Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Обзор буддийских традиций современности: Единство и разнообразие




2. Обзор буддийских традиций современности: Единство и разнообразие

Будда, который был очень искусным учителем, преподал множество учений, пригодных для людей различных интересов и склонностей. Нельзя ожидать от всех одинаковой практики, и поэтому буддисты приветствуют разнообразие буддийских традиций, равно как и разнообразие религий в целом.

Хотя буддизм — это одна из древнейших религий, во имя него или в защиту его доктрины никогда не велись войны. Сектантство считается исключительно разрушительным, поэтому говорить, будто одна традиция хороша, а другая плоха, значит критиковать учение, данное Буддой определенной группе людей.

Этому не противоречит польза споров между традициями или даже между двумя практикующими одной традиции. Буддийские споры ведутся с благим побуждением улучшить понимание участников. Споря, ученики задумываются глубже и выжигают непонимание соперника, как и свое собственное. Буддийские наставники побуждают своих учеников задавать вопросы и обсуждать учение.

Новичков иногда смущает разнообразие буддийских традиций. Поэтому дадим краткое пояснение, хотя по нему и нельзя судить о богатстве традиций. Из множества существующих буддийских традиций ниже будут рассмотрены только наиболее выдающиеся: тхеравада, чистая земля, дзэн и ваджраяна.

 

Тхеравада

В тхераваде, или " традиции старейших", делается ударение на двух медитационных практиках: безмятежности (шаматха) и проникновении (випашьяна). Практика безмятежности развивает сосредоточенность, прекращает поток мысленной болтовни и дает способность однонаправленно фокусироваться на объекте. Объектом этой медитации главным образом служит входящий и выходящий поток дыхания, и развитие сосредоточенности на нем ведет к установлению спокойного состояния ума.

Проникновение развивается с помощью четырех видов внимательности: наблюдения тела, ощущений, ума и явлений. При этом прозревается их непостоянство, тягостная природа и отсутствие самотождественности.

Другая практика, медитация на любви и сострадании, выполняется для развития искреннего пожелания всем счастья и добра. Вдобавок, традиция тхеравады воодушевляет на принятие заповедей: пяти заповедей мирянина или же монашеских обетов.

В промежутке между периодами медитации практикующие тхераваду выполняют медитацию при ходьбе. Идя чрезвычайно медленно, они сохраняют внимательность к каждому движению. Это очень полезная техника, чтобы удерживаться в настоящем мгновении и стать внимательней к тому, что происходит здесь и сейчас. Традиция тхеравады нацелена на достижение состояния архата, освобождения от круговорота существования.

 

Чистая земля

В традиции чистой земли делается упор на практику Будды Амитабхи: воспевание его имени и медитация на нем. Практикующие этой традиции стремятся переродиться в Сукхавати, Западной Чистой Земле, где уже готовы все условия, необходимые для практики Дхармы. Переродившись там, они смогут беспрепятственно завершить путь и достичь состояния будды.

Чтобы родиться в Сукхавати, практикующие этой традиции представляют Амитабху, созерцают его пробужденные достоинства и воспевают его имя. Кроме того, они стараются жить нравственно и развивать самоотверженную устремленность достичь пробуждения. Для обретения безмятежности они однонаправленно сосредоточиваются на визуализируемом образе Амитабхи, а для развития проникновения анализируют высшую природу Амитабхи и самих себя.

Чистая земля, дзэн и ваджраяна — все это традиции махаяны. Поэтому практикующие стремятся стать буддами, и те, кто желает, принимают обеты бодхисаттвы. В наше время практики чистой земли и дзэн во многих храмах смешались между собой.

 

Дзэн

В дзэн подчеркивается, что все существа обладают природой будды. Таким образом, тот, кто прорывается через все ложные умопостроения и постигает пустотную природу ума, становится буддой в этой жизни. Практикующие дзэн медитируют на дыхании и на уме.

Дзэн богат короткими рассказами, которые можно долго созерцать. Один из моих любимых говорит о Банкэе, мастере дзэн, который проводил занятия по медитации. Ученик был пойман на воровстве и об этом случае доложили Банкэю с просьбой изгнать его. Банкэй проигнорировал просьбу. В гневе другие ученики подали прошение с требованием изгнать виновника и с заявлением, что в противном случае они уйдут.

Банкэй собрал всех и сказал: " Вы мудры. Вы знаете, что правильно, а что нет. Если хотите, вы можете отправиться учиться куда-нибудь еще. Но этот бедняга не может даже отличить добро от зла. Если я не научу его, то кто? Я хочу, чтобы он остался, даже если все остальные уйдут".

В этот момент укравший ученик заплакал. У него более не осталось желания воровать.

Внутри дзэн есть две традиции. В сото-дзэн выполняют практику " просто сидения" для развития безмятежности и проникновения в сущность деятельности и природы ума. Практикующие риндзай-дзэн созерцают коаны — изречения, непостижимые обычным рассудком и эмоциями. Понимание коана требует освободить ум от обычных воззрений. Вот пример:

Два монаха спорят о флаге. Один сказал, что движется флаг. Другой ответил, что движется ветер. Шестой Патриарх проходил мимо и сказал им: " Не флаг и не ветер; ум движется".

Практикующих дзэн побуждают выполнять физическую работу, поскольку это шанс применить плоды медитации в повседневной деятельности. В дзэн также используется художественное выражение как возможность развития внимательности, и в этой атмосфере были развиты изысканные искусства чайной церемонии и цветочной композиции.

Там, где практикуется китайский чань, монахи и монахини хранят безбрачие. Однако в Японии правительство хотело видеть сангху семейной и поэтому во второй половине девятнадцатого века приказало отменить требование воздержания. Так что в Японии священники могут жениться, потому что их система обетов отличается от тех, что приняты в других буддийских традициях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...