Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ваджраяна. Часть VII. Сострадание в действии. В ваджраяну вступают, получая посвящение от сведущего наставника




Ваджраяна

Ваджраяна, или тантра, практикуется тибетскими буддистами, а также в японской традиции сингон. Практика ваджраяны основана на трех первичных постижениях пути: решимости освободиться, самоотверженной устремленности и мудрости, постигающей пустоту. Ваджраяна — это ветвь махаяны, которая, в свою очередь, основана на тхераваде. Нельзя перескочить через начальные практики, совпадающие в тхераваде и махаяне в целом, и непосредственно войти в ваджраяну. Пренебрегая тремя первичными постижениями и лелея вместо того мечтательное отношение: " Я буду практиковать ваджраяну, поскольку это высший и скорейший путь к пробуждению", вы не получите от своей практики желаемых плодов.

Это важно, поскольку сейчас многие очарованы идеей получения особых сил и по этой причине стремятся к тантре. Однако подобная мотивация неверна. Ваджраяна практикуется не ради мирской власти и славы, а ради достижения пробуждения, чтобы таким образом суметь наиболее эффективно помочь другим.

Чтобы взяться за ваджраяну, надо хорошо освоиться с предварительными шагами. Они включают медитацию на смерти и непостоянстве, Четыре Благородные Истины, решимость освободиться, самоотверженную устремленность и мудрость, постигающую пустоту. Предварительно упражняясь в начальных медитациях, человек становится пригодным сосудом для получения посвящения в тантрическую практику.

В ваджраяну вступают, получая посвящение от сведущего наставника. Во время посвящения учитель дает наставления о том, как медитировать, и ученики выполняют медитацию. Просто сидеть в комнате и глотать освященную воду не значит принимать посвящение. Цель посвящения — помочь ученикам установить связь с некоторым проявлением будды и ознакомить их с соответствующей медитативной практикой. Исключительно важно соблюдать обеты и обязательства, принятые во время посвящения.

После посвящения у учителя просят наставлений относительно обетов и обязательств, принятых во время посвящения. Может быть также испрошено учение об этой практике медитации. Дается садхана — ритуальный текст с визуализациями, молитвами и медитациями с этим буддой — текст, по которому духовный наставник дает поучения. Получив эти наставления, вы правильно делаете медитацию.

В ваджраяне делается ударение на развитии положительного образа самого себя. В обычной жизни, если мы не можем представить себе окончание института, мы и не попытаемся это сделать и никогда не сделаем этого. Подобным образом, если мы не можем представить себя в качестве будды, мы никогда им не станем. Визуализации, выполняемые в практике ваджраяны, помогают развить положительный образ самого себя и расширить свою самоотверженную устремленность.

В ваджраяне есть несколько техник медитации. Определенные предварительные практики очищают негативные кармические отпечатки и создают положительный потенциал. Повторение мантр сосредоточивает ум и способствует развитию сосредоточенности. В ваджраяне также можно найти техники для быстрого развития однонаправленной сосредоточенности и для проявления чрезвычайно тонких состояний ума, постигающего пустоту. Ваджраяна также содержит практики преобразования процесса смерти и перерождения в путь к пробуждению.

Все эти медитации основаны на понимании трех первоначальных постижений пути. Практикуя постепенный путь к пробуждению, мы сможем полностью очистить ум от всех омрачений и преобразовать его в ум будды. С развитыми в совершенстве состраданием, мудростью и искусными средствами мы сможем приносить другим великое благо.

 

Часть VII

 

СОСТРАДАНИЕ В ДЕЙСТВИИ

 

Сострадание в действии

Вот мы и обсудили новые подходы к жизни и ко взаимоотношениям с другими людьми. Для того, чтобы иметь ценность, они должны быть связаны с нашей повседневной жизнью. Эта книга была написана не ради интеллектуального знания, но чтобы предложить идеи, которые помогли бы обогатить нашу жизнь.

Как неустанно повторяет Его Святейшество Далай-лама, ключом к счастливой жизни и гармоничному обществу является сострадание. Сострадание, сущность учения Будды, также приветствуется и всеми мировыми религиями.

Сострадание — это искреннее и непосредственное общение с другими. Это способность понимать других и естественно помогать им так же, как самим себе. Поскольку ослабевает ощущение " я" и " другого", сострадание пропитано скромностью. Поскольку сильно желание избавить других от неприятностей, сострадание отважно.

Его Святейшество Далай-лама является примером этих качеств. Во время конференции психологов и представителей других профессий, помогающих людям, в 1989 году он поразил всех своей скромностью. Иногда на трудный вопрос он отвечал: " Я не знаю. А вы как думаете? " В мире, где знаменитости часто выставляют себя авторитетами, уважение Его Святейшества к чужому мнению и его готовность учиться у других указывают светлую альтернативу.

Так он живет мужественным состраданием. Тибет, его страна, с 1949 года оккупирована китайскими коммунистами. В 1959 году Его Святейшество вместе с тысячами тибетцев был обречен на эмиграцию. Культурная революция нанесла величайший урон тибетскому обществу, религии и народу. Однако Его Святейшество постоянно советует тибетцам: " Не гневайтесь на тех, кто разрушил вашу родину. Они — живые существа, которые точно так же, как и мы, желают счастья. Насильственное противостояние им не исправит положение".

Будучи сострадательным к тем, кто захватил Тибет, Его Святейшество, тем не менее, мужественно трудится ради исправления положения своего народа. Он постоянно ищет мирное решение, которое удовлетворило бы как китайцев, так и тибетцев. Таким образом, в его жизни мы видим гармоничное сочетание сострадания, скромности и отваги.

Мы можем применить пример Далай-ламы к собственной жизни. Каждая ситуация, с которой мы сталкиваемся, предоставляет возможность практиковать сострадательные поступки. Мы начинаем с тех, кто нас окружает — семья и друзья, коллеги и одноклассники, люди в магазине и на улице, — и распространяем свою заботу на всех.

Когда кто-то " подрезает" нас на шоссе, вместо того, чтобы изойти гневом, можно поставить себя на место этого человека. Иногда мы сами неосмотрительно водим машину, обычно потому, что поглощены чем-то важным. С другими — то же самое. Желая, чтобы другие прощали наши ошибки, мы и сами должны прощать их промахи.

Мы можем научиться относиться к другим с тем же сочувствием, какое испытываем к семье и друзьям. Мы желаем счастья своим детям и родителям. Другие могут не быть нашими родственниками, но для кого-то они — и родители, и дети. Они точно так же являются родителями и детьми, вся разница только в притяжательном местоимении: " их" вместо " мои". Как только мы распознаем произвольность этих наименований " мое" и " чужое", наши любовь и сострадание в равной степени распространятся на каждого. Так падут чувство враждебности и преграды между людьми.

Как можем мы любить людей, которых общество считает " плохими"? Никто не является целиком и неотъемлемо плохим. Каждый способен стать буддой. Тучи неведения, насильственного гнева и желания покрывают нашу изначальную благость.

Любовь к преступнику, например, не означает, что мы позволяем ему продолжать вредить другим. Необходимо сострадание как к жертвам, так и к исполнителям вредоносных действий. Не желая, чтобы исполнитель действовал разрушительно, создавая причины своих будущих страданий, мы должны остановить его. Так, без ненависти и мстительности, мы можем направить свою помощь ко всем участникам плохой ситуации.

Равное сострадание ко всем существам не означает, что мы пренебрегаем своей семьей и друзьями. Некоторые так увлекаются улучшением общества, что у их детей возникают проблемы, вызванные недостатком родительской заботы. Легко принимать тех, с кем живем, как нечто само собой разумеющееся. Однако мы не должны забывать, что наша семья и друзья — это те, кому мы также можем помочь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...