Уровни психодиагностического исследования
Психодиагностическое исследование индивидуально-личностных ведущих тенденций происходит в противоречивом, напряженном континууме двух научных координат – релевантности (сохранение и отражение индивидуальности) и редукции (объективируемости результатов исследования). Соотношение содержательной релевантности и объективируемости результатов позволяет выделить четыре уровня психодиагностического исследования: организм (A), индивид (B), субъект (C) и личность (D). Они соответствуют уровнями психической организации человека: темперамент, характер, интеллект, духовность (рис.1).
Уровни психо- Центральная тенденция диагностического смыслообразования исследования (формы общения)
a b c d Индивидуальный личностный стиль Рис. 1. Уровни психодиагностического исследования
Если по вертикали уровни исследования пронизывают разные аспекты личности – аффективность, адаптивность, интеллектуальность, рефлексивность, то по горизонтали включают в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в мотивационной сфере (a), когнитивном стиле (b), креативности (c), эмоциях (d), коммуникативных свойствах. Коммуникация как смыслообразующий контакт лежит в основе всех названных характеристик личности. Коммуникация осуществляет сквозную межуровневую интеграцию душевной жизни человека (Кабрин В.И., 1992). Выделенным уровням психодиагностичекого исследования соответствуют и определенные формы общения: интра-, экстра-, интер- и транскоммуникация. 1. Интракоммуникация – спонтанное, импульсивное, закрытое общение. 2. Экстракоммуникация – контакт на основе восприятия, познания, понимания. 3. Интеркоммуникация – контакт на основе планов, проектов, программ, партнерское, ролевое общение. 4. Транскоммуникация – духовное, творческое, рефлексивное общение. По отношению к этим уровням общения психолог выступает одновременно и как исследователь, изучающий их, и как участник, реализующий их в психодиагностическом контакте: психолог- клиент. Каждому уровню диагностического исследования соответствует адекватная система методик. В перечень психологических методов, адекватных для исследования уровней “ Темперамент”, можно отнести следующие: метод наблюдения, эксперимент, тесты на исследование типа высшей нервной деятельности, свойств нервной системы, опросники темперамента, эмоциональных состояний, аффективных способов реагирования. Уровню “ Характер” соответствуют методики для изучения акцентуации личностных свойств и для изучения индивидуальных склонностей, способов адаптации в социальной среде. Уровень “ Интеллект” предполагает использование тестов для изучения индивидуального стиля мышления, опросники интересов, личностных предпочтений, проективные методы, методы диагностики межличностных отношений. Адекватны задачам исследования на этом уровне биографический метод и метод интервью. Многофакторные личностные опросники являются методом, связывающим все три уровня в целостный психологический портрет. Психологические методы, направленные на раскрытие уровня “ Духовность”, должны быть релевантны изучению предельных жизненных смыслов и ценностей, самосознания человека. Это -глубинный диалог, нарративное интервью, экзистенциальный анализ, герменевтическая реконструкция случая, описание “истории жизни” и др. Экзистенциальная, феноменологическая и трансперсональная психологические школы являются теоретическим основанием исследований данного уровня.
Выводы · Психологическая диагностика – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознавания, измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности. · Структура современной психологической диагностики: а) общая теория психологического измерения, б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности, в) теории и методики оценивания, внетестовая диагностика. · Различают психологическую оценку и психологический диагноз. · Выделяют три уровня диагноза: симптоматический, этиологический, типологический. · В психологии возможны четыре уровня психодиагностического исследования (организм, индивид, субъект, личность), соответствующие уровням психической организации человека: темперамент, характер, интеллект, духовность. · Диагностика индивидуально-личностых свойств выявляет индивидуальный стиль, проявляющийся в мотивации, когнитивном стиле, креативности, эмоциях. · Каждому уровню диагностического исследования соответствует адекватная система методик. Тесты 1.Психодиагностика –это: а) изучение природы человека; б) описание психопатологии душевной жизни; в) теория и метод изучения индивидуально-типологических особенностей; г) интерпретация тестов; 2. Понятие психодиагностики предложил: а) американский психолог Т. Лири; б) швейцарский психиатр Г. Роршах; в) русский психолог Л.С. Выготский;
г) американский психолог С. Розенцвейг. 3. Уровень психологического диагноза определяется: а) задачами исследования; б) методами исследования; б) сложностью случая; в) компетентностью психолога. 4. Психологический диагноз и психологическая оценка это: а) слова - синонимы, означающие конечный результат психодиагностичекого исследования; б) результаты тестовой (диагноз) и внетестовой (оценка) психодиагностики; в) разные типы моделирования индивидуально - типологических свойств личности. г) описание патологии (диагноз) или индивидуальности (оценка). 5. Многофакторные опросники личностных свойств соответствуют уровню: а) изучения характера; б) создания целостного психологического портрета; в) исследования интеллекта и способностей. Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|