Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
6.2.1. Перечень вопросов к контрольной работе по вариантам
Вариант 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки 1. Социальное знание в Античности и эпоху Средневековья. 2. Социальные учения Нового времени и эпохи Возрождения. 3. Просвещение как этап оформления теоретических предпосылок социологического знания. Вариант 2. Социология как наука 1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе. 2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания. 3. Соотнесите предложенные понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке.
Вариант 3. Возникновение теоретической социологии XIX века 1. Социологический проект Огюста Конта. 2. Эволюционная социология Герберта Спенсера. 3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105).
Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?
Вариант 4. Социологическая теория Эмиля Дюркгейма 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 3. Понятие «аномия» как кризисное состояние общества и нарушение его ценностно - нормативной структуры.
Вариант 5. «Понимающая» социология Макса Вебера 1. Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов». Проблема ценностей. 2. Идея рациональности и работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». 3. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Аргументируйте. Вариант 6. Формальная социология Георга Зиммеля 1. Георг Зиммель о предмете социологии и цели социологического метода. 2. Формы социальной жизни и их классификация в социологии Г. Зиммеля. 3. Георг Зиммель о концепции понимания как необходимом условии «принципиальной гармонии» между индивидом и обществом. Вариант 7. Социология марксизма: основные характеристики 1. Концепция материалистического понимания истории как альтернатива позитивистскому проекту в социологии К. Маркса. 2. Марксистская теория социальных классов и классовой борьбы как движущая сила истории.
3. К. Маркс – основатель теории классового конфликта.
Вариант 8. Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 1. Теория структурно - функционального анализа Т. Парсонса. 2. Теория социальных изменений Р. Мертона. 3. Социальный конфликт в социологических теориях Р. Дарендорфа и Л. Козера.
Вариант 9. Основные направления субъективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 1. Символический интеракционизм Дж. Мида и феноменологическая социология А. Шюца. 2. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау. 3. Соотнесите приведенные утверждения, связанные с ролевой теорией, с социологами, которым они могли бы принадлежать.
Вариант 10. Технологический детерминизм в западной социологии 1. Технологический детерминизм как отражение социальных изменений в развитых капиталистических странах. 2. Образ индустриальной эпохи как исходная парадигма для осмысления всемирной истории. 3. Одно из направлений в современной западной социологии – направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главный фактор общественной жизни – уровень развития техники и наукоемких технологий. Вариант 11. Становление и развитие отечественной социологии 1. Социально - исторические условия формирования русской социальной мысли. 2. Множественность социологических школ и направлений в России середины ХIХ – начала ХХ в. 3. Основные достижения социологической мысли в России до начала ХХ в.
Вариант12. Социологическая мысль в России второй половины XIXв. 1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление. 2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. 3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение? Вариант 13. Интегральная социология П.А. Сорокина 1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. 2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций. Социальная динамика. 3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
Вариант 14. Социальная структура общества 1. Понятие «социальная структура общества» и ее элементы. 2. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы. 3. В книге рекордов Гиннеса написано, что Дайана Росс носит титул «самой популярной певицы всех времен и народов» (АиФ, 1995 п. 24). Какой термин вместо титула можно употребить, скажем – статус, звание, ранг?
Вариант 15. Социальная стратификация общества 1. Понятие «социальная стратификация общества». Причины социальной стратификации. Типы стратификационных систем. 2. Западные социологические теории социальной стратификации.
3. В 1930–1940-е гг. американский социолог У. Уорнер на основе проведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества шесть слоев, или, как он назвал, классов: высший высший класс, низший высший класс, высший средний класс, низший средний класс, высший низший класс, низший низший класс. Укажите используемые критерии принадлежности к каждому классу и определите качественный состав каждого класса.
Вариант 16. Социальная мобильность общества. 1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы. 2. Основные показатели социальной мобильности. 3. Приведено суждение: «Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие наверх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают; капиталы воруют; семейное положение не учитывают». Как вы думаете, в каком обществе – закрытом или открытом – чаще ломаются фильтры? Ответ обоснуйте. Вариант 17. Средний класс и его роль в обществе 1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему. 2. Средний класс в современной России и его основные признаки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|