Примерная тематика рефератов
1. Город как социальное явление.
- Фермерство и перспективы его развития.
- Особенности развития национальной культуры в современных условиях.
- Факторы формирования и поддержания корпоративной культуры.
- Культурная среда современной деревни: состояние, проблемы, перспективы.
- Экологические проблемы современного социума (г.Барнаул, Алтайский край, Сибирь, Россия, регионы).
- Формирование экологического сознания в системе образования.
- Профессиональная ориентация молодого поколения: проблемы самоопределения.
- Современный рынок труда и безработица.
- Богатство и бедность в современной России (в Алтайском крае, в Барнауле).
- Социологический анализ маргинального поведения населения,
- Социальная мобильность и адаптация молодежи в изменяющемся обществе.
- Средний слой российского общества: проблемы формирования социального статуса.
- Бизнес – слой в современной России.
- Олигархи в фокусе общественных умонастроений.
- Предпринимательство как социальный феномен.
- Образ предпринимателя в современной российской литературе.
- Социальные позиции российской интеллигенции.
- Рабочий класс в структуре современного российского общества.
- Городской образ жизни: проблемы и перспективы.
- Проблемы управления социальным конфликтом.
- Этнос, нация, народность: общее и особенное.
- Социология семьи: современные проблемы исследований.
- Трансформация института современной семьи.
- Изменение функций семьи в ХХ веке.
- Основные каналы социализации личности.
- Социологический портрет современного российского студенчества.
- Экономические ориентации студенчества.
- Востребованность профессиональных знаний как социальная проблема.
- Феномен непрерывного образования.
- Проблемы наркотиков и наркотизации в России и в мире.
- Основные этапы развития отечественной социологии.
- Маркетинговое исследование в бизнесе как важное направление в современной социологии.
- Роль прикладных исследований в бизнесе.
- Качественные и количественные методы исследования в современной социологии
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций и описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания
Перечень компетенций
| Уровень шкалы оценивания
|
| Низкий
до 50 баллов
| Пороговый (51-69 баллов
| Продвинутый (70-85 баллов)
| Высокий
(86-100 баллов)
|
ОНК-1
| | Знать
| Знать
| Знать
|
| | | Уметь
| Уметь
|
| | | | Владеть
|
| | | | |
ОНК-2
| | Знать
| Знать
| Знать
|
| | | Уметь
| Уметь
|
| | | | Владеть
|
| | | | |
ИК -5
| | Знать
| Знать
| Знать
|
| | | Уметь
| Уметь
|
| | | | Владеть
|
| | | | |
СК-1
| | Знать
| Знать
| Знать
|
| | | Уметь
| Уметь
|
| | | | Владеть
|
Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и владений, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Вопросы к зачету по дисциплине «Социология».
1. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
2. Бюрократия как социальный слой.
3. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
4. Г.Спенсер и его органическая теория общества.
5. Интеллигенция в социальной структуре российского общества
6. Интегральная социология П.А.Сорокина.
7. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
8. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития фермерства.
9. Маргинализация, как явление современного общества. Истоки ее появления.
10. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
11. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
12. Наблюдение как метод социологического исследования.
13. О.Конт – родоначальник социологической науки.
14. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
15. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления общественного мнения.
16. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
17. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности, возможности и ограничения опросного метода.
18. «Понимающая» социология М.Вебера.
19. Предприниматели как социальный слой.
20. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
21. Программа и план в социологическом исследовании.
22. Психологическое направление в русской социологии (Е.В.Де-Роберти, Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
23. Рабочий класс в современном российском обществе, его социальный облик.
24. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
25. Семья как социальный институт. Типы семьи.
26. Современная социология Запада: основные направления.
27. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией и историей).
28. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
29. Социальная мобильность и ее разновидности.
30. Понятие социальной роли.
31. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
32. Социальные институты и организации. Виды и их функции.
33. Социальные функции семьи.
34. Социальный статус и его виды.
35. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
36. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
37. Социология как наука: структура и уровни социологического знания. Особенности социального познания.
38. Субъективное направление в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).
39. Теория классов и классовых отношений в социологии.
40. Теория социальной стратификации.
41. Функции социологической науки.
42. Э.Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
Примеры билетов
Бальное выражение элементов зачетного задания
Наименование элемента
| Баллы
|
Вопрос 1 билета
|
|
Вопрос 2 билета
|
|
ИТОГО БАЛЛОВ
|
|
Критерии оценивания
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом оценки: за работу в семестре; за ответ на зачете.
Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с критериями, установленными в Барнаульском филиале Финансового университета, реализуются следующим образом:
Требования к результатам освоения
дисциплины
| Оценка
| Баллы
(рейтиговая оценка)
|
Студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью использовать основные научные законы в профессиональной деятельности, знает основные теоретические модели и методы исследования, описывающие экономическое сознание и поведение на микро- и макроуровнях,
основные методы сбора и анализа социологической информации, может применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности, определять стратегию социологического исследования социального явления или процесса в сфере экономики и финансов.
Выполнение текущей работы в семестре. Выполнение контрольной работы (несущественные ошибки в применении теоретических положений). Допустимы несущественные неточности в ответе и при решении практических задач.
| зачтено
| 51-100
|
Студент не владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью использовать основные научные законы в профессиональной деятельности, не знает основные теоретические модели и методы исследования, описывающие экономическое сознание и поведение на микро- и макроуровнях,
основные методы сбора и анализа социологической информации, не может применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности, определять стратегию социологического исследования социального явления или процесса в сфере экономики и финансов.
Невыполнение текущей работы в семестре. Невыполнение контрольной работы.
| не зачтено
| 0-50
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: