Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Классическая и современная западная социология




ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Философии, истории и права»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор филиала

___________Иванова В.А..

«__»_______________2015г.

 

 

Смехнова Г.П.

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

38.03.02 «Менеджмент»

38.03.05. «Бизнес-информатика»

(заочная форма)

 

 

Рекомендовано Ученым советом филиала

Протокол № от 2015

Одобрено кафедрой «Философия, история и право»

Протокол № от 2015 г.

 

 

Барнаул 2015г.

 

 

1. Наименование дисциплины:

Социология

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

– формирование у студентов научного мировоззрения и социологического представления о социальных особенностях, явлениях и процессах в сфере экономики и финансов.

Задачи дисциплины:

 

· освоение специфики объектов экономической социологии в различных сферах экономической деятельности, взаимосвязи социологических и экономических теорий с точки зрения их практического применения в исследовании экономического поведения и экономического сознания субъектов и объектов рынка;

· освоение социальных аспектов развития сферы экономики и финансов;

· освоение взаимосвязи экономической и социальной статистики с одной стороны и эмпирической информации социологических исследований с другой стороны, в познании социальных процессов и явлений экономической жизни, трансформации социальной структуры общества и ее последствий;

· приобретение практических навыков проведения социологических исследований для изучения социальных процессов в различных сегментах рыночной экономики и осуществлении их социологической диагностики.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Формируемая компетенция В результате освоения дисциплины обучающийся должен:  
ОНК-1 знать: основные закономерности протекания социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных институтов и общностей; уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; владеть: способностью использовать основные научные законы в профессиональной деятельности.
ОНК-2 знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; уметь: применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; владеть: владеть культурой мышления, способностью к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей.
ИК -5 знать: основные теоретические модели и методы исследования, описывающие экономическое сознание и поведение на микро- и макроуровнях ; уметь: применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных; владеть: способностью применять методики расчетов и основные методы исследований.
СК-1 знать: основные методы сбора и анализа социологической информации; уметь: определять стратегию социологического исследования социального явления или процесса в сфере экономики и финансов; владеть: способностью к постановке целей и задач исследований, выбору оптимальных путей и методов их достижения..

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социология» является базовой дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экономика» (бакалавриат).

Дисциплина «Социология» носит интегративный характер и развивает положения базовых экономических дисциплин с позиций общесоциологических законов, взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и социальных закономерностей развития общества, сфер его экономической, социальной, духовной и политической жизнедеятельности.

 

Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

 

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Часы семестр
Общая трудоёмкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа    

 

Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Социология как наука

Предыстория и социальнофилософские предпосылки возникновения социологического знания. Социология как наука: ее объект и предмет, специфика социологических законов, структура социологии, понятийный аппарат социологии, социальные функции социологии. Уровни социологического знания. Соотношение фундаментальных и прикладных исследований в социологии.

 

Тема 2. Классическая и современная западная социология

Русская социологическая мысль. Краткий исторический очерк развития социологической науки. Позитивистский социологический проект О. Конта и его закон интеллектуальной и социальной эволюции человечества. Промышленное общество О. Конта как воплощение социального прогресса. Принципы эволюционной теории основателя социологии. «Органическая теория общества» Г. Спенсера и его концепция социальных институтов, идеи либерализма и буржуазного индивидуализма. Социальный реализм Э. Дюркгейма и его социологический метод. Социальный факт как фундамент предмета социологии. Концепция доминанты социальной реальности над индивидуальной и типы солидарности. Социальная аномия как нарушение ценностнонорма тивной структуры общества в работах Э. Дюркгейма. М. Вебер – родоначальник понимающей социологии и теории социального действия. Его учение о ценностях. Концепция идеальных типов как составляющая теории социального действия. М. Вебер о повышении степени рациональности в социальных действиях людей. Г. Зиммель о предметной области социологии.

Концепция материалистического понимания истории как альтернатива позитивистскому проекту в социологии К. Маркса. Учение об определяющей роли способа производства в жизни общества и теория смены общественноэкономических формаций как базис диалектики исторического процесса. Теории современной западной социологии. Структурнофункциональный анализ: Т. Парсонс, Р. Мертон. Конфликтологическая парадигма: Л. Козер, Р. Дарендорф. Феноменологическая социология: А. Шюц. Символический интеракционизм Дж. Мида. Теория социального обмена Дж. Хоманса, П. Блау. Технологический детерминизм: Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и др.

Драматизм развития социологии в России. Социальноисторические условия формирования русской социальной мысли. Множественность социологических школ и направлений: от революционных демократов до социологического неопозитивизма П.А. Сорокина. Снятие запретов и ограничений на развитие социологии в России в конце 80х гг. ХХ в.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...