Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы




6.2.1. Перечень вопросов к контрольной работе по вариантам

 

Вариант 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

1. Социальное знание в Античности и эпоху Средневековья.

2. Социальные учения Нового времени и эпохи Возрождения.

3. Просвещение как этап оформления теоретических предпосы­лок социологического знания.

Вариант 2. Социология как наука

1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с други­ми науками об обществе.

2. Структура, уровни, задачи и функции социологического зна­ния.

3. Соотнесите предложенные понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Фундаментальная социология Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.
Отраслевая социология Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
Эмпирическая социология Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

 

Вариант 3. Возникновение теоретической социологии XIX века

1. Социологический проект Огюста Конта.

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера.

3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105).

Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?

 

Вариант 4. Социологическая теория Эмиля Дюркгейма

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

3. Понятие «аномия» как кризисное состояние общества и нару­шение его ценностно - нормативной структуры.

 

Вариант 5. «Понимающая» социология Макса Вебера

1. Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов». Проблема ценностей.

2. Идея рациональности и работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

3. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Аргументируйте.

Вариант 6. Формальная социология Георга Зиммеля

1. Георг Зиммель о предмете социологии и цели социологического метода.

2. Формы социальной жизни и их классификация в социологии Г. Зиммеля.

3. Георг Зиммель о концепции понимания как необходимом условии «принципиальной гармонии» между индивидом и обще­ством.

Вариант 7. Социология марксизма: основные характеристики

1. Концепция материалистического понимания истории как альтернатива позитивистскому проекту в социологии К. Маркса.

2. Марксистская теория социальных классов и классовой борь­бы как движущая сила истории.

3. К. Маркс – основатель теории классового конфликта.

 

Вариант 8. Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

1. Теория структурно - функционального анализа Т. Парсонса.

2. Теория социальных изменений Р. Мертона.

3. Социальный конфликт в социологических теориях Р. Дарен­дорфа и Л. Козера.

 

Вариант 9. Основные направления субъективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

1. Символический интеракционизм Дж. Мида и феноменологи­ческая социология А. Шюца.

2. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

3. Соотнесите приведенные утверждения, связанные с ролевой теорией, с социологами, которым они могли бы принадлежать.

 

Теоретическое положение Автор
1. Дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущ­ности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т.е. путем принятия ролей Роберт Мертон
2. Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров: (1) уровень эмоциональности; (2) способ получения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мотивация Джордж Гер­берт Мид
3. Существует несколько способов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разде­ление различных сфер жизнедеятельности; в) юмор Толкотт Пар­сонс

 

Вариант 10. Технологический детерминизм в западной социологии

1. Технологический детерминизм как отражение социальных изменений в развитых капиталистических странах.

2. Образ индустриальной эпохи как исходная парадигма для осмысления всемирной истории.

3. Одно из направлений в современной западной социологии – направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главный фактор общественной жизни – уро­вень развития техники и наукоемких технологий.

Вариант 11. Становление и развитие отечественной социологии

1. Социально - исторические условия формирования русской социальной мысли.

2. Множественность социологических школ и направлений в России середины ХIХ – начала ХХ в.

3. Основные достижения социологической мысли в России до начала ХХ в.

Вариант12. Социологическая мысль в России второй половины XIXв.

1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление.

2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского.

3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение?

Вариант 13. Интегральная социология П.А. Сорокина

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.

2. Теория социальной стратификации и социальной мобильнос­ти, проблема социального равенства, реформ и революций. Социальная динамика.

3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

 

Вариант 14. Социальная структура общества

1. Понятие «социальная структура общества» и ее элементы.

2. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы.

3. В книге рекордов Гиннеса написано, что Дайана Росс носит титул «самой популярной певицы всех времен и народов» (АиФ, 1995 п. 24).

Какой термин вместо титула можно употребить, скажем – статус, звание, ранг?

 

Вариант 15. Социальная стратификация общества

1. Понятие «социальная стратификация общества». Причины социальной стратификации. Типы стратификационных систем.

2. Западные социологические теории социальной стратифика­ции.

3. В 1930–1940-е гг. американский социолог У. Уорнер на осно­ве проведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества шесть слоев, или, как он назвал, классов: высший высший класс, низший высший класс, высший средний класс, низший средний класс, высший низший класс, низ­ший низший класс. Укажите используемые критерии принадлеж­ности к каждому классу и определите качественный состав каждо­го класса.

 

Вариант 16. Социальная мобильность общества.

1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы.

2. Основные показатели социальной мобильности.

3. Приведено суждение: «Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие наверх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают; капиталы воруют; семейное положение не учитывают».

Как вы думаете, в каком обществе – закрытом или открытом – чаще ломаются фильтры?

Ответ обоснуйте.

Вариант 17. Средний класс и его роль в обществе

1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлеж­ности к нему.

2. Средний класс в современной России и его основные признаки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...