убеждает его, что Тедер – это не его двойник, поскольку он живет в Англии, и что его знает не менее 50-ти человек в Париже. И, наконец, чтобы окончательно убедить в этом своего корреспондента, Папюс решает вызвать Тедера во Францию, чтобы «поболтать о том, насколько хорошо знают сотрудники «Акации» историю27. Затем он переходит к главному:

«Я состою в комиссии, уполномоченной организовать в Париже Великую Ложу Изначального и Подлинного Устава Франкмасонства, известного так же, как Сведенборгианский Устав. Эта организация должна заниматься настоящим масонством, будучи вне всякой политики или религии, и должна установить связь между Масонской Францией и Масонским Зарубежьем»28. Сообщив, что он вот уже много лет возглавляет Ложу «INRI» No.14, Папюс добавляет, что этот Устав «расширяет сферу деятельности. Он создает при своем капитуле Храм и уполномочивает Организационный комитет административно учредить эту новую структуру. В нее будут принимать только Мастеров, поскольку отличительное свойство наших работ – не посягать на работы Символических Лож»29. И, наконец, напомнив, что Сведенборгианский Устав насчитывает в мире пятьдесят семь капитулов и храмов, Папюс заключает в лучших своих традициях: «Я работаю по-своему для своих Братьев Франции. Вы работаете по-своему - для ваших. Возможно, мы оба правы»30.

Но «Акация» и не думает на этом останавливаться. В своем январском номере за 1907 г. под вновь повторяющимся заголовком «Папюс и масонство» Лимузен снова скрещивает шпаги со своим корреспондентом, в то время, как Тедер в «l’Initiation» в декабре 1906 г. приходит на помощь Папюсу.

Образцовый храм капитула «INRI» был освящен в послушании вновь учрежденной Великой Сведенборгианской Ложи Франции31, но где в таком случае члены капитула «INRI», который является капитулом высших градусов, смогли получить и практиковать символические градусы? Действительно, такой вопрос имеет полное право возникнуть. Но ответ на него был получен только после получения Папюсом 15 ноября 1906 г. права на основание в Париже новой маргинальной Ложи под названием «Humanidad» (Человечество) № 240, в которой проводятся работы в символических градусах по испанскому национальному уставу32, которым руководил из Исидоро Вийарино дель Вийар (1827-1914). Теперь Папюс мог принимать в высшие градусы капитула «INRI» братьев, которые ранее получили голубые градусы в Ложе «Humanidad». 25 октября 1907 г. там был посвящен в Ученики Рене Генон, который был возведен в Степень Мастера 10 апреля 1908 г.33, незадолго до его исключения из всех оккультных кружков и обществ под патронажем Папюса.

 

Масон по прозвищу Тедер

 

Вскоре Папюс поручает руководство Ложи «Humanidad» Шарлю Анри Детрэ, он же Тедер. Тот следил за его многосторонней деятельностью с другой стороны Ла-Манша и в скором времени стал его заместителем. В то же время Яркер и Ройсс, который теперь жил в Лондоне, активизировали сотрудничество между собой и с Францией. Тедер и Папюс, пусть и связанные прочной братской дружбой, полным взаимопониманием в посвятительных сферах, способностью насаждать и поддерживать оккультизм, были совершенно разными людьми. О своем товарище и брате Тедере, Папюс со всей серьезностью сообщил участникам конвента в 1908 году следующее:

«Цените и уважайте его, братья мои, но и на меня тоже оглядывайтесь, и учтите, что мы - два разных существа, и внешне, и по своим умственным воззрениям»34. Слова эти были обращены главным образом к Лимузену, но в них была истина.

Шарль Детрэ – малоизвестный персонаж. Он играл весьма важную роль в окружении Папюса, но он никогда не был, насколько я могу судить, не тайным Великим Мастером Мартинизма, ни главой какого-то «подлинного внутреннего» Мартинизма, вопреки легенде, распространявшейся Жаном Брико. Куда больше, чем Папюс или Мэтр Филипп, окончательно принявшие Путь Сердца, Тедер, несомненно, принадлежавший ко многим духовным организациям, увлекался ритуалами и обычаями всех видов и форм, особенно масонскими. Без Тедера парижский конвент-конгресс 1908 г. так и остался бы на стадии проекта.

Родившись 27 мая в Винсенне, Шарль-Андре Детрэ в тридцать с небольшим лет берет себе псевдоним Тедер (анаграмма имени отца) и покидает Францию, направляясь в Бельгию, где становится в 1882 году главным редактором брюссельского журнала «Националь» (National). Изгнанный из Брюсселя за «либеральные взгляды», он укрывается в Голландии перед тем, как переехать в Англию. В Лондоне он становится редактором журнала «Moniteur des consulats» (Консульский вестник), а затем поселяется в Ноттингеме35.

В Англии Тедер был посвящен в Мартинизм самим Папюсом, по свидетельству Жана Брико, но лично я в этом сомневаюсь. Как бы то ни было, в письме, датированном 30 декабря 1902 года, Папюс отмечает его приверженность Мартинизму и направляет ему описание ритуала на английском языке и материалы для изучения в Ложах Ордена. Папюс намерен помочь Тедеру наладить контакт с … Джоном Яркером. Однако Тедер уже знаком с Яркером с конца 1880-х. Эти оккультисты вели оживленную переписку между собой, а затем встретились в Манчестере на юбилее королевы Виктории в 1887 году, о чем Тедер подробно рассказывает сам: «Я увидел, что передо мной остановился старик. Он меня разглядывал маленькими черными глазками, живыми и искрящимися, а потом поприветствовал, назвав меня по имени. Я раньше его никогда не видел и был знаком с ним только по переписке. Я был удивлен, что этот незнакомец меня знает. Я не успел опомниться, как он обратился ко мне тихим низким голосом с загадочной улыбкой, и, к моему удивлению, сам ответил на все те вопросы, которые я ему хотел задать. В конце концов он представился, но я уже и так начал догадываться, кто он. С огромным почтением я выслушал его объяснения по поводу некоторых работ, о которых я его спрашивал в своем письме»37. Увидевшись снова в 1901 г. они «вели долгие разговоры на вилле Пеплие в Уэст-Дидсбери»38.

Тедеру удалось перевести зашифрованную рукопись, к которой Яркер не мог найти ключа, и их отношения стали близкими до такой степени, что Яркер подумывал передать ему в наследство управление теми Уставами, где он был Патриархом, но Тедер от этого предложения отказался.

По-видимому, именно в Англии Тедер проходит масонскую инициацию, и в 1903 г., когда его подпись появляется в «l’Initiation», он посвящает себя изучению истоков масонства, и, по его собственным словам, изучает в Британском музее, в библиотеке Виндзорского дворца и в нескольких герцогских архивах историю и значение основных тайных обществ Европы. Это еще не говорит о том, что Тедер был хорошим историком франкмасонства.

Новое письмо Папюса от 5 марта 1905 года извещает Тедера о том, что Верховный Совет Ордена Мартинистов только что назначил его Генеральным Инспектором Англии и английских колоний39. По возвращении во Францию в 1906 г. Шарль Детрэ обосновывается в Париже, где очень быстро занимает видное положение в окружении Папюса. Брико считал, или хотел, чтобы так считали, что Тедер был сокрытым управляющим различных групп, в которых Папюс был всего лишь официальным Великим Мастером. Это – чистая легенда. Но правда, что Тедер имел на Папюса определенное влияние, хорошо это было или плохо, и некоторые оккультисты, например Лагрез и Брико, которых Папюс привлек на свой путь и у которых был определенный интерес к инициатическим обществам, считали, что Тедер был на равных с их первым Мастером. Примером этому может служить заявление Жоржа Лагреза, ученика Папюса, прозвучавшее в его письме от 1910 г. Председателю Ордена Мартинистов: «Я не хотел бы покидать Ложу «Humanidad» до тех пор, пока вы, Достославный Великий Мастер, и мой Мастер Тедер не дадите на это разрешение…»40.

Именно Тедеру, который руководит журналом «INRI», английской версией журнала «l’Initiation», Папюс поручает редактуру нового издания, первый номер которого появляется в марте 1907 г. Это «Хирам», «журнал для изучающих символизм и инициацию, французский орган Великой Сведенборгианской Ложи Франции и национального испанского устава», чья редакция располагалась в Париже по адресу Рю Сегюе, 13. Это новое издание «Хирам» оказалось буквально камнем, брошенным в масонское болото, и «Акация», издание «официального» французского масонства, выждав какое-то время, в своем номере за июль-август отвечает опровержением, кстати, обоснованным, на статью Папюса по поводу масонских градусов41.

 

Парижский конвент 1908 г.

 

В январе 1908 г. Папюс в «Покрывале Изиды» (Le Voile d'Isis) объявляет о созыве в июне масонского Конвента спиритуалистических Уставов41, организуемого Орденом Мартинистов под руководством Тедера, личного представителя Яркера. В феврале «Покрывало Исиды» возвращается к этой теме, поскольку «срочно нужно, чтобы французы, связанные с масонскими организациями, смогли установить параллель между настоящим традиционным и спиритуалистическим масонством и теми обрывками невежества и заблуждений, которые фигурируют во Франции под флагом масонства»42. Общий тон был задан и стало просто определить цель. Около полугода потребуется Тедеру и Папюсу на подготовку Конвента после того, как они создали Временный организационный комитет, секретариат которого было поручено возглавить молодому Мартинисту Виктору Бланшару, чьим заместителем был Поль Вё, а казначеем Поль Шакорнак. Членами комитета были Медерик Бодело, д-р Биаджини, Шарль Бланшар, Боннэ, Анри-Жан Бруйу, Эдмон Дас, Жан Дежобер, Ш. Дюбург, Гектор Дервиль-сын, Луи Фужерон, Патрис Жанти (1883-1961), Этьен Гарэн, Альбер Жуне, Мерль, Альбер и Леон Ноэль, Жорж Дескорнье-Фанег, Шмид, Александр Тома и Рене Генон, который в тот же год будет изгнан из Ордена Мартинистов после того, как создаст Обновленный Орден Храма43 и перед тем, как его примут в Великую Ложу Франции в 1914 г.

 
 

15 марта 1908 г. Папюс становится в Париже гарантом дружбы между Державным Святилищем и Великим Востоком Берлина44, который должен был играть главную роль в Конвенте в лице своего Великого Мастера Теодора Ройсса.

В июне семнадцать масонских послушаний, маргиналы, каких поискать, но в свою очередь, отказывающиеся признавать всех тех, кто не признает Великого Архитектора Вселенной, откликнулись на призыв. Вот список, представленный журналом «Хирам», который подтвердит два года спустя редчайшее издание «Полный отчет работ Масонского спиритуалистического конгресса и конвента. Спиритуализм, Эзотерическое христианство, Магнетизм и прикладные науки, Спиритуалистическое масонство»45.

Никого не обошли почестями. Устав Мемфиса-Мицраима был представлен Древним и Изначальным Уставом в Англии и Ирландии, иначе говоря, Державным Святилищем, основанным в 1892 г. Джоном Яркером по патенту Сеймура, в лице Тедера, который в отсутствие Яркера был официальным делегатом на конгрессе от этого правящего органа.

Великий Восток и Державное Святилище Шотландского Устава Серно и Мемфиса-Мицраима Германской Империи с официальной штаб-квартирой в Берлине, но управляемые из Лондона Теодором Ройссом, были представлены на Конгрессе своим Великим Мастером.

Что же касается Сведенборгианского Устава, Изначального и Подлинного, по официальному наименованию (несколько претенциозному, впрочем), то он был представлен Великой Сведенборгианской Ложей Англии, основанной Яркером в 1876 году и затем распространившейся по миру, в лице того же Тедера. Добавим сюда ее филиалы - Берлинский и Парижский, - которые выступают под эгидой Великой Сведенборгианской Ложи Германии под руководством Ройсса, за несколько лет до этого ее создавшего, и Великой Сведенборгианской Ложи Франции, основанной Папюсом в 1906 г., когда он возглавил Храм и капитул «INRI».

В этой же компании было Арабское масонство «Сыновей Измаила», которое Джон Яркер унаследовал за несколько лет до этого от Кеннета Маккензи.

Другой соседской ветвью, претендовавшей, пусть и под другим названием, на родство с египетскими Уставами, была Великая Символическая Ложа Испании и Державный Иберийский Великий Национальный Совет, основанный в качестве надстройки над ней для высших градусов. Это послушание работало по Национальному Испанскому Уставу под председательством Исидоро Вийарино дель Вийар, который даровал Папюсу хартию символической Ложи «Humanidad» при востоке Парижа.

Делегация послушания Португалии Национального Испанского Устава имела те же корни.

Раскроем скобки. 18 января 1908 г.46 Эдуардо Фрозини, он же Гермес, самолично получил от Вийарино дель Вийара «хартию великой делегации» (carta dig ran delaga) на управление в Италии Национальным Испанским Уставом. 16 мая его полномочия были ратифицированы самим Джоном Яркером вместе с поручением ему градусов 330, 900 и 960, для того, чтобы он представлял в Италии Уставы Мемфиса и Мицраима Всемирной Федерации. Покинув Великий Восток Италии 8 февраля 1909 года, Фрозини основывает 10 марта того же года Ложу «Авсония» (Ausonia) и становится ее первым Досточтимым Мастером. В декабре 1910 г. он наконец учреждает Верховный Великий Генеральный Совет Итальянского Философского Устава и Объединенных Уставов Италии и ее колоний, где одним из Почетных Советников с 1911 г. будет Папюс47, наряду с Тедером, Ройссом, Яркером и другими. C другой стороны, 24 июня 1911 г. был заключен договор между этой организацией и Великой Итальянской Мартинистской Ложей, чьим Великим Мастером тоже был Фрозини, который признал соответствие посвятительных градусов: между Мартинистской первой степенью (Ассоциат) и масонским градусом Мастера символической Ложи, Мартинистской второй степенью (Инициат) и 18 градусом Объединенных Уставов, Мартинистской третьей степенью (Неведомый Высший) и 30 градусом этих Уставов48. В 1911 г. возникает конфликт между Фрозини и Перикле Маруцци, Великим Секретарем Верховного Великого Генерального Устава, а также из всех других братств под своим руководством49. По словам Макбина50, а также Брико51, Итальянский Философский Устав уснул в 1914 г., что, впрочем, опровергают все его современные адепты52. Тем не менее Микеле Морамарко53 утверждает, что в Уставе возник скоротечный внутренний кризис, и в 1919 г. Фрозини перешел в послушание с Пьяцца дель Джезу54. Был ли каким-то образом связан с Фрозини итальянский Верховный Совет Масонского Восточного Ордена Мицраима и Египта, который фигурирует среди организаторов конвента? Весьма возможно, что он был связан с итальянским послушанием Устава Мицраиима, делегатом которого от Франции в марте 1907 г. стал Папюс55, а Великим Мастером был избран Пьетро Аморозо. Но тот ли это Египетский Орден Мицраим, базировавшийся в Париже, который еще в 1911 году упоминала «l’Initiation»56?

Анахронизмом выглядит то, что на конвенте присутствовал Верховный Всемирный Совет Смешанного Масонства, или Международный Смешанный Масонский Орден «Право Человека» (Droit Human), основанный в 1893 г. Его французская ветвь в отличие от всех других отдалилась от всякой теософии и даже от спиритуализма, а в 1899 году приняла систему высших градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава. Предоставляя свой храм делегатам Конгресса, это смешанное послушание сохраняло дистанцию по отношению к резолюциям и оценкам Конвента, где оно было представлено сестрой Гедалж.

Так как конвент претендовал на международный статус, надо упомянуть и об участии в нем американцев. Это были Великая Ложа Островов Зеленого Мыса, Голубой Устав Аргентинской Республики, Великая Ложа Древних и Принятых Масонов Штата Огайо, Великая Ложа Святого Иоанна Древних и Принятых Вольных Каменщиков штата Массачусетс, Верховный Совет 33 градусов Мексики.

На грани маргиналов – Орден Иллюминатов Германии Леопольда Энгеля, которого представлял Ройсс; был ли он масонским или парамасонским?

Немасонские общества одержали реванш, на Конвент были приняты три из них по причине наличия связей с другими организациями. Это прежде всего Орден Мартинистов, который Папюс основал как Школу христианского рыцарства, отбросив большинство ритуальных форм. Тем не менее Орден продолжал приближаться к герметическому масонству и по форме, и по содержанию, особенно под влиянием Тедера. Его ритуал приема и ведения собрания, опубликованный в 1913 году изрядно грешит «масонизацией»57.

Далее, Каббалистический Орден Креста†Розы (розенкрейцеров), основанный Станисласом де Гуайта вместе с его первым Великим Мастером Жозефином Пеладаном, Папюсом и еще несколькими деятелями в 1888 г., под председательством Франсуа-Шарля Барле, который вскоре передал жреческий факел Папюсу. Созданная по образцу Ордена Мартинистов, эта школа христианской каббалистики с тремя доступными после экзамена ступенями (Бакалавр, Лицензиат и Доктор Каббалы) очень скоро перестала набирать членов, а уже принятых обязали подписать клятву «хранить молчание обо всем, что касается тайн Ордена»58.

И наконец, нечто в несколько ином ключе: Эзотерический Орден Розы и Креста, основанный Францем Хартманном в 1897 году, а затем абсорбированный О.Т.О. Ройсса, чьим делегатом будет в Париже Тедер.

Судя по отчету Конвента, еще четырнадцать инициатических обществ, чей список будет храниться в секрете, были представлены делегатами, прибывшими 9 июня, два дня спустя после открытия работ.

Кем они были представлены? Папюсом, Тедером и Ройссом, и, возможно, еще несколькими оккультистами. Но что это были за организации? Попробуем идентифицировать несколько возможных кандидатов.

 

Вне всякого сомнения, Ordo Templ Orientis (О.Т.О.), который Ройсс, как мы уже видели, соотносил с Уставом Мемфиса и Мицраима, так как IХ градус первого ордена он сопоставлял с 95-м градусом второго. Несмотря на заявление журнала «Mysteria», принявшего эстафету у «l’Inititation», в январе 1913 г. заявив о себе как об «официальном органе десяти образований»59, в том числе Ордена Восточных Тамплиеров (O.T.O.) со штаб-квартирами в Лондоне и Берлине, можем ли мы утверждать, что Папюс, получив патент в 1908 г. от Ройсса, действительно внедрил, или способствовал внедрению, O.T.O. во Франции в виде одной-единственной парижской Ложи?

Была представлена, без сомнения, и Гностическая церковь, которую Жюль Дуанель (1842-1902) официально основал в 1892 г. после освящения в 1890 г., по его выражению, «дезинкарнировавшими епископами альбигойского синода Монсегюра»60. В 1892 году Дуанель, в свою очередь, посвятил Лосьена Шамюэля, нареченного Тау Вардисаном, Эммануэля Фабра дез Эссара (1848-1917), нареченного Тау Синезием, который сменил его на посту Патриарха в 1986 г., и … Папюса, который взял себе епископской хиротонии уже третье мистическое имя – Тау Винсент. На Конвенте Дуанелева церковь была представлена Фабром дез Эссаром, исполнявшим обязанности Патриарха, но незадолго до Конвента была создана и другая Гностическая Церковь – Католическая, или Универсальная. Ее основателем был Жан Брико, и она быстро завоевывала сердца и многих оккультистов, пронизывая собой все их работы и постепенно выдвинувшись на первое место среди гностических церквей. По окончании Конвента Папюс посвятил, или попросил посвятить в священнический сан церкви Дуанеля Теодора Ройсса, а тот, в свою очередь, станет впоследствии основателем Gnostisch Katolische Kirche, чьи учение и практика будут крайне далеки от доктрин Дуанеля и Брико.

Надо ли включить в этот список Независимую Группу Эзотерических Исследований, которая появилась на свет в 1889 году на Рю Турбиго в Париже и была полностью подчинена Папюсу?

Надо ли упоминать Герметическое Братство Луксора Питера Дэвидсона (1837-1915), которого Папюс считал своим учителем в оккультизме. В это братство входили также Томас Бургон (1885-1894) и Луи Максимилиан Бимштейн, он же Макс Теон (1848-1927), а его официальным представителем во Франции был Франсуа-Шарль Барле, настоящее имя которого было Альбер Фоше (1838-1921)? Как бы Папюс ни хотел приспособить Герметическое Братство Люксора к Ордену Мартинистов, не перестало ли оно вообще существовать в своем изначальном виде к 1908 году?

Надо ли писать в этой связи о Fraternitas Thesauri Lucis (лат. - Братство Сокровенного Света), основанном в 1897 г. Седиром, Марком Авеном и Папюсом? Это братство, исключительно христианское и по-настоящему тайное, черпало вдохновение в евангелической вести Месье Филиппа и стремилось передать немногим избранным самую чистую розенкрейцеровскую инициацию.

Надо ли включить в описание «Societas Rosicruciana in Anglia», которое поручило Ройссу представлять свой филиал в Германии? Надо упомянуть, что его несказанно удивило, что Тедера и Папюса туда не приняли. Тем более что Каббалистический Орден Розы†Креста подписал, в лице своего Великого Мастера, соглашение со S.R.I.A. (с другой стороны, подписанное самим верховным Магом общества), согласно которому члены этих двух организаций получали право посещать собрания друг друга и предоставлять друг другу в распоряжение свои журналы61.

Надо ли добавлять Внешний Орден Золотой Зари (Golden Dawn in the Outer), основанный в 1888 г. Уинном Уэсткоттом, Самюэлем Лидделом Мазерсом и У. Р. Вудманом62? В 1893 г. Мазерс учредил в Париже храм «Ахатхор» № 7, где 21 марта 1895 г. Папюс получил степень Неофита, но дальше этого он не пошел63.

Именно Папюс, в окружении своего «бюро», в воскресенье 7 июня, в 10 часов утра, в Доме научных обществ на Рю Дантон, 8 принял делегатов от различных Уставов, прежде чем огласить цели собрания и повестку дня. После первого заседания в 14.00, где не обсуждались масонские и иные внутренние вопросы, он, облачившись в белое Мартинистское одеяние, в 17 часов 30 минут открывает ритуальные работы в храме Ордена «Право Человека» на Рю Кардинал Лемуан, 51. Ему помогали Жорж Дескормье, или Фанег, и Эдмон Дас, возглавлявшие Мартинистские Ложи в Париже64. Работы шли до 21.00; все присутствующие были в белых ритуальных одеждах, а почетным председателем был провозглашен Джон Яркер, который в силу своего преклонного возраста не смог покинуть Англию, а по-настоящему вел собрание Папюс, который затем передал молоток Тедеру.

Весь следующий день, понедельник 8 июня, был посвящен немасонским разговорам, и нам известно только, что в 19 часов в Доме научных обществ прошел банкет, где было произнесено много тостов, автором одного из которых был немецкий Великий Мастер, чье имя так и не было раскрыто ни в одной статье, равно как и в отчетном докладе. Кое-где, правда, были приведены инициалы его псевдонима… Речь шла, очевидно, все-таки о Теодоре Ройссе, который должен был сыграть главную роль следующим вечером.

9 июня весь день был снова занят работами и разговорами, не связанными с масонством. Но в 20 часов 30 минут Тедер открывает в том же храме новые масонские работы. В этом ему помогает Дас в должности Оратора. В зале собраний присутствуют делегаты масонских спиритуалистических уставов и, что важно упомянуть, Устава Мартинистов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...