Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компьютеризация психодиагностических методик




Компьютер не может подменить интуицию и творческую активность человеческой психики, ее пристрастность и избирательность, целостность восприятия и дар предвосхищения.

Но применение ЭВМ открывает широкие перспективы для психологических исследований. В связи с задачами психологической диагностики крайне важно, что с помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных или ошибочных ответов, количество отказов от решения и обращений за помощью, время, затрачиваемое испытуемым, на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа их деятельности в процессе тестирования.

ЭВМ изменили почти все этапы тестирования - от создания теста до его применения, подсчета первичных показателей, регистрации и интерпретации, обеспечили гибкий и скоростной способ переработки данных.

С момента применения компьютеров в психодиагностике можно выделить несколько направлений в этой сфере.

Одно из них - сбор и обработка тестовых данных, к которым приспособлено большинство современных методик.

Большие возможности в решении указанных задач открываются при использовании ЭВМ для автоматизации стандартизации процедуры тестирования. Применение компьютера обеспечивает массовость испытаний, повышает их объективность и достоверность за счет снижения влияния на испытуемого личности экспериментатора, вариативность некоторых условий тестирования и т.д.

На еще более высоком уровне при этом осуществляется качественный анализ результатов диагностики и машинная интерпретация тестовых показателей. При такой организации тестирования определенные серии ответов связываются с теми или иными словесными формулировками, хранящимися в памяти ЭВМ. При желании можно получить информацию и в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

Важную роль играют компьютеры и в решении ряда вопросов, непосредственно связанных с разработкой новых тестов, с созданием алгоритма для их разработки.

Особое значение имеет проблема разработки методики адаптированного (индивидуализированного) тестирования, которому большинство зарубежных авторов отдают предпочтение. При этом подходе каждый испытуемый получает задание, соответствующее ему по трудности. Адаптированное тестирование значительно сокращает время испытаний, позволяет проводить их практически в индивидуальном темпе и повышает точность диагностики свойств испытуемых. Адекватность трудности заданий возможностям испытуемых повышает их мотивацию.

При тестировании с использованием ЭВМ исследователь может получить объективную информацию не только об особенностях выполнения определённых заданий группой учащихся (характеристика теста), но и об индивидуальных данных учащихся (характеристика испытуемого). Имеются в виду показатели умственного развития, скоростные особенности (темп) деятельности испытуемого, динамика его работоспособности, особенности выполнения вербальных и невербальных субтестов и т. д.

 

Выводы

· Основная особенность психодиагностики – измерительно - испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.

· Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик: “ объективный”, “субъективный” и “проективный”.

· Выделяют четыре основных типа методик: тест; опросники и анкеты; проективные техники и психофизиологические методики.

· Для того чтобы тест считался научно-эффективным, он должен пройти проверку по четырем специальным критериям. Эти критерии: стандартизация, нормы, надежность, валидность.

· Стандартизация - этоединообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: 1) как выработка единых требований к процедуре эксперимента и 2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

· Надежность теста – постоянство и устойчивость результатов тестирования.

· Валидность теста – пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен.

· Не существует какого-либо единственного показателя, демонстрирующего валидность теста. Когда тест проверяется на валидность, важно указывать, на какой вид валидности.

· Различают тесты, ориентированные на критерий, и тесты, ориентированные на норму.

 

Тесты

1. Тест является надежным:

а) если он внутренне согласован;

б) если он дает одни и те же показатели для каждого испытуемого при повторном тестировании;

в) если соблюдаются оба вышеуказанных условия;

г) если выдерживается хотя бы одно из вышеуказанных условий.

 

2. Нормы это:

а) статистические показатели для различных групп испытуемых;

б) эталоны, задаваемые психологом;

в) максимально возможные результаты;

г) желательные результаты.

3. Тест может быть:

а) ненадежным, но валидным;

б) надежным, но невалидным.

4. Тест является валидным:

а) если он измеряет то, для измерения чего он предназначен;

б) если его результаты согласуются с данными других методик;

в) если он компьютеризирован.

5. Метод цветовых выборов Люшера - это:

а) проективная методика;

б) психофизиологическая методика;

в) стандартизированный тест;

г) личностный опросник.

 

Глава 4
ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...