Разрешение сомнений. Необходимость иметь доброе сердце
Разрешение сомнений Некоторые люди могут чувствовать вину, когда они эгоистичны. Это совсем непродуктивно. Самоупрек — это хитрый трюк эгоистичного ума, поскольку опять же делается ударение на " мне" и на том, " какой я плохой. " Что необходимо, так это действие, а не вина. Когда мы замечаем, что эгоистичны, то можем вспомнить, что другие так же сильно хотят счастья, как и мы. Мы можем постараться ощутить, как они были бы счастливы, помоги мы им. Помня о доброте, которую все существа оказали нам в прошлых и в этой жизни, мы захотим воздать им за заботу тем же. Таким образом наша эгоистичная установка ослабнет, тогда как желание помогать другим усилится. Устранение собственного эгоизма не означает, что мы даем каждому все, чего он хочет. Великодушие должно сопровождаться мудростью. Давать выпивку алкоголику — это не сострадание. Позволение ребенку расти без дисциплины не принесет ему пользы. Усмирение самоозабоченности также не требует всегда уступать другим и никогда не защищать собственные взгляды. Когда между вами и другими есть разница мнений, мудрее будет в первую очередь освободить свой ум от гнева и привязанности. Упрямо цепляясь за свой взгляд только потому, что он свой, мы ограничиваем себя. Если мы узколобо отказываемся испытать новую идею, то не можем учиться. Но, очистив свой ум от всех беспокоящих эмоций, мы сможем увидеть ситуацию в более широкой перспективе и искать решение, лучшее для большинства. Мы все еще можем предпочитать свое прежнее предложение, но ум наш будет спокоен. Или же мы сможем изменить свое мнение. Некоторые утверждают: " Если бы мы не были эгоистичны, у нас не было бы никаких жизненных притязаний, мы были бы бездеятельны и не имели целей. " Хотя в настоящее время эгоистичные побуждения могут двигать нашими попытками показать хороший результат на экзамене, получить высокое место в фирме или изобрести новое приспособление, это не означает, что мы обязательно должны оставить такую деятельность, если освободим себя от уз самоозабоченных мыслей.
Конечно, мы можем отказаться от какой-то деятельности, когда прекращаем добиваться своего собственного блага. К примеру, мы можем воздерживаться от того, чтобы оскорблять и критиковать других. Но другие действия могут, тем не менее, выполняться из других, более сострадательных побуждений. Мы можем стремиться успевать в учебе с целью получить знания, которые можно использовать на благо других. Мы можем заниматься изобретательством или бизнесом с намерением использовать свои умения на благо других. Мы можем отбросить чувство соперничества, вызванное зацикленностью на самих себе, и заменить его на то, чтобы делать на благо других все, что в наших силах. Хотя прочие люди из делового мира могут продолжать трудиться из эгоистичных побуждений, это не мешает нам изменить свои. Одна руководительница в Гонконге сказала мне, основываясь на собственном опыте, что, когда мы ведем дела этично и искренне заботимся о клиентах, поставщиках и так далее, они нам доверяют. Находясь с нами в добрых отношениях, они продолжают вести дела и хорошо отзываются о нас. Если мы эгоистично озабочены тем, чтобы заполучить себе большие деньги и лучшие сделки, это не будет выгодно в долговременном плане. Ее вывод был таков, что хорошая этика и забота о других способствуют бизнесу! Уменьшение нашего эгоизма не означает, что у нас иссякает воля к жизни или что мы перестаем защищать себя перед лицом опасности. Убийство других — не единственный возможный способ ответа на опасность. Мы люди, и мы можем использовать свой разум и находчивость для разрешения проблем, не прибегая к насилию.
Из сострадания к тому, кто причиняет нам вред, мы можем остановить его, потому что не желаем, чтобы он пожинал дурные плоды своих действий, и потому что хотим продлить свою жизнь с целью дольше служить другим. Хотя раньше нам, возможно, никогда не приходилось думать таким образом, это вовсе не непрактичный или невозможный ход мыслей. Воспитывая свой ум в сердечной доброте, мы взрастим ее в себе.
Необходимость иметь доброе сердце Доброе сердце является существенной причиной счастья. Быть добрым к другим — это лучшее, что мы только можем сделать для себя. Когда мы уважаем других и внимательны к их нуждам, мнениям и желаниям, враждебность улетучивается. Для драки нужны двое, и если мы отказываемся быть одним из них, то нет никакой ссоры. Наши любовь и доброта могут проявляться и в малом. К примеру, заботясь об окружающей среде, мы сдаем в утиль газеты, склянки и жестянки. Когда кто-то спешит, мы уступаем ему очередь. Мы не жалуемся, когда наши налоги идут на образование и поиск работы для бедных. В долговременной перспективе, чем больше мы помогаем другим, тем счастливее будем сами. Мы живем в мире, где все зависим друг от друга, так что, чем более счастливы другие, тем приятнее будет наше окружение. Как говорит Его Святейшество Далай-лама: " Если вы хотите быть эгоистами, то будьте разумными эгоистами. И лучший для этого способ — помогать другим". Когда человек возбужден, лучше подождать, пока он успокоится, прежде чем что-то с ним обсуждать. Это исключает опасность, что на его гнев мы ответим своим. Вдобавок, когда люди расстроены, они обычно не способны ни слушать, ни размышлять. Если же мы дадим человеку успокоиться и обратимся к нему позже, это будет более плодотворным. Конечно, все ситуации различны. Если кто-то хочет побеседовать о проблеме, а мы снисходительно скажем: " О, ты сейчас не можешь здраво рассуждать. Я не собираюсь с тобой говорить", — это не поможет! Доброе сердце не снисходительно, а умело и заботливо. Я просила участников занятий разыграть в ролях конфликтную ситуацию из своей жизни. На первый раз они разыграли сцену с двумя рассерженными, упрямыми людьми, у каждого из которых было свое, зацикленное на самом себе видение ситуации. Во второй раз они сыграли, что один человек приводит доводы в споре, а второй выслушивает и понимает его позицию. Нас поразило, как отличались две версии одного и того же события!
Имея доброе сердце, мы будем жить в согласии с людьми других религиозных убеждений, так как раздоры с представителями других религий не могут ничего дать. На работе или в семье всегда будет возможность разрешить разницу во мнениях. Люди, которые занимаются посредничеством и разрешением конфликтов, понимают ценность добросердечия в деле установления согласия. Психологи и психотерапевты подчеркивают необходимость доброго сердца для успокоения внутренних и внешних личных конфликтов. Доброе сердце — это корень гармонии и взаимоуважения. Оно предохраняет нас от отчужденности и страха по отношению к другим. Оно также оберегает нас от того, чтобы стать гневным, привязанным, ограниченным, горделивым или завистливым. Когда представится возможность помочь другим, мы не будем испытывать недостатка храбрости или сострадания. Если бы политические лидеры не имели предпочтений, а их сердца были добры, насколько изменился бы наш мир! Поскольку все проблемы возникают от установки на самоозабоченность, было бы мудрее, если бы каждый из нас приложил личные усилия к тому, чтобы ее подчинить. Мир на земле нельзя выиграть в войне и нельзя установить с помощью законодательства. Мир наступает от усилий каждой личности устранить свой эгоизм и воспитать в себе доброе сердце. Этого определенно не произойдет завтра; однако все мы можем сделать свою часть работы, начав сегодня. Благие результаты в нашей собственной жизни не замедлят стать очевидными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|