Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная Федерация Объединенных Обрядов




 

Первая резолюция, принятая тем вечером, предусматривала создание «Вселенской Масонской Федерации, подчиняющейся прежним конституциям, признающим Великого Архитектора Вселенной, к которой примкнут спиритуалистические Уставы, представленные на конвенте, в том числе «Мартинистский Устав».

Тедер тут же был назначен главой секретариата Федерации со штаб-квартирой в Париже. 25 октября 1912 г. он также был назначен Вселенской Гностической Церковью Брико одним из двоих «Гностических Легатов» (вторым стал итальянец Эдуардо Фрозини) при масонских послушаниях Спиритуалистической Федерации.

Начиная с июля 1908 г. ройссовское издание «Oriflamme» публикует статьи общего регламента, обсужденные и принятые 9 июня:

1. Вселенская Масонская Федерация ставит своей целью Союз и Прогресс всех Масонских Уставов, которые в нее входят.

2. Каждый Устав Федерации сохраняет свою полную автономию, внутреннюю организацию и свои регламенты, и Федерация не должна вмешиваться в суверенитет Уставов.

3. Каждый Федеральный Устав обязуется только по-братски принимать у себя членов других Федеральных Уставов и установить братские отношения со всеми Уставами Федерации.

4. Для организации и централизации усилий Вселенской Масонской Федерации в Париже создается Центральное Бюро под названием «Секретариат Вселенской Масонской Федерации».

5. Всселенская Масонская Федерация объединяет вокруг существующих в той или иной стране Федеральных Уставов все новые элементы, которые могут там возникнуть.

6. Если в какой-либо стране не представлено ни одного Федерального Устава, Вселенская Масонская Федерация оставляет за собой право учреждать там группу, подчиненную одному из Федеральных Уставов, не принимая во внимание протесты не входящих в Федерацию Уставов, действующих в этой стране.

7. Если Масонский Устав, действующий в той или иной стране, отказывается вступить в братские отношения с Вселенской Масонской Федерацией, Федерация оставляет за собой право учредить в этой стране группы какого-либо Федерального Устава»65.

В декабре 1909 г. к тем же самым колоннам Папюс, образно говоря, лично прибивает те тезисы, благодаря которым программа действий Федерации становится еще более амбициозной. Речь идет о манифесте от 30 ноября 1909 г., который парижская «l’Initiation» воспроизвела в следующем месяце:

«Всемирное масонство определило для себя способы действия. Теперь важно их применить, не заботясь более о наших противниках, которые нас вовсе не интересуют.

Мы должны перейти к действиям!

В этих целях мы создали в Париже Центральное Информационное Бюро.

У нас теперь есть все необходимое для действия. Более того, мы организовали соответствующие корреспондентские бюро для всех иностранных языков, и каждый Устав Объединения может общаться с нами на своем родном языке, не заботясь о переводе.

Предстоит осуществить следующие большие реформы во Масонстве. Это:

1. Тщательная ревизия Ритуалов и окончательное установление единообразных паролей и священных слов с учетом их иудейского, или каббалистического, происхождения.

2. Установление социального, исторического и символического смысла каждого градуса различных Уставов.

3. Принятие Ритуала всех градусов, восстановленных согласно данным современной науки и реалиям нашего времени, но не лишенных при этом первоначального символизма.

4. Учреждение секретных тетрадей для каждого таким образом восстановленного градуса, чтобы ими не могли воспользоваться профаны или масоны, не принадлежащие к нашему союзу.

5. Легкое видоизменение опознавательных знаков, которое позволит членам Объединенных Уставов узнавать друг друга без привлечения внимания со стороны членов других Уставов.

6. Принятие своего варианта дипломов и фактическое создание масонских паспортов.

7. Немедленное определение условий проведения периодических Почтовых Конвентов.

Наши отношения с различными центрами розенкрейцеров, наши герметические и кабалистические объединения, наши архивы, полученные из центров просвещенных Мартинистов, поддержка, оказанная нашим усилиям самыми знающими масонами в Европе и Америке, позволяют нам приступить к этой реформе с хорошими шансами на успех»66.

Папюс потребовал немедленного назначения корреспондентов Федерации в каждом из федеральных Верховных Советов. Увы, этот замечательный проект далеко не продвинулся, его попробуют возобновить в 1920 г., и тоже без особого успеха, затем в 1934 г. в Брюсселе, где родится FUDOSI67.

Вот список представителей Федерации образца 1909 года из достовернейшего источника: Джон Яркер, 330, 900, 970, Великий Всемирный Иерофант; Великие Национальные Мастера 330, 900, 960 – Жерар Анкосс в Париже, Ж. Вийарино де Вийар в Мадриде, капитан С. Морою в Бухаресте, доктор Марандо в Непале, сенатор Филья, Х. Г. Гудейл, сенатор Филипеску, барон Сальверда, д-р Кристофоро, Гитана и Гарсия, Макс Шеер, адмирал Х. Говард, профессор Эммануэль Галанис в Афинах, Абрамино Тильче, Эдуардо Фрозини во Флоренции68.

 

Верховный Великий Генеральный Совет

Объединенных Уставов

 

Вторая резолюция Конгресса касалась возвращения во Францию египетских уставов. После того как было заявлено, что французское масонство является иррегулярным, а Великий Восток, в чей адрес Тедер взыскал немало критических замечаний, - в первую очередь (и это несмотря на то, что Великий Восток прислал своих наблюдателей для участия в Конвенте), собрание постановляет «единогласным решением всех участников учредить в Париже Верховный Великий Совет и Великий Восток Древнего и Изначального Устава Вольного Каменщичества во Франции и ее подвластных территориях, признать патент Конституции Державного Святилища Берлина и учредить Центральное Бюро под названием «Секретариат Вселенской Масонской Федерации»69.

Изложение этой резолюции тотчас же было вписано в Золотую Книгу Великого Мастера Теодора Ройсса в следующих терминах:

Трое 330 и одиннадцать 300 подписали этот документ, который отныне принадлежит истории. Братья П. [Папюс], Р. [Ройсс], Т. [Тедер], 330, и братья Х. Б. [Брийу], Б. Б. [Биаджини?], А. Б. [Бодело], В. Б. [Бланшар], П. С. [Шмидт], Л. Г. [Гастен], Э. Д. [Дас], Ж. Д. [Дежобер], П. Л. [Фанег] и Е. Г. [Гарен], 300.

Следующий этап: во время двух заседаний, состоявшихся 23 и 24 июня, Державное Святилище и Великий Восток Берлина изучили резолюцию, за которую проголосовал Конгресс. 24 июня все его участники единогласно решают предоставить 14 подписантам протокола учредительный патент Верховного Великого Генерального Совета и Великого Востока Объединенных Уставов для Франции и подвластных ей территорий. «Объединенные Уставы», напомним, представляют собой Уставы Мемфиса и Мицраима, с которыми слился Шотладнский Устав Серно, выступающий соперником Древнего и Принятого Шотладнского Устава. Патент был в тот же день подписан и скреплен печатью в Берлине. Он подтверждал назначение Папюса Великим Мастером Франции, 330, 960, а Тедера - его Заместителем, 330, 950.

В Лондоне журнал «Орифламма» Ройсса торопится сообщить эту новость и публикует главные резолюции Конргесса. Во Франции немецкий Великий Мастер передает тот же отчет в «Акацию». Там его публикует в январе 1909 г., сопроводив комментарием под заголовком «Творцы подложного масонства», подписанным О. Понте71. К той же категории журнал относит и орден «Право Человека», некоторые египетские уставы в Америке и новую организацию Папюса. Два месяца спустя в том же журнале публикуется текст протокола Державного Святилища Берлина72, который сопровождает комментарий того же автора под заголовком «Папюсова чушь». В апреле 1909 г. в «Акации» появляется письмо, датированное 21 февраля и подписанное троими молодыми учениками Папюса, которые встают на его защиту, гордые своим 90-м градусом: Жак Дежобер, Виктор Бланшар и Рене Генон73. В мае 1909 г. им отвечает А. Тома74.

В 1909 г. Папюс издает брошюру «Что должен знать Мастер Вольный Каменщик»75, где достаточно деликатно и без всякой агитации за свой лагерь приводит пример Устава Мемфиса-Мицраима, но это упоминание, единственное во всем произведении, не является призывом вступать в это послушание. Так как забота о подготовке посвященных для вступления в это масонство, чей маргинальный характер Папюс мимоходом признает, достается, как он пишет, другим уставам, Устав Мемфиса-Мицраима служит для них как бы внутренним святилищем. «Группа высших градусов, по сути своей, иллюминистских» - вот какое определение дает Папюс египетских уставам и, в частности, масонскому послушанию, которое образовалось для управления ими во Франции, о котором он более ничего не сообщает.

Храм и Капитул «INRI» и парижская ложа «Humanidad», похоже, единственные из всех мастерских продолжали работать в 1908 г. в структуре Древнего и Изначального Устава, который в действительности был Уставом Мемфиса.

Говоря о ложе «Humanidad», отметим, хотя и не без осторожности, с учетом обстоятельств, при которых оно прозвучало, запоздалое свидетельство ее секретаря Виктора Бланшара перед оккупационными властями, которые допрашивали его в связи с посвятительной деятельностью: «Ветвь Древнего и Изначального Устава масонства была создана в Париже в 1906 или 1908 г. Шарлем Детрэ, или Тедером, другом Папюса, и я вошел туда в качестве обладателя 3-го градуса и вплоть до 1910 или 1912 г. регулярно присутствовал на ее собраниях (три или четыре раза в год). Ложа, в которую я входил, называлась «Humanidad». Она была усыплена или даже вовсе расформирована в 1912 г. Работы в ней были посвящены исключительно изучению философии, как официальных направлений, так и эзотерических, религиозному символизму, герметическому и масонскому, герметическим наукам, философской истории человечества и масонства, а также морали последнего... Я должен добавить, что получил при посредничестве Детрэ в 1908 г., по окончании спиритуалистического Конгресса, который проходил в Клубе ученых в Париже, диплом 300, 900 и 950 Верховного Совета Устава Мемфиса-Мицраима в Берлине без всякого посвящения или коммуникации степеней, а также без оплаты этого диплома. В 1916 г. Детрэ вручил мне такой же диплом, также без всяких формальностей, уже от имени Итальянского Древнего и Изначального Устава76.

Что же касается высших градусов, то в целях установления доброжелательных взаимоотношений с Орденом Мартинистов, который все более масонизировался, были установлены нормы соответствия градусов. Градус Мастера символической ложи (третий) был приравнен к Мартинистской степени Ассоциата, 180 Д.П.Ш.У., степень Рыцаря, или Князя, Розы и Креста, соответствовала Мартинистской степени Инициата, а 300 Д.П.Ш.У., степень Великого Избранника, или Рыцаря Кадош, соответствовала третьей степени посвящения у Мартинистов - Неведомый Высший. Великий Генеральный Совет Папюса и Тедера, естественно, не сумеет вытеснить со сцены два основных французских послушания, но Великий Восток дойдет до того, что признает ложу «Humanidad» в 1910 г.

Настали новые времена. В 1913 г. в Париже появилась Великая Независимая Национальная и Регулярная Ложа, которую тут же признала Объединенная Великая Ложа Англии. Она работала по Исправленному Шотландскому Уставу, к которому Папюс не мог не испытывать симпатии. В 1814 г. руководитель Ордена Мартинистов начинает переговоры с Великим Мастером нового послушания Эдуардом де Рибокуром с целью учредить под его эгидой несколько масонских мастерских. Проект был включен в план действий, но тут разразилась Первая мировая война и Папюс ушел добровольцем на фронт, где был главным врачом полевого госпиталя до тех пор, пока его не комиссовали по причине заражения туберкулезом, от которого он и умер 26 октября 1916 г.

Совершенно естественно, что его преемником стал самый близкий соратник. Несмотря на то, что Жерар Анкосс хотел было распустить Орден Мартинистов, Верховный Совет избрал Тедера главой этого Ордена, а 29 октября 1916 г. он возглавил также Каббалистический Орден Розы и Креста. Затем последовало его назначение на пост Великого Мастера Верховного Великого Совета Объединенных Уставов во Франции, где он был до этого Заместителем Великого Мастера. Но Устав Мемфиса-Мицраима в этот период находился в состоянии сна во Франции и Германии, и у Тедера не хватило времени пробудить его. Два военных года, когда он исполнял обязанности Великого Мастера, ничем особенным не отмечены, разве что интенсификацией сближения Устава Мемфиса-Мицрраима и Ордена Мартинистов, которое позднее Жан Брико доведет до конца. Два письма, одно - Тедера за 1916 г. и другое - Брико за 1917 г., свидетельствуют о контактах как одного, так и другого с Эдуардом де Рибокуром, которые приведут в 1917 г. к созданию эфемерной ложи Исправленного Шотландского Устава «Франция» №7, которая реализует под покровительсвом Великой Независимой и Регулярной Ложи Франции проект, начатый Папюсом еще в 1914 г. В числе основателей этой ложи, предназначенной для членов Ордена Мартинистов78, которая обосновалась в 1917 г. в Париже по адресу рю Сен-Жак, 282, значились Эдуард Лагрез, Перрен, Жолуа, Уисс и Борман. Но она погасила светочи уже в 1918 г. Шарль Детрэ не откликнулся на призыв ее создателей, но, по мнению Брико, очень активно работал за границей во славу этой организации. По возвращении из Италии у него обнаружили тромбофлебит, который он не лечил, вместо этого отправившись в Англию. Состояние его здоровья ухудшается, и он вынужден вернуться во Францию в марте 1918 г.

Париж ежедневно бомбят. Брико рассказывает: «Меня мобилизовали в Клермно-Ферране. Он решил обосноваться в этом городе, чтобы было легче вместе со мной работать над реорганизацией наших Уставов, которые война дезорганизовала. Но от месяцац к месяцу его здоровье ухудшалось. В сентябре его положили в хрирургическую клинику на ампутацию ноги. Но, к сожалению, было уже поздно...»79. «Я вижу его снова, как вчера, - напишет Брико десять лет спустя, - борющегося со смертью. Он так не хотел умирать!»80

В ночь с 25 на 26 сентября 1918 г., измученный тяжелой борьбой со смертью, Шарль-Анри Детрэ встретился со своим братом Папюсом на Востоке Вечном.

 

Примечания:

 

1. - Его сын д-р Филипп Анкосс (1906-1984), которому судьба поручила возродить Орден Мартинистов в 1952 г., воздал должное памяти отца в своей книге «Бальзак оккультизма» («Papus, Le Balzac d’occultisme», Paris, Belfond, 1979), в предисловии к которой Робер Амаду отметил: «Мы все перед ним в долгу. Позор тому, кто об этом забывает».

2. - Греч. Νυχθημερον – дословно «сутки»; предполагаемый трактат Аполлония Тианского (1-98 гг. н.э.), впервые приводится в виде фрагментов Гилбертом Гаутринским в «De vita et morte Moysis», III, p. 206, затем Лаврентием Мосемием в «Obsservations Sacrées et historico-politiques», Amsterdam, 1721; впервые опубликован с комментариями в переводе на французский Элифасом Леви в труде «Учение и ритуал высшей магии», Париж, 1861. – прим. ред.

3. - Le symbolisme, octobre 1949; in «l’Initiation», jillet-decembre, 1958, p. 86.

4. - L’Initiation

5. - См. книгу того же автора Le Docteur Papus, Paris, Libraire hermetique, 1909.

6. - См. Papus, Un savant meconnu: Lois Lukas, l’Initiation, avril. 1894, p. 1-3.

7. - Работа Поля Шакорнака до сих пор остается непревзойденной: Paul Shacornac. Eliphas Levi, rennovateur de l’occultisme en France. Paris, Shacornac, 1926; nouv. edition en fac-simile, Paris, Editions traditionnelles, 1989.

8. - Самое лучшее, что было написано из доступного об этом человеке: Jean Saunier, Saint-Yves d’Alveydre ou une synarchie sans enigma, Paris, Dervi-Livres, 1981.

9. - Для первого знакомства с темой см. книгу Робера Амаду «Мартинизм» (Robert Amadou, «Martinisme», 2-e edition revue et augumente, 1933, diffusion Cirem), где приводятся все необходимые биобиблиографические ссылки.

10. - См. две работы, которые стали уже классическими: Dr. Philippe Encausse, Le Maitre Philippe de Lyon, thaumaturge et Homme de Dieu, ses prodiges, ses guerisons, ses enseignements, Paris, Editions traditionelles, 1985; Alfred Hahel, Vie et paroles du Maitre Philippe, Paris, Dervy, 1997; а также мою работу Monsieur Philippe, L’ami de Dieu, suivi du recueil de Papus et d’un journal de séances, Paris, Dervy, 2000.

11. - Philippe Encausse, op. cit.

12. - О современном разветвленном Ордене Мартинистов, его разнообразных традициях и т.д. см. работу Робера Амаду «Мартинизм», на которую мы ссылались выше.

13. - Marius Lepage, Papus, l’Initiation, op.cit., p. 88.

14 - Ibid., 86-89, где я также привожу восхитительное признание М. Лепажа: «Действительно, как только я прочитал книгу Папюса [речь идет о книге «Методический подход к оккультным наукам» - Traite methodique de sciences occultes], я тут же позвонил Досточимому Мастеру Ложи и попросил его принять меня в масоны без всяких проволочек. Именно Папюс пробудил во мне интерес к оккультному, и я подумал, что только масонство сможет открыть мне двери в самые тайные и замечательные мистерии неизвестного». (С. 86).

15. - Фр. «voie substituée» - термин, введенный исследователем масонства Жаном Бэйо в одноименной книге, вышедшей в 1968 г. Этим термином он описывает локальное развитие социальной доктрины масонства во Франции и ближнем Средиземноморье, начавшееся, по его мнению, во второй половине XIX в. И приведшее к значительному отдалению более светского и социально активного французского масонства основных послушаний от более замкнутой и ортодоксальной масонской общины англосаксонского образца. – прим. ред.

16. - Масонский термин для описания неритуального собрания Ложи или иной масонской (или любой другой посвятительной) организации, на котором могут присутствовать не только посвященные, но и их родственники, кандидаты на прием, приглашенные докладчики. В основном белые собрания служат цели установления и поддержания связей эзотерических организаций с общественностью. – прим. ред.

17. - № 51, mars, 1907.

18. - Об этой истории рассказывают Филипп Анкосс (Papus: Le Balzac de l’occultisme, op.cit., p. 71-73) и Бертран де Мэйар (Papus et la franc-maconnerie, Papus – franc—macon, l’initiation, juillet-septembre, 1977, p. 144-151).

19. - Рарus et la Maconnerie, l’Acacia, janvier 1907, pp. 29-30.

20. - «Во Франции Мемфис пребывал во сне; только Мицраим продолжал работы в своих 90 градусах. В 1901-1902 г. Мицраим, в свою очередь, погрузился в сон, и его члены в большинстве своем перешли под юрисдикцию Верховного Совета Шотландского Устава. Некоторые, впрочем, как, например, Папюс и Тедер, остались независимыми» (R.G.M., Notes in the Ancient and Primitive Oriental Rite of Memphis, op.cit., p 52).

21. - По сей день Великая Ложа Франции воздает должное Папюсу: там существуют две Ложи под его символическим покровительством - под отличительными титулами «Папюс» и «Жерар Анкосс», обе основанные его сыном Филиппом Анкоссом.

22. - См. мое исследование по поводу ритуалов этого Устава – referee supra, chapitre II, note 6.

23. - L’Initiation, juillet 1906.

24. - L’Acacia, juillet 1906, pp.19-22.

25. - Charles M. Limousin, Papus et la maconnerie, L’Acacia, September 1906, pp. 212-213.

26. - Ibid., p. 220.

27. - Papus et la franc-maconnerie, l’Acacia.

28. - Ibid., p.361.

29. - Ibid., p361-362.

30. - Ibid., p.363.

31. - Д-р Филипп Анкосс (Papus, op. cit., p. 72) приводит отрывок, где подтверждается, что этот Храм действительно функционировал в Париже.

32. - См. факсимиле патента из архивов д-ра Филиппа Анкосса: Archives et Documents, Le Monde inconnu. № 10, septembre 1980, p.71.

33. - Rene Desaguliers, Deux episodes inconnus de la vie maconique de Rene Guenon, Renaissance Traditionelle, No. 56, octobre 1983, pp.239 -266; A propos de la vie maconnique de Rene Guenon (texts d’Ives Gablin, Rene Desaguiliers, Rober Amadou), Renaissance Traditionnelle, №. 58, avril 1984, p. 112-124.

34. - Robert Amadou, Le grand Congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, No. 9i6, juillet 1985, p. 28.

35. - Так пишет Жан Брико, чьи две эти статьи можно использовать в исследовании, но не забывать об осторожности: Papus et Teder, Annales initiatiques, № 1, janvier-mars 1920; In memoriam: Henri-Charles Detre, Annales initiatiques, No.35, julliet-septembre 1928.

36. - Данное письмо было опубликовано Робером Амбеленом в Le martinisme contemporain et ses veritables origins, Paris, Les Cahiers de Destin, 1948, p. 26. Другие письма Тедера к Папюсу хранятся в фонде Папюса в Муниципальной библиотеке Лиона, cote 5 488.

37. - Teder, Un grand home disparu, Mysteria, № 3, juillet 1913, воспроизведено в Thelema, № 5-6, septembre-decembre 1998, pp.26-28.

38. - Robert Ambelain, Le martinisme contemporain et ses veritables origins, op. cit., p. 26.

39. - Lettre du 13 juillet 1910, Bibliotheque municipale de Lyon, fonds Papus, ms. 5488-125. Там же встречаются и другие письма Лагреза.

40. - F. Schinn, Papus historien, L’Acacia, julliet-aout, 1909, p. 271-273.

41. - Это объявление было приведено, как и большинство текстов, относящихся к этому знаменитому конгрессу, Робером Амаду в статье Le grand congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, № 96, juillet 1985, pp. 26-29.

42. - Ibid., p. 27.

43. - Эта история была изучена Роббером Амаду в L’Erreur spirite de Rene Guenon ou l’affaire du temple renove, Le Sphinx, No. 3-4, automne 1978; № 5, printemps 1979.

44. - Согласно масонскому диплому, выданному Папюсу, ему был в Берлине присвоен этим Великим Востоком 330, причем указан лондонский адрес. На дипломе стоят три подписи: Теодор Ройсс, 330, 900, 960 – Великий Генеральный Мастер Германской Империи; Генри Кляйн, 330, 900, 950 – Великий Генеральный Канцлер; Джон Яркер, 330, 900, 960 – Великий Генеральный Мастер Великобритании и Ирландии. Любопытно, что подпись последнего зачеркнута (см. факсимиле диплома в архивах д-ра Филиппа Анкосса в Archives et documents, Le Monde Inconnu, № 12, novembre 1980, p. 79.

45. - Paris, Libraire hermetique, 4 rue de Furstenberg, 1910. Этот документ сейчас разыскивается, потому что ни в одной библиотеке не сохранилось ни единого его экземпляра: он практически исчез. Робер Амаду, к счастью, догадался опубликовать из него обширные цитаты и комментарии (Le Grand Congres spiritualiste de juin 1908, l’Autre Monde, № 96, juillet 1985, p.26-29 et № 97, aout 1985, pp.14-17).

46. - Eduardo Frosini, Massonneria italiana e Tradzione iniziastiche, p. 178-179, et R.G.M., Notes on the Ancient and Primitive Oriental Rite of Memphis, op. cit., p. 15.

47. - Rite philosophique italien et Rites unis d’Italie et de colonies, l’Initiation, novembre 1911, p. 184-188.

48. - L’ordre martiniste en Italie, l’Initiation, art cit., novembre 1911, pp. 184-188.

49. - Декрет опубликован в l’Initiation, art.cit., novembre 1911, p.188

50. - R.G.M., Notes on the Ancient and Primitive Oriental Rite of Memphis, op. cit., p.16.

51. - Notes historiques sur le rite ancient et primitive de Memphis-Misraim, op. cit., p.12.

52. - Roberto Sestito et Emerene Armentano, Il Rito Filosofico Italiano et il Rito Memphis e Misraim, Cahiers de Thebes, № 1.

53. - Nuova enciclopedia massonica.

54. - Великая Ложа Италии со штаб-квартирой на Piazza del Gesu, основанная в 1910 г. – прим. ред.

55. - Что касается двух дипломов Папюса, которые приводит в своей книге д-р Филипп Анкосс (Papus, op. Cit., p. 75), то один из них был опубликован в факсимиле в Archives secrets du Monde inconnu, Paris, Soc. Moers Kepphrene - Le Monde inconnu, s.d. 1980.

56. - Rite philosophique italien…, art cit., р. 187.

57. - Paris, Dorbon, 1913; nouv. Editions en fac-simile, Paris, Demeter, 2002.

58. - Cf. infra, note 61.

59. - «Mysteria» - иллюстрированный ежемесячный журнал посвятительных знаний, издававшийся Папюсом и Л. Комбом в Париже по адресу рю Сегье, 15, вплоть до 1914 г.

60. - О Гностической Церкви и совокупноси ее различных направлений и ответвлений см. прекрасное интервью Алена Педрона Т. Жаку Qu’est-ce que l’Eglise gnostique?, l’Initiation № 3, julliet-septembre 1978, p. 147-162. Там воспроизводится также свидетельство Дуанеля о духовном посвящении, которое дополняет и корректирует работу под тем же названием, составленную Т. Жаком: T.Jacques, l’Esprit des choses, № 3, hiver 1992, p. 4-16.

61. - Cм. мою статью о каббалистическом розенкрейцерстве (La Rose-Croix kabbalistique, l’Initiation № 3, juillet-septembre 2001, p. 173-185), в которой, в частности, воспроизводится текст этого соглашения. Из того же архивного фонда Робер Амаду взял для публикации экзаменационные листы Марка Авена и Поля Седира, которые они заполняли для получения степеней Бакалавра и Лицензиата каббалистики, и ритуал для статьи «Каббалистический Орден Розы и Креста. Ритуал собраний» (I’Initiation, № 4, octobre-decembre 1978, p. 206-210).

62. - R.A. Gilbert, The Golden Dawn: Twighlight of the Magicians, 1983.

63. - Robert Amadou, Les enfants d’Ahathoor, Thelema, juillet 1990.

64. - В Париже существовали всего три действующие Мартинистские Ложи, и была еще одна, скорее всего, под председательством Папюса. Эта четвертая Ложа была абсолютно закрытой, и ни имя ее руководителя, ни имена ее членов не подлежали разглашению.

65. - Oriflamme, Berlin, juillet 1908, p. 3-4.

66. - Secretariat Maconnique International (Union des rites maconniques), Oriflamme, art. cit., p. 4. См. также l’Initiation, janvier 1910.

67. - См. Sar Hieronymus et la FUDOSI, op. cit., с предисловием Робера Амаду.

68. - Oriflamme, Berlin et Londres, decembre 1909, p. 1.

69. - Compte rendu complet des Travaux du Congres, op. cit., воспроизводится в Robert Amadou, Le Grand Congres spiritualiste de juin 1908, l'Autre Mondr, № 97, aout, 1985, p. 15.

70. - На настоящее время этот патент утерян. Возможно, он был в коллекции дипломов, собранной Филиппом Анкоссом (Papus, op. cit., p. 75), которая была у него похищена гестапо 17 июня 1940 г. Его не удалось возвратить после освобождения страны в отличие от других дипломов Папюса, которые хранились в знаменитой штаб-квартире знаменитой Службы тайных обществ. В том, что этот документ существовал, не приходится сомневаться, и попытки Гастона Вентуры (Les rites maconnicues de Misraim et Memphis, op. cit.) поставить под вопрос его существование не имеют под собой почвы. Следует отметить, что Гастон Вентура, которому Жан Брико мало доверял, хотя и был его основным финансистом, не изволил изучить ни протоколы Конгресса, ни статьи в «Орифламме» и «Акации».

71. - Janver, 1909, p. 31-51.

72. - L'Acacia, mars, 1909, p. 135-137. Воспроизводится Р. Амаду в предисловии к данной книге.

73. - L'Acacia, 1909.

74. - Toujours Papus, l'Acacia.

75. - Paris, Ficher, 1910. По просьбе Филиппа Анкосса Мариус Лепаж вновь воздал должное Папюсу в 1952 г., написав предисловие к четвертому изданию этого труда (Nouv. editions, Parois, Teletes).

76. - Архив Великого Востока Франции.

77. - Robert Amadou, L'Erreur spirite de Rene Guenon, art. cit.

78. - Много позже, 16 апреля 1961 г. ее пробудят под эгидой Великой Национальной Ложи Франции (современное название Великой Независимой и Регулярной ЛОжи Франции) Винсент Планк и несколько масонов-Мартинистов, а именно Пьер Марсель (который стал ее первым Досточтимым Мастером), Робер Амбелен, Жан де Фуко, Пьер де Рибокур и другие известные и достойные братья: (см. Apercu historique du Regime ecossaise rectifie, de la Grande Loge tradiobelle et symbolique - Opera et de la R. I. La France, Chaponost, Imprimerie, Bosc, 2000). ВНЛФ, в свою очередь, пробудила и ложу «Франция». В настоящее время существют две ложи под таким титулом, и каждая из них претендует на первородство.

79. - J. Bricaud, In Memoriam, Annales initiatique, № 35, juillet-septembre, 1928, p. 429.

80. - Ibid., p. 427-428.

 

Отрывок из книги Сержа Кайе «Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...