7. Принятие прибежища: Сокровища пути
7. Принятие прибежища: Сокровища пути Общее понимание трех первичных постижений пути дает нам замечательное основание для принятия прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Обретя решимость освободиться от трудностей, мы ищем проводника, который показал бы нам, как это сделать. Когда мы искренне заботимся обо всех, то ищем того, кто покажет нам самый действенный способ принести им благо. Поняв, что постижение пустоты является ключом к тому, чтобы освободиться самому и вести к освобождению других, мы будем стремиться получить надлежащие наставления, чтобы суметь выполнить медитацию на пустоте. Будда, Дхарма и Сангха — это Три Драгоценности прибежища. Будды — это те, кто достиг пробуждения; Дхарма — понимание и учение, ведущие нас к освобождению; Сангха, в строгом смысле, обозначает тех, кто обрел эту освобождающую мудрость путем непосредственного постижения пустоты. Принятие прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе является вратами ко вступлению на путь. Принятие прибежища подразумевает принятие ответственности за то, что мы испытываем. Счастье и страдание проистекают от наших собственных действий и установок. Если мы не делаем ничего для их изменения, наша ситуация не изменится. Однако нужно учиться тому, как преображать свои действия и установки; нужны те, кто укажет путь развития наших благих качеств. Другие не могут сделать за нас эту работу, потому что только мы сами в состоянии изменить свой ум. Принять прибежище значит обратиться за руководством к Будде, Дхарме и Сангхе с верой в то, что мы можем стать лучше, и доверяя им в том, что они будут вести нас в нужном направлении. В этой главе мы познакомимся с качествами Трех Драгоценностей прибежища — Будды, Дхармы и Сангхи — и обратимся к часто задаваемому вопросу: " Верят ли буддисты в бога? " Затем будут рассмотрены причины, по которым люди принимают прибежище, а также значение доверия (или веры). То, каким образом Три Драгоценности могут нам помочь, будет объяснено по аналогии с врачом, лекарством и сиделкой; и в завершение будет описан обряд принятия прибежища.
Три драгоценности Каковы же качества Будды, Дхармы и Сангхи, которые делают их надежными объектами прибежища? Будды полностью прошли весь путь к пробуждению и поэтому способны указать дорогу нам. Если мы хотим отправиться на Гавайи, нужно следовать инструкциям того, кто там был. Иначе мы можем вляпаться в неприятности! Поскольку путешествие к пробуждению — вопрос значительно более деликатный, существенно, чтобы наш проводник сам испытал его. Будда Шакьямуни — это конкретный Будда, живший в Индии 2500 лет назад. (Его племя называлось Шакья, родовым именем было Гаутама, а звали его Сиддхартха. ) Есть и другие существа, которые также стали буддами. " Будда" [с большой буквы] обычно относится к Будде Шакьямуни. Однако мы не должны думать о нем как о полностью отдельном от других будд, поскольку все они имеют одинаковые достижения. Будучи всеведущими, будды автоматически знают наиболее искусный способ вести каждое существо к пробуждению. В сутрах есть множество историй о том, как Будда вел людей, которые были еще хуже, чем мы. Один, к примеру, был настолько глуп, что не мог запомнить даже двух слов, которым его пытался обучить наставник. Наставник с отвращением выпроводил его. Впоследствии этот человек встретил Будду, который поручил ему работу: подметать двор перед залом монашеского собрания. Будда наказал ему во время уборки повторять: " Убираю грязь, убираю пятна. " Через некоторое время человек понял, что в виду имелись вовсе не обыкновенные пятна и грязь: под грязью подразумевались умственные препятствия к освобождению, а под пятнами — препятствия к достижению полного пробуждения. Таким образом человек обрел понимание пути и со временем стал архатом, освободившимся существом. Если Будда сумел помочь даже такому человеку, то он наверняка сможет вести и нас!
Будды обладают безграничным, безраздельным состраданием ко всем существам, и мы можем быть уверены в их постоянной помощи. Будды не похожи на обычных людей, которые помогают друзьям и вредят врагам или же помогают человеку, когда тот мил, и не помогают, когда тот в плохом настроении. Скорее, будды видят то, что выходит за пределы наших поверхностных различий и слабостей, и имеют постоянное беспристрастное желание помочь каждому из нас. Способность будды помогать другим не ограничена эгоизмом или неведением. Однако будда никого не может заставить действовать каким-то образом. Будды также не могут воспрепятствовать нашей карме. Они не могут стереть из нашего потока мысли кармические отпечатки или предотвратить их созревание, если присутствуют все необходимые условия. Будды могут вести, вдохновлять и учить нас, но только мы сами можем контролировать свои мысли, слова и поступки. Как солнце светит повсюду без различений и ограничений, так же и будды в равной степени помогают всем. Однако солнечные лучи не могут проникнуть в перевернутый горшок. Если горшок лежит на боку, то в него может войти немного света. Когда же горшок стоит правильно, свет заполняет его. Подобным образом, в соответствии со своими действиями и установками, мы находимся на разных уровнях восприимчивости к просветляющему влиянию будд. Будда помогает другим спонтанно и без усилий, но то, сколько мы получим, зависит от нас. Не пытаясь исцелить свои привязанность, гнев и узколобость, мы ограждаем себя от вдохновения буддами. Однако, чем больше мы следуем пути, тем больше наш ум сам раскрывается для получения от будд вдохновения и поддержки. Поскольку наш ум омрачен беспокоящими эмоциями и кармой, мы не можем непосредственно общаться со всеведущим умом будд. Поэтому будды из сострадания являются во множестве форм, чтобы вести нас.
Одна из форм называется телом радости. Это тонкое тело, которое будды принимают, чтобы учить высших бодхисаттв в чистых землях. Чистые земли — это места, основанные различными буддами, где продвинутые практикующие могут практиковать, не встречая препятствий. Однако в настоящее время наш ум настолько озабочен материальным, что мы еще не создали причин к перерождению в чистых землях. Поэтому будды из сострадания являются в более грубых телах, возникающих в нашем мире, чтобы общаться с нами. Будда, например, может проявить себя как учитель или как друг во Дхарме. Будда может явиться даже как мост или животное, или как человек, который нас критикует, чтобы заставить столкнуться с собственным гневом. Однако будды не разглашают, что они делают, и мы редко распознаем их. Обращаясь к величественным достоинствам Будды Шакьямуни, жившего в Индии 2500 лет назад, буддисты так восхваляют их: Тебе, чье тело создано миллионом совершенных добродетелей, Чья речь исполняет надежды всего живого, Чей ум видит все, что нужно постичь, Князю Шакьев мы отдаем почтение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|