Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 9 страница
-------------------------------- < 1> Там же. 1924. N 54. Отд. первый. Ст. 533. < 2> Там же. 1923. N 98. Отд. первый. Ст. 978. < 3> СЗ СССР. 1929. N 71. Отд. первый. Ст. 675.
Принимались и совершенно конфискационные по своей направленности документы, которыми подписка признавалась обязательной для тех групп населения, которые имели повышенные доходы (см. Декреты СНК от 4 сентября 1923 г. " О принудительном размещении государственного 6% выигрышного займа среди имущих слоев населения" < 1>, от 9 октября 1923 г. " О принудительном размещении государственного 6% выигрышного займа среди лиц, имеющих высокие доходы" < 2>, от 15 апреля 1924 г. " О размещении облигаций Второго государственного выигрышного займа 1924 года в обязательном порядке" < 3> ). Идеологическое обоснование такого рода действий по-пролетарски прямо дает нам преамбула одного из названных документов ( Декрет СНК от 4 сентября 1923 г. " О принудительном размещении государственного 6% выигрышного займа среди имущих слоев населения" ): " В то время как рабочий класс путем коллективной подписки принимает деятельное участие в размещении государственного 6% выигрышного займа, участие в подписке на заем со стороны имущих слоев населения далеко не соответствует тем средством, которые в настоящее время сосредоточены в их руках" < 4>. Методы " принудительного порядка размещения" были иезуитскими: облигации приобретались одновременно с уплатой подоходного налога; на квитанциях об уплате налога ставилась отметка о приобретении облигаций и т. д. Уклонение от исполнения соответствующих обязанностей, соответственно, прямо приравнивалось к уклонению от уплаты государственных налогов и сборов (п. 3 Декрета СНК от 9 октября 1923 г. " О принудительном размещении государственного 6% выигрышного займа среди лиц имеющих высокие доходы" ) < 5>. Нельзя не отметить и того, что на распоряжение облигациями займов также налагались различного рода запреты < 6>, а сама " сброска" до срока облигаций (т. е. их продажа) приравнивалась к созданию помех для " социалистического строительства" со всеми вытекающими отсюда выводами < 7>.
-------------------------------- < 1> СУ. 1923. N 96. Отд. первый. Ст. 960. < 2> Там же. 1924. N 9. Отд. первый. Ст. 58. < 3> Там же. N 54. Отд. первый. Ст. 535. < 4> Интересно, что в другом документе - Постановлении X Всероссийского Съезда рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов от 27 декабря 1922 г. " По докладу Народного Комиссариата Финансов" - " выпуск первого советского выигрышного займа" одобрялся, а Съезд призывал " к его поддержке все слои населения" (СУ. 1923. N 28. Отд. первый. Ст. 329). < 5> Впоследствии принимались и иные акты, усовершенствовавшие механизм коллективной подписки, к примеру Постановление СНК СССР от 25 мая 1931 г. " Об усилении практики безналичных расчетов по коллективной подписке на государственные займы" (СЗ СССР. 1931. N 35. Отд. первый. Ст. 259). < 6> В литературе того периода прямо отмечается наличие " общественного контроля над продажей облигаций". Процедуры носили разрешительный характер (см.: Пановко М. Займы СССР. М.: Госфиниздат, 1935. С. 34 - 39). < 7> Елизаров Н. В. Госзаймы на дело социалистического строительства. С. 42.
Государство выпускало займы, различные по содержанию: удостоверяющие право на получение имущества (" натуральные" ), натурально-денежные и денежные. Так, в 1922 - 1923 гг. было выпущено два " хлебных" (натуральных) займа < 1>. В частности, в соответствии с Постановлением ВЦИК " О хлебном займе", принятым в мае 1922 г., выпускались облигации " стоимостью от одного до ста пудов ржи в зерне" (п. 3). Облигации погашались предоставлением зерна из специального фонда продовольствия из поступлений продналога (п. 7) < 2>. Второй " хлебный" заем 1923 г. был интересен тем, что облигации выпускались на предъявителя (" безыменные" ) < 3> (см. Декрет ВЦИК и СНК " О втором внутреннем краткосрочном государственном хлебном займе" ) < 4>.
-------------------------------- < 1> Подробнее о них также см.: Анисимов В. Крестьянские займы и что они дают крестьянину. С. 4 - 7; Дьяченко В. П. Краткий очерк развития государственного кредита и сберегательных касс СССР // Государственные займы и сберегательные кассы СССР. С. 13 - 14. < 2> СУ. 1922. N 36. Отд. первый. Ст. 430. < 3> Оба займа интересны еще и тем, что помимо своих " натуральных" прав они подлежали " приему в зачет взносов единого сельскохозяйственного налога". < 4> СУ. 1923. N 24. Отд. первый. Ст. 107.
Своего рода натурально-денежный характер носил другой заем - сахарный ( Декрет ЦИК и СНК от 15 ноября 1923 г. " О выпуске Государственного краткосрочного сахарного займа" < 1> ). Его обычно относят к натуральным займам того времени < 2>, однако справедливости ради надо отметить, что согласно указанному документу (п. 8) его погашение могло производиться и сахаром-рафинадом, и деньгами. -------------------------------- < 1> Там же. 1924. N 12. Отд. первый. Ст. 278. < 2> Котляревский А. С. Указ. соч. С. 108; Дьяченко В. П. Указ. соч. С. 13.
Выпускались также облигации: а) удостоверяющие обычное денежное обязательство (право на получение номинальной (" нарицательной" ) стоимости с процентами), к примеру 8%-ный внутренний золотой заем 1924 г. ( Декрет ЦИК и СНК от 15 февраля 1924 г. " О выпуске 8% внутреннего золотого займа 1924 г. < 1>, государственный внутренний 10%-ный заем 1930 г. ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 4 марта 1931 г. " О выпуске государственного внутреннего 10-процентного займа 1930 г. " < 2> ); -------------------------------- < 1> СУ. 1924. N 34. Отд. первый. Ст. 311. < 2> СЗ СССР. 1931. N 16. Отд. первый. Ст. 149.
б) денежные облигации, предоставлявшие кроме права на получение номинальной стоимости дополнительные права на выигрыш, которые к тому же можно было использовать для осуществления платежей по различным обязательствам, к примеру: десятилетний государственный выигрышный заем 1922 г. ( Декрет СНК от 31 октября 1922 г. " О выпуске государственного выигрышного займа" < 1> ), второй государственный выигрышный заем 1924 г. ( Декрет ЦИК и СНК от 16 апреля 1924 г. " О выпуске Второго государственного выигрышного займа 1924 г. " < 2> ), государственный внутренний выигрышный заем 1926 г. ( Постановление ЦИК и СНК СССР " О выпуске государственного внутреннего выигрышного займа 1926 года" < 3> ), государственный внутренний 10%-ный выигрышный заем 1927 г. ( Постановление ЦИК и СНК СССР " О выпуске государственного внутреннего десятипроцентного выигрышного займа 1927 года" < 4> ), государственный выигрышный заем 1929 г. ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 марта 1929 г. " О выпуске государственного выигрышного займа 1929 года" < 5> ), второй выпуск займа " Пятилетка в четыре года" ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 июля 1930 г. " О выпуске государственного внутреннего выигрышного займа " Пятилетка в четыре года" < 6> ), государственный выигрышный заем 1932 г. ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1932 г. " О выпуске государственного выигрышного займа 1932 г. " < 7> ) < 8>;
-------------------------------- < 1> СУ. 1922. N 67. Отд. первый. Ст. 887. < 2> Там же. 1924. N 55. Отд. первый. Ст. 536. < 3> СЗ СССР. 1926. N 60. Отд. первый. Ст. 449. < 4> Там же. 1927. N 7. Отд. первый. Ст. 71. < 5> Там же. 1929. N 21. Отд. первый. Ст. 186. < 6> Там же. 1930. N 35. Отд. первый. Ст. 379. < 7> Там же. 1932. N 17. Отд. первый. Ст. 91. < 8> Здесь надо отметить, что субъектом выпуска таких бумаг было не только государство, но и созданные им юридические лица. К примеру, см. Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г. " О выпуске займа содействия тракторизации сельского хозяйства", в соответствии с которым облигации выпускались ВАТО - Всесоюзным объединением автотракторной промышленности (текст см.: Государственные займы и сберегательные кассы СССР: Сборник важнейших законодательных материалов за 1917 - 1937 гг. С. 94 - 95).
в) облигации, предоставлявшие право на получение номинальной стоимости и процентов (или только номинальной стоимости), которые дополнительно могли использоваться для осуществления платежей по различным обязательствам: так, облигации третьего государственного 8%-ного внутреннего займа ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 28 мая 1927 г. " О выпуске третьего государственного восьмипроцентного внутреннего займа" < 1> ) могли использоваться " в обеспечение отсрочиваемых акцизов и таможенных пошлин"; похожим образом могли использоваться облигации государственного внутреннего 12%-ного займа 1927 г. ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 июня 1927 г. " О выпуске государственного внутреннего двенадцатипроцентного займа 1927 года" < 2> ), облигации государственного внутреннего 11%-ного займа 1928 г. ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 19 сентября 1928 г. " О выпуске государственного внутреннего одиннадцатипроцентного займа 1928 года" < 3> ), облигации четвертого государственного 8%-ного внутреннего займа ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 12 октября 1928 г. " О выпуске четвертого государственного восьмипроцентного внутреннего займа" < 4> ) и т. д.; -------------------------------- < 1> СЗ СССР. 1927. N 32. Отд. первый. Ст. 325. < 2> Там же. N 31. Отд. первый. Ст. 318. < 3> Там же. 1928. N 60. Отд. первый. Ст. 540. < 4> Там же. N 62. Отд. первый. Ст. 566.
г) облигации, предоставлявшие право на получение номинальной стоимости, процентов и на выигрыш (их еще именовали " процентно-выигрышными" ), которые дополнительно могли использоваться для уплаты налогов (к примеру, облигации крестьянского выигрышного займа 1924 г. ( Декрет ЦИК и СНК от 19 марта 1924 г. " О выпуске крестьянского выигрышного займа" < 1> )) и/или осуществления платежей по иным обязательствам (к примеру, по обязательному окладному страхованию в сельских местностях и в погашение семенных ссуд, как облигации третьего государственного крестьянского выигрышного займа ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 11 марта 1927 г. " О выпуске государственного крестьянского выигрышного займа" < 2> ). К таким облигациям относились и выпущенные в 1927 - 1929 гг. три займа индустриализации ( Постановления ЦИК и СНК СССР от 24 августа 1927 г. " О выпуске государственного внутреннего займа индустриализации народного хозяйства Союза ССР" < 3>, от 18 июля 1928 г. " О выпуске 2-го государственного внутреннего займа индустриализации народного хозяйства СССР" < 4>, от 24 июля 1929 г. " О выпуске 3-го государственного внутреннего займа индустриализации народного хозяйства СССР" < 5> ) и заем укрепления крестьянского хозяйства ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 декабря 1927 г. " О выпуске государственного внутреннего выигрышного займа укрепления крестьянского хозяйства" < 6> ).
-------------------------------- < 1> СУ. 1924. N 45. Отд. первый. Ст. 421. < 2> СЗ СССР. 1927. N 17. Отд. первый. Ст. 182. < 3> Там же. N 51. Отд. первый. Ст. 508. < 4> Там же. 1928. N 46. Отд. первый. Ст. 406. < 5> Там же. 1929. N 49. Отд. первый. Ст. 442. < 6> Там же. 1928. N 3. Отд. первый. Ст. 24.
В 1930 г. была проведена первая принудительная конверсия < 1>, в результате которой последние из названных четырех займов были объединены в новый заем - " Пятилетка в четыре года" ( Постановления ЦИК и СНК СССР от 21 февраля 1930 г. " О государственном займе " Пятилетка в четыре года" < 2>, от 3 июля 1930 г. " О выпуске государственного внутреннего выигрышного займа " Пятилетка в четыре года" < 3> ). В 1936 г. была проведена вторая принудительная конверсия выпущенных в 1931 - 1935 гг. займов, а также займа " Пятилетка в четыре года" ( Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 июля 1936 г. " О Государственном внутреннем займе второй пятилетки (выпуск четвертого года) и о конверсии ранее выпущенных внутренних займов" < 4> ). Облигации обменивались на новые, срок погашения по которым составлял 20 лет, а размер процента по сравнению с конверсированными облигациями уменьшен (до 4%) < 5>. В 1938 г. была осуществлена еще одна принудительная конверсия ( Постановление СНК СССР " О выпуске Государственного внутреннего выигрышного займа 1938 г. и о конверсии государственных внутренних выигрышных займов 1929 г., 1930 г., 1932 г. и 1935 г. " < 6> ), которая коснулась государственных выигрышных займов. -------------------------------- < 1> Обоснование ее было такое: "... наличие многочисленных и разнообразных по своим условиям займов, размещенных среди огромного количества держателей рабочих и крестьян, затрудняет обслуживание держателей займов и удорожает стоимость государственного кредита Союза ССР". < 2> СЗ СССР. 1930. N 12. Отд. первый. Ст. 137. < 3> Там же. N 35. Отд. первый. Ст. 379. < 4> СЗ СССР. 1936. N 38. Отд. первый. Ст. 329. < 5> Подробнее об этой конверсии см.: Левин Р. Советские займы и конверсия. М.: Госфиниздат, 1936. С. 19 - 36. < 6> Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1938. N 22. Ст. 144.
Практика выпуска займов сохранялась в военное и послевоенное время. К примеру, в 1942 - 1945 гг. были проведены четыре военных займа < 1>, в годы первой послевоенной пятилетки было выпущено пять государственных займов восстановления и развития народного хозяйства СССР < 2>. Продолжалась и практика принудительной конверсии - очередная была осуществлена в 1947 г. В результате были объединены на новых условиях (к примеру, некоторые облигации обменивались в пропорции три рубля в облигациях ранее выпущенных на один рубль новых, а некоторые в пропорции пять за один) все довоенные, военные и первые послевоенные займы. С 1947 по 1956 г. было выпущено 11 займов, в 1957 г. - еще один заем на развитие народного хозяйства. Совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 апреля 1957 г. " О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза" были предусмотрены прекращение начиная с 1958 г. дальнейшего выпуска государственных займов, размещаемых по подписке среди населения, и отсрочка на 20 лет погашения уже выпущенных облигаций < 3>. Согласно этому документу погашение займов должно было производиться с 1977 г. в течение 20 лет равными частями ежегодно < 4>. Впоследствии на основании решений XXIV Съезда КПСС было принято решение о досрочном погашении облигаций (до 1990 г. ). -------------------------------- < 1> По вопросу военных займов см.: Бузырев В., Плотников К. Все силы на разгром врага: Государственный Военный Заем 1942 года. М.: Госфиниздат, 1942; Зверев А. Великая Отечественная война и роль государственных займов. Архангельск: Соломбальская тип. (перепечатано из журн. " Большевик", N 9, 1943 г. ), 1943; Бузырев В., Плотников К. Военный заем - всенародная помощь фронту. М.: Госфиниздат, 1944; Они же. Военный заем - на дело разгрома врага. М.: Госфиниздат, 1945. < 2> См., к примеру: Бузырев В., Плотников К. Заем восстановления и развития народного хозяйства. М.: Госфиниздат, 1946. < 3> О том, какую роль играли займы в годы первых пятилеток, могут сказать " сухие" и бесстрастные цифры: по данным советской статистики, в 1924/25 г. в структуре доходов бюджета государственные займы занимали 4, 1%, в 1927/28 г. - 9, 9% (50 лет советских финансов. С. 329). Вообще в структуре доходной части бюджета довоенных пятилеток и военных лет доходы от государственных займов, согласно данным советской статистики, не падали ниже 5% (а в некоторые годы составляли и больше, к примеру в 1933 г. - 7, 2%, а в 1944 - 10%); похожая ситуация была и в послевоенное время; резкое уменьшение значения государственных займов как источника доходов мы наблюдаем только к концу 1950-х гг.: в 1960 г. государственные займы составляют в структуре доходов бюджета 1, 2% (Батырев В. М., Ситнин В. К. Указ. соч. С. 20; 50 лет советских финансов. С. 331, 335; Александров А. М. Финансы и кредит СССР. С. 178). < 4> Советское финансовое право / Отв. ред. Е. А. Ровинский. М.: Госюриздат, 1961. С. 215.
Интересно отметить, что в посленэповский период выпускались и иные ценные бумаги, по большей части облигаторной природы, некоторые из которых выполняли функции денежных суррогатов. Причем документы эти часто выпускались не самим государством, а созданными им юридическими лицами. Здесь можно отметить так называемые тракторные обязательства, которые выпускались ВАТО (Всесоюзным автомобильно-тракторным объединением) в соответствии с Постановлением СНК СССР от 30 декабря 1929 г. Документы выпускались на предъявителя " для получения задатков под тракторы". Было предусмотрено их погашение и деньгами. Выпускались в этот период и автомобильные обязательства, велосипедные обязательства (Всесоюзным объединением машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности), фотообязательства (Всесоюзным объединением оптико-механической промышленности), целевые вклады на приобретение швейных машин < 1> и иные обязательства < 2>. -------------------------------- < 1> Документы об этом см.: Государственные займы и сберегательные кассы СССР. С. 91 - 93, 105 - 107. < 2> Перечень также см.: Теребов В. И. Каталог облигаций и обязательств внутренних государственных и целевых займов РСФСР и СССР с 1922 года по настоящее время. Саранск.: Мордовское кн. изд-во, 1990. С. 23 - 27.
Однако широкое использование государственных заимствований и выпуска всякого рода иных обязательств на правовом регулировании не сказывалось никак, отчасти и оттого, что те же займы в большей степени рассматривались как финансовая категория < 1>, как " метод мобилизации сбережений" (более того, иногда прямо писали о займах как о " методе плановой мобилизации сбережений широких трудящихся масс" < 2> ). Соответственно, при таком " плановом" подходе, когда размещение займов рассматривалось больше как " общественно-политическая кампания, как демонстрация советского патриотизма" < 3>, а подписка - как одна " из лучших советских традиций" < 4>, право в 1920 - 1950-х гг. вряд ли могли заинтересовать цивилистические проблемы в этой области. -------------------------------- < 1> Именно такова была и позиция доктрины. Как отмечалось в учебниках по финансовому праву, " отношения, возникающие при выпуске государственных займов, регулируются финансовым правом и отличаются от отношений, складывающихся на основе договора займа, регулируемых нормами гражданского права" (Советское финансовое право / Под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. М.: Юрид. лит, 1974. С. 292; Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. М.: Юрид. лит., 1982. С. 264). < 2> Александров А. М. Финансы СССР. С. 352. < 3> Батырев В. М., Ситнин В. К. Указ. соч. С. 73; Советское финансовое право: Учебник. М.: Юрид. лит., 1987. С. 288. < 4> Зверев А. Указ. соч. С. 2.
Не были детально урегулированы соответствующие отношения и в новом ГК РСФСР 1964 г., который не содержал практически никаких норм, регулирующих институт ценных бумаг. Статья 137 ГК РСФСР 1964 г. избегала употребления этого термина. В ней содержалось только указание, что платежные документы (векселя и др. ), фондовые ценности (акции, облигации и др. ) в иностранной валюте, банковские платежные документы в рублях (чеки и др. ), приобретаемые за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, могли приобретаться лишь по специальным разрешениям < 1>. В ст. 154 было лишь установлено, что ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя. При этом государство продолжало использовать облигации, хотя уже и не как механизм принудительной мобилизации ресурсов. При этом теория того времени развивается с учетом тех достижений, которые были достигнуты правовой наукой во времена нэпа. Как указывает О. С. Иоффе, комментируя ГК 1964 г., " ценная бумага определяется как такой документ, предъявление которого необходимо для осуществления выраженного в нем имущественного права" < 2>. -------------------------------- < 1> Гражданский кодекс РСФСР: С постатейными материалами. М.: Юрид. лит., 1990. С. 52. < 2> Иоффе О. С. Советское гражданское право. М.: Юрид. лит., 1967. С. 238.
В новейшей российской истории ценные бумаги были впервые урегулированы Положением о ценных бумагах, утвержденным Постановлением Правительства СССР от 19 июня 1990 г. N 590. Согласно п. 1 этого Положения ценной бумагой признавались: " удостоверяющие право владения или отношения займа денежные документы, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцами и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из документов, другим лицам" < 1>. -------------------------------- < 1> Впрочем, нельзя не сказать, что до него существовали еще два документа, которые хотя и не давали каких-либо определений, однако фактически вводили в оборот новые ценные бумаги - акции: Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. N 1195 " О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", которое, несмотря на свое название, в общем-то регулировало исключительно один вид бумаг - " акции трудового коллектива", а также Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI " О кооперации в СССР", который в ст. 22 регулировал ценные бумаги (акции) кооперативов.
Принятые позднее Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., указав на ценные бумаги как на объекты гражданских прав (п. 1 ст. 4 Основ), давали несколько иное их определение. К ценным бумагам согласно Основам относился документ, " удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого документа" (ст. 31). Это определение, безусловно, было более корректно, так как ценные бумаги могут удостоверять не только отношения владения или займа. Кроме того, было исключено указание на денежный характер документа, которое было заменено на указание, что документ должен удостоверять имущественное право. На принципиально иных позициях был построен другой документ - Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. В соответствии с п. 1 этого документа ценной бумагой признавался денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ. Это Положение устанавливало нормы, позволяющие осуществлять эмиссию ценных бумаг " в виде записей на счетах" (абз. 2 п. 1). Тем самым подрывалось начало презентации, присущее классическим ценным бумагам, в соответствии с которым права по ценным бумагам могли быть переданы и осуществлены лишь по предъявлении подлинника (ст. 31 Основ). В случае " записей по счетам" предъявлять было ничего не надо, поскольку сами записи вело обязанное по ценной бумаге лицо или же лицо, им уполномоченное. Предъявление выписок со счетов управомоченным лицом могло служить только дополнительным доказательством прав данного лица. Имущественное право не было, да и не могло быть, " овеществлено" такими выписками так, чтобы и переход, и осуществление прав по ценной бумаге зависели от ее наличия и предъявления. При анализе ценных бумаг в виде записей на счетах становится ясным, что " подлинника" ценной бумаги, который требует предъявлять для осуществления прав ст. 31 Основ, в таком случае просто нет. Оба определения взаимно исключали друг друга. Определение, данное в ст. 31 Основ, не соответствовало интересам нарождающегося рынка ценных бумаг, так как оно препятствовало так называемому безналичному (именно этот термин вошел тогда в оборот) обращению ценных бумаг, т. е. обращению ценных бумаг, которое не стеснено необходимостью совершения действий с документами, которые удостоверяют соответствующие права. В свою очередь, указание в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах на возможность выдачи ценных бумаг в виде " записей на счетах" стирало грань между ценными бумагами и иными обязательствами. Сущность самого института ценных бумаг и его роль в правовом регулировании отношений становились неясными. В ст. 142 ГК законодатель пошел по пути закрепления классического определения ценных бумаг. Единственным отличием от определения ст. 31 Основ стало исключение слова " подлинник". Это более удачное определение. Оно создавало возможности для дальнейшего закрепления института бездокументарных ценных бумаг, оформившегося в ст. 149 ГК < 1>. Законодатель, пытаясь " примирить" классическое понимание ценных бумаг и их новое понимание, красиво вышел из положения. В ст. 149 ГК было фактически указано, что бездокументарные ценные бумаги - это не ценные бумаги в собственном смысле, а только особая фиксация прав, к которой применяются правила о ценных бумагах. В данном случае была установлена юридическая фикция (положение, которое в действительности не существует, но которому " право придало значение факта" < 2> ). -------------------------------- < 1> По-иному трактует эту новацию В. К. Андреев. Он, напротив, полагает, что " в отличие от п. 1 ст. 31 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик предъявление подлинника этого документа необходимо не только при осуществлении, но и при передаче имущественных прав, удостоверяемых ценной бумагой" (Андреев В. К. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг // Государство и право. 1997. N 3. С. 86). < 2> Спиридонов Л. Т. Теория государства и права. М.: Изд-во С. -Петербур. ин-та права, 1995. С. 201.
Для понимания сущности ценных бумаг крайне важным является вопрос о том, к какому виду объектов гражданских прав она относится и какой, соответственно, имеет правовой режим. Особенностью ценной бумаги является ее так называемая двойственная природа. С одной стороны, согласно законодательству (ст. 128 ГК) - это вещь, однако это одновременно и имущественное право (ст. 142 ГК). Двойственный правовой режим ценной бумаги имеет весьма конкретные юридические последствия: тот, кто обладает правом собственности (иным вещным правом) на бумагу, обладает и правами, которые она предоставляет < 1>. Соответственно, в классической традиции тот, кто приобретает бумагу, приобретает и права из нее. Уступить право из бумаги, не передав право на бумагу, нельзя. Как метко подчеркивал М. М. Агарков, " право на бумагу и право из бумаги нормально имеют одну и ту же судьбу" < 2>. -------------------------------- < 1> К двойственному правовому режиму ценной бумаги надо подходить с некоторыми оговорками. В частности, действующее гражданское законодательство признает возможность существования прав на бумагу без предоставления прав из бумаги. Такого рода ситуация имеет место в случае, если некоторые бумаги попадают в процессе их обращения в собственность самого обязанного по бумаге лица. К примеру, акция, которая выкуплена (приобретена) эмитентом, не предоставляет в момент владения ею эмитентом никаких прав. Еще одним случаем является случай признания ценной бумаги недействительной в процессе вызывного производства. В этом случае владелец бумаги уже не будет иметь из нее никаких прав. Еще одним примером является доверительное управление правами из ценной бумаги в соответствии со ст. 5 Федерального закона " О рынке ценных бумаг". В этом случае собственник будет один, а права будут осуществляться другими лицами на основании договора доверительного управления. Однако такие случаи все же представляют собой исключение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|