Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 2 страница
-------------------------------- < 1> В литературе можно встретить попытки разграничения этих понятий (Батунин М. Соотношение фондового рынка и рынка ценных бумаг // Хозяйство и право. 1996. N 5. С. 109 - 112; Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 110), но нам это не кажется целесообразным. < 2> Как это иногда делается в специальной литературе (см.: Андреев В. К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут: РАП, 2008. С. 256 - 257). < 3> Справедливости ради отметим, что и не только современные. Исследования рынка как экономического, социального и культурного феномена показывают, что эти элементы всегда присутствуют в рынке (см., к примеру, интересную работу Фернана Броделя (Бродель Ф. Материальная цивилизация и капитализм. Т. 2: Игры обмена. М.: Весь Мир, 2006)). < 4> Отметим, что в некоторых работах также используется широкий подход при определении понятия " рынок ценных бумаг" (Андриянов В. К. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. Цит. по: Грачева Е. Ю., Щекин Д. М. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву. М.: Статут, 2009. С. 857).
Таким образом, исходя из указанного общего посыла, регулируемые позитивные социальные связи в сфере рынка ценных бумаг можно укрупненно дифференцировать на следующие блоки общественных отношений, которые возникают: 1) в связи с созданием ценной бумаги как объекта гражданских прав (эмиссия ценных бумаг и иные формы возникновения ценных бумаг) и с их присвоением эмитентом. Речь идет, если так можно выразиться, о базовых отношениях, поскольку все иные отношения в сфере рынка ценных бумаг возникают в большинстве случаев в связи с наличием самого объекта - ценной бумаги. Это позволило некоторым авторам отметить, что ценные бумаги можно рассматривать и как главный системообразующий фактор, обеспечивающий интеграцию общественных отношений в единый предметный комплекс с точки зрения правового регулирования, и как предметную основу выделения правового института ценных бумаг в системе российского гражданского права < 1>.
-------------------------------- < 1> См.: Редькин И. В. Меры гражданско-правовой охраны прав участников отношений в сфере рынка ценных бумаг. М.: Деловой экспресс, 1997. С. 5 - 6.
Такое значение ценной бумаги вряд ли можно назвать в данном случае преувеличением, поскольку только наличие ценной бумаги как объекта гражданского права способно создать основу для возникновения отношений по ее присвоению, использованию, распоряжению, по охране прав ее владельцев от различных посягательств и т. п. Это достаточно сложная группа отношений, поскольку порядок возникновения ценных бумаг различен для разных их видов. Достаточно привести в качестве примера эмиссионные ценные бумаги, для которых такой процесс, известный как " эмиссия" (ст. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ), детально описан, закладную, порядок выдачи которой не менее регламентирован (Федеральный закон " Об ипотеке (залоге недвижимости)" ), и вексель, порядок выдачи которого не регламентирован вовсе. Ценная бумага - это объект гражданских прав, причем объект, который отнесен Гражданским кодексом к категории вещей (ст. 128). Соответственно, для возникновения различных отношений мало только создать объект (ценную бумагу), этот объект должен быть " помечен" субъективным гражданским правом какого-либо конкретного субъекта. Таким первым собственником бумаги всегда выступает создавшее ее лицо (" эмитент" ). В отношении такого объекта он обладает полноценными вещными правами, одной из характеристик которых является их абсолютный характер. Именно это состояние присвоенности ценной бумаги как объекта позволяет ее " эмитенту" вступать в различные отношения с другими участниками гражданского оборота по определению ее дальнейшей правовой судьбы;
2) в связи с обращением ценных бумаг. Обращение ценных бумаг начинается в тот момент, когда эмитент путем совершения гражданско-правовых действий передает право собственности на созданную ценную бумагу другому лицу, которое с момента возникновения права собственности на такую бумагу в соответствии с ее двойственной природой становится и лицом, обладающим правами из нее. Порядок появления первого управомоченного лица по бумаге весьма разнороден. Достаточно вспомнить порядок возникновения права собственности на вексель, чек и ряд других ценных бумаг, не являющихся эмиссионными, и на бездокументарные ценные бумаги. Так, в отношении векселя требуется его передача предусмотренным вексельным законодательством способом и фактическое получение новым владельцем, а для бездокументарных ценных бумаг абсолютно необходимым является внесение соответствующих записей о переходе прав в учетных записях организаций - субъектов учетной системы (ст. 149 ГК, ст. 29 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ). Отношения, возникающие в процессе обращения ценной бумаги, вовсе не исчерпываются определением термина " обращение", данным в ст. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг": " заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги". Сюда на самом деле попадают все те отношения, которые возникают в связи с изменением юридической судьбы ценной бумаги: это и отношения, в результате которых бумага меняет своего собственника, и отношения, в результате которых происходит обременение ценных бумаг, передача отдельных прав на бумаги (и из бумаги), как в случае с доверительным управлением, и т. д. Более того, обращение охватывает и все те отношения, которые возникают в процессе выполнения ценными бумагами различных функций. Таковые весьма разнообразны. Собственно, все многообразие видов ценных бумаг во многом вызвано тем, что каждый из таких видов " специализируется" на выполнении одной или нескольких функций. Ценные бумаги обслуживают расчетные отношения субъектов, служат объектом сохранения активов, способствуют " стерилизации" излишней денежной массы в обращении и т. д.;
3) в процессе осуществления субъектами учетной системы своих функций по учету прав владельцев ценных бумаг (требующих такого учета, подчеркнем это, поскольку не все бумаги " вовлечены" в учетную систему). Такие отношения вызваны обращением различных лиц в организации учетной системы с целью осуществить учет прав, зафиксировать переход или обременение прав. Их правовое регулирование, с одной стороны, достаточно сложное и детальное, с другой - неясное с точки зрения отраслевой отнесенности и правового режима тех действий, которые совершаются организациями учетной системы в рамках осуществления своей деятельности (считать, к примеру, передаточное распоряжение или внесение приходной (расходной) записи в системе ведения реестра сделкой или нет); 4) в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг весьма разнообразна, она не сводится только к владению ценными бумагами, но и включает в себя осуществление иных действий, направленных на инвестирование имущества. Часть отношений, которые здесь возникают, " покрываются" отношениями, возникающими в процессе обращения ценной бумаги, часть (получение предварительных согласований) - это отношения в рамках государственного регулирования рынка ценных бумаг. Однако инвестиционная деятельность вовсе не ограничивается покупкой/продажей бумаг. Существуют этапы такой деятельности, которые не связаны непосредственно с покупкой бумаг, но направлены на подготовку такой покупки, изучение информации, отношения между инвесторами по поводу управления объектами, в которые инвестировано имущество, отношения по возврату инвестированного имущества, а также некоторые иные отношения;
5) вследствие осуществления субъективных гражданских прав, закрепленных ценной бумагой. Ценная бумага прежде всего представляет собой совокупность субъективных гражданских прав, набор которых весьма разнообразен. Нет никаких ограничений, чтобы конструировать в рамках ценной бумаги практически любые субъективные гражданские права. Права, которые закрепляются ценными бумагами, и в настоящее время весьма различны. Это права на получение денежных средств (вексель, чек, депозитный (сберегательный) сертификат и др. ), на получение иного имущества (государственная облигация), распоряжения товаром, помещенным на склад или находящимся в пути (складское свидетельство и коносамент), на участие в управлении (акция) и даже на получение жилья (жилищный сертификат, выдаваемый лицам, пострадавшим от стихийных бедствий) и многие другие. Осуществление прав, удостоверенных ценной бумагой, в силу специфики прав имеет известное своеобразие. Взять для примера хотя бы корпоративные права, которые удостоверены акцией. Осуществление различных прав и порождает особую группу отношений, которую мы выделяем в отдельный блок; 6) в процессе осуществления профессиональных и иных тесно с ними связанных видов деятельности на рынке ценных бумаг. В сфере рынка ценных бумаг ее субъекты осуществляют различную деятельность. Часть такой деятельности не имеет какого-либо специального правового режима. В самом деле, приобретение ценной бумаги как объекта гражданского права не слишком сильно отличается от покупки любой другой вещи: и в том и в другом случае возникает право собственности у лица. Однако существуют виды деятельности, для которых законодатель определил специальный правовой режим осуществления. Большая часть таких видов получила название " профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг", меньшая не имеет какого-либо обобщающего названия, однако тоже признана законодателем специфической и потому требующей соответствующего регулирования. К примеру, ранее (до принятия Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ) ко вторым относилась консультационная деятельность, а с 2002 г. - деятельность финансового консультанта. В обоих случаях речь идет об осуществляемой на постоянной основе деятельности по совершению сделок с ценными бумагами, учету прав на них, сбору информации и т. д.; 7) в процессе государственного регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг - одно из важнейших направлений государственной политики. Именно государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Государственное регулирование рынка ценных бумаг имеет определенные особенности по сравнению с общими принципами и правилами государственного регулирования в других сферах экономики. Эти особенности, на наш взгляд, обусловлены спецификой такого объекта права, как ценная бумага, и проявляются в целях, задачах, видах и методах (средствах, способах).
Сфера регулирования включает в себя как организационно-властное воздействие государственных органов на субъектов рынка ценных бумаг (через лицензирование, аттестацию, государственную регистрацию), так и отношения внутри самих государственных регуляторов (между регуляторами), а также отношения между негосударственными регуляторами (саморегулируемые организации) и их членами. Особая группа отношений возникает в связи с защитой прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг. Это достаточно специфическая группа отношений, которые именуются обычно охранительными, возникающих в случае необходимости защиты прав участников рынка ценных бумаг (владельцев, эмитентов, профессиональных участников рынка, инвесторов, но прежде всего - инвесторов и владельцев ценных бумаг). Такая защита осуществляется различными способами. Здесь и процессуальный институт восстановления прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство), здесь и особое производство, используемое для восстановления закладной, здесь и компенсационные фонды и фонды защиты прав вкладчиков и акционеров.
1. 2. Структура правового регулирования рынка ценных бумаг
Под структурой в теории систем в самом общем виде понимают совокупность функциональных элементов системы, объединенных связями < 1>. Под структурой правового регулирования обычно разумеют определенное сочетание методов (функционально-структурных признаков права, непосредственных критериев системы, способов воздействия на отношения) - централизованного и децентрализованного - и способов правового регулирования. -------------------------------- < 1> См.: Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999. С. 58.
Однако в данном вопросе нас интересуют не только методы и специфическое сочетание способов, но также и отраслевая структура регулирования (нормы каких отраслей права задействованы при регулировании выделенных блоков общественных отношений, составляющих сферу рынка ценных бумаг), которая, собственно, и определяет общий правовой режим регулирования, методы и способы, место в системе российского права той общности правовых норм, с помощью которых осуществляется регулирование отношений в сфере рынка ценных бумаг. Как было отмечено выше, отношения, возникающие в сфере рынка ценных бумаг, весьма разнородны, а потому они не могут регулироваться только нормами одной отрасли права: здесь задействован широкий спектр норм - от отраслей, регулирующих публичные отношения, до отраслей, регулирующих отношения частные. Регулирующее воздействие здесь оказывают нормы конституционного, гражданского, административного и финансового права < 1>. Нормы гражданского, уголовного, административного и процессуальных (гражданского процессуального, уголовно-процессуального, арбитражного процессуального) отраслей права обеспечивают охрану прав и законных интересов участников отношений в анализируемой сфере. -------------------------------- < 1> Говоря о комплексности регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг, нельзя между тем и " перегибать". По крайней мере надо достаточно ясно разграничивать экономические основы и правовое регулирование. Не можем здесь не признать неудовлетворительным мнение Ю. С. Тихомировой, отмечающей, что " правоотношения на рынке ценных бумаг регулируются нормами различных отраслей права. Основы функционирования этого рынка определены нормами гражданского права и экономической теории... " (Тихомирова Ю. С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 " Юриспруденция" / Под ред. И. Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 3). Данная позиция представляется совершенно неверной, поскольку ее автор смешивает экономическую действительность (т. е., собственно, то, что регулируется) и отрасль права (т. е. то, что регулирует). Очевидно, что в структуре российского права никакой отдельной отрасли " экономическая теория" нет (и никогда не будет). То, что достижения экономической мысли как в виде постулатов (открытых закономерностей развития), например " теорема Коуза", так и в виде отдельных терминов (тот же " рынок" ) отражаются в правовых нормах, нет ничего удивительного. Более того, это свидетельствует о генезисе и развитии права, однако это не дает оснований считать экономическую теорию феноменом, регулирующим отношения.
Значение конституционных норм определяется самим положением Конституции РФ в системе регуляторов как основного закона, который закладывает основу для всего правового регулирования. Как справедливо подмечено А. Е. Шерстобитовым, нормы конституционного права относят все основные вопросы правового регулирования на фондовом рынке к федеральному ведению < 1>. А свое дальнейшее развитие конституционные нормы получают уже в специальных правовых нормах. Так, к примеру, ст. 75 Конституции установлена норма, согласно которой " государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе". Обратим внимание, что в этой норме регулирование вопросов государственных заимствований (в том числе и в форме ценных бумаг) " замкнуто" на федеральном уровне посредством закона. Это находит свое выражение и конкретизацию в бюджетном законодательстве. В частности, сам порядок заимствований установлен Бюджетным кодексом (см., к примеру, ст. ст. 89 - 122 Кодекса), а бюджетная классификация государственных внутренних и внешних долгов устанавливается Федеральным законом " О бюджетной классификации Российской Федерации". Далее, в этой статье вводится принцип добровольности государственных заимствований, что впоследствии находит свое развитие и конкретизацию уже в иных нормативных актах - п. 2 ст. 817 ГК. -------------------------------- < 1> См.: Правовые основы рынка ценных бумаг / Под ред. А. Е. Шерстобитова. М.: Деловой экспресс, 1997. С. 15.
Конституция определяет основные начала о соотношении норм внутреннего и международного права (ст. 15). Закреплено, что указанные договоры являются составной частью правовой системы. В частности, установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Данное положение затем находит развитие и конкретизацию в ст. 7 ГК и Федеральном законе " О международных договорах Российской Федерации", а результатом является, например, то, что Россия как участник так называемых Женевских вексельных конвенций обязана следовать их положениям, они являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, ограничено и законодательное творчество в этой области. Значение конституционных норм для сферы рынка ценных бумаг не исчерпывается Конституцией, большое значение имеют постановления < 1> Конституционного Суда РФ < 2>. Причем некоторые постановления хотя прямо и не регулируют отношения в сфере рынка ценных бумаг, но имеют своего рода " отраженное" действие, поскольку направлены на регулирование аналогичных спорных ситуаций, хотя возникших из других отношений. Здесь можно указать на Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П " По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О. М. Мариничевой, А. В. Немировской, З. А. Скляновой, Р. М. Скляновой и В. М. Ширяева". Положения этого документа относительно соотношения норм, закрепленных ст. ст. 167 и 302 ГК, имеют существенное значение в решение вопросов о применении отдельных способов защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг (прежде всего бездокументарных). -------------------------------- < 1> Постановления и определения Конституционного Суда указаны как источник права не случайно. Здесь нет места (да это и не является целью) для детального анализа их роли и значения. Автор однозначно придерживается вывода об их нормативном характере, т. е. полагает, что они являются источниками права. Достаточную систему аргументов для таких выводов, на наш взгляд, приводит в своей работе М. Н. Марченко (Марченко М. Н. Источник права: Учебное пособие. М.: Велби: Проспект, 2005. С. 385 - 416). < 2> Здесь можно привести в пример такие акты, как Постановление от 24 февраля 2004 г. N 3-П " По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона " Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании " Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы"; Постановление от 10 апреля 2003 г. N 5-П " По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона " Об акционерных обществах" в связи с жалобой открытого акционерного общества " Приаргунское"; Постановление от 14 июля 2003 г. N 12-П " По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации " О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО " Папирус", ОАО " Дальневосточное морское пароходство" и ООО " Коммерческая компания " Балис" и ряд иных.
Значительная часть отношений в сфере рынка ценных бумаг осуществляется между формально равными субъектами, т. е. перед нами типичные гражданские правоотношения. Примеры: отношения брокера и его клиентов, построенные на договоре о брокерском обслуживании (ст. 3 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ), основания возникновения и прекращения права собственности и т. п. Нормы гражданского права регулируют правовое положение участников отношений в сфере рынка ценных бумаг, их взаимные права и обязанности, правовой режим ценной бумаги, способы защиты прав, основания применения мер ответственности. В силу значимости рынка ценных бумаг для " здоровья" финансовой системы страны, да и экономики в целом, в анализируемой сфере велико государственное вмешательство. Соответственно, существует большой блок отношений, где проявляется властное государственное начало: отношения, связанные с возникновением ценных бумаг (эмиссии ценных бумаг (ст. ст. 17 - 27 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ), регистрации правил паевого инвестиционного фонда (ст. 19 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ), осуществлением отдельных видов деятельности, прежде всего профессиональной, и т. д. Говоря об этом аспекте правового регулирования, следует отметить, что нормы административного права прежде всего определяют, какие органы государственной власти осуществляют управление фондовым рынком, и устанавливают их компетенцию; определяют формы и методы государственного регулирования рынка ценных бумаг < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Правовые основы рынка ценных бумаг. С. 15 - 16.
Значительна в правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг и роль финансового права. Прежде всего это касается вопросов, связанных с деятельностью государства по накоплению государственного (внутреннего и внешнего) долга, выраженного в ценных бумагах, отношения по выдаче государственных гарантий и т. д. Таким образом, перед нами достаточно разнородная общность правовых норм разной отраслевой принадлежности. В этой связи возникает вопрос: представляют ли они какую-либо правовую общность, объединенную признаками? Совершенно очевидно, что данная правовая общность представляет собой исключительно ассоциацию правовых норм, предметно-функционально (в широком смысле) направленных на регулирование отношений в сфере рынка ценных бумаг. Ведь очевидно, что нормы, в нее входящие, не связаны единым методом и механизмом регулирования, они все связаны со своими главными профилирующими отраслями. Поэтому о какой-то системности (образовании какой-то новой отрасли, подотрасли или института) здесь говорить не приходится, скорее здесь есть очевидная системность в области законодательства, но об этом мы поговорим в своем месте. Однако рассмотрение представленного комплекса норм только как простой их ассоциации не умаляет того факта, что в рамках основных отраслей, к которым указанные нормы приписаны, они образуют достаточно устойчивые системные правообразования. Прежде всего такая системность наблюдается в рамках гражданского и административного права. Поскольку большинство отношений в сфере рынка ценных бумаг регулируется именно гражданско-правовыми нормами, а также в силу цивилистической направленности настоящей работы рассмотрим более подробно структурирование именно норм гражданского права, обслуживающих эту сферу общественных отношений. В литературе вопрос структурирования норм гражданского права, обслуживающих отношения в сфере рынка ценных бумаг, получил некоторое развитие < 1>. Основная версия, которая высказывается авторами, состоит в том, что такие нормы представляют собой не что иное, как институт. Одни авторы высказывают эту мысль в достаточно абстрактном виде. Так, Г. Н. Шевченко отмечает, что " правовое регулирование ценных бумаг - один из важнейших институтов гражданского права" < 2>. Ю. С. Тихомирова указывает, что ценные бумаги представляют собой не что иное, как " финансово-правовой институт" < 3>. Другие, напротив, пытаются найти этому институту свое место в структуре гражданского права. Так, по мнению И. В. Редькина, правовой институт ценных бумаг в российском гражданском праве носит пограничный характер < 4> и является общерегулятивным (общезакрепительным) институтом вещно-правовой ориентации в части установления правового режима ценных бумаг как специальной разновидности объектов гражданских прав. С другой стороны, данный правовой институт, по его мнению, может рассматриваться как специализированный предметный институт, имеющий в качестве самостоятельного предмета правового регулирования комплекс обязательственно-правовых связей, образующих сферу рынка ценных бумаг. -------------------------------- < 1> Не могу не отметить здесь и заочную дискуссию В. А. Белова с А. В. Власовой, А. В. Вошатко, В. В. Грачевым, В. Б. Чуваковым в журнале " Правоведение" (Власова А. В., Вошатко А. В., Грачев В. В., Чуваков В. Б. К развитию вексельно-правовой теории // Правоведение. 2005. N 2. С. 193 - 204; Белов В. А. Экспансивная форма как заменитель научного содержания // Правоведение. 2005. N 2. С. 205 - 217). Если отбросить ее эмоциональный фон, то надо отметить, что вопросы в ней обсуждались весьма важные и содержательные. В том числе и в части структурирования норм гражданского права. В. А Беловым (который использовал в своей работе категорию " вексельное право" ), в частности, была высказана позиция, согласно которой вопрос структурирования не является сколь-нибудь принципиальным. Он полагает, что " отраслевая" концепция - не единственная в мире, а структурирование права на подотрасли, институты и т. д. является исключительно российской традицией (с. 206). Такая позиция этого автора прослеживается в его работах. Так, в одной из них этот автор указывал, что " вексель регулируется помимо норм гражданского и торгового (предпринимательского) права нормами специальной подотрасли права - вексельного права" (Белов В. А. Вексельное законодательство России. М.: ЮрИнфоР, 1996. С. 29), в другой отмечал, что вексельное право - это " подразделение объективного права, представляющее собой совокупность правовых норм, содержащихся как в системе национального вексельного законодательства, так и в международных актах и обычаях, регулирующих правоотношения, возникающие из составления и выдачи векселей и возложения лицами на себя вексельных обязательств" (Белов В. А. Практика вексельного права. М.: ЮрИнфоР, 1998. С. 27). Нам такое отношение к структурированию права не кажется обоснованным. Структурирование права имеет не только теоретическую ценность (как инструмент познания), оно несет несомненную практическую пользу. < 2> Шевченко Г. Н. Правовое регулирование ценных бумаг: Учебное пособие. М.: Статут, 2004. С. 3. < 3> Тихомирова Ю. С. Указ. соч. С. 3. < 4> Редькин И. В. Указ. соч. С. 7.
Как известно из теории права, институт права в самом общем виде представляет собой совокупность норм (или систему взаимосвязанных норм), регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства, первичную правовую общность < 1>. Главная функция правового института, как подчеркивал С. С. Алексеев, состоит в том, чтобы в пределах своего участка общественных отношений данного вида или рода обеспечить цельное, относительно законченное регулирование; он должен обладать полным комплектом норм, при помощи которых возможно охватить все существенные моменты регулирования соответствующего участка < 2>. -------------------------------- < 1> Справедливости ради отметим, что право не выработало в настоящее время единообразного подхода к определению института права (см., к примеру: Сулейменов М. К. Предпринимательский договор как комплексный институт гражданского права // Предпринимательские договоры: Материалы ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся (Москва, 14 октября 2007 г. ). М.: Юриспруденция, 2008. С. 28 - 29). < 2> Алексеев С. С. Структура советского права. С. 120.
Представляется, что с этой точки зрения правовая общность, посредством которой в рамках гражданского права регулируется рынок ценных бумаг, есть нечто большее, чем просто институт. Анализ правового регулирования видов (типов (классов)) ценных бумаг показывает, что многие из них сами по себе регулируются такими правообразованиями, которые представляют собой правовые институты. Самый простой пример здесь вексель: нормы гражданского права, его регулирующие, весьма компактно " упакованы" в Положение о переводном и простом векселе 1937 г. (по сути не что иное, как своеобразный вексельный кодекс). Они полностью и практически автономно регулируют отношения, возникающие в связи с выдачей, обращением (передачей) и погашением векселя. Сходные рассуждения можно привести и относительно правовых норм, регулирующих бездокументарные ценные бумаги. Если мы обратим внимание на регулирование некоторых видов профессиональной деятельности, в особенности на регулирование учетной деятельности (деятельность регистраторов, депозитариев, специализированных депозитариев), то мы увидим сходные проявления структурности. Совокупность институтов, конечно, можно представить институтом, однако теория права выработала для такого рода сложных правообразований иные наименования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|