Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы изучения психофизиологических особенностей




Исследование природных психофизиологических особенностей человека – оригинальное направление диагностических исследований человека, сложившиеся в нашей стране в начале 50-х гг. XX в. Оно получило название “ дифференциальная психофизиология” (представители – Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын). Это направление продолжало идеи известного физиолога академика И.П. Павлова.

В дифференциальной психофизиологии различают две стороны психики: содержательную и формально - динамическую. К содержательной стороне относятся убеждения, интересы, знания, умения, навыки – все, что приобретается индивидом в результате взаимодействия с окружающей средой. Но кроме содержательной стороны психики существует динамическая сторона психического склада и поведения (скорость переключения, темп, работоспособноси, чувствительност). Содержательная сторона по своей природе социальна, формально-динамическая – индивидуальна и является врожденной, так как определяется свойствами нервной системы (СНС).

В результате работ группы И.В. Равич – Щербо была выяснена природа СНС. Свойства нервной системы можно рассматривать как признаки, обусловленные генотипом, что означает большую устойчивость данных признаков, практически не изменяющихся в течение жизни человека, чем у просто врожденных. Кроме того, можно говорить о наследственной передаче этих особенностей.

В свое время И.П. Павлов выделял три СНС: сила, подвижность, уравновешенность. Сочетание крайних полюсов этих свойств образует четыре комбинации, четыре типа высшей нервной деятельности, которые отождествлялись с четырьмя типами темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. По мнению Б.М Теплова, для выделения четырех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изучение позволит установить, сколько в действительности основных СНС (три или больше) и в каких сочетаниях они встречаются.

По мере исследований СНС были открыты и другие типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность).

На сегодняшний день известны пять СНС:

1. Сила нервной системы (противоположный полюс – слабость нервной системы) выражается в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к разного рода помехам;

2. Подвижность нервной системы (противоположный полюс – инертность) характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения;

3. Лабильность нервной системы (противоположный полюс – малая лабильность или, как во втором случае, инертность) выражается в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов;

4. Динамичность (противоположный полюс – малая динамичность) сказывается на быстроте образования временных нервных связей;

5. Активированность – это уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По ее представленности судят об общем тонусе нервной системы: высокая активированность – преобладание возбуждения, низкая – преобладание торможения.

Важное значение для диагностики основных СНС имеют два момента: 1) каждое свойство нервной системы, как генетический признак, имеет не одно-единственное проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношениях человека со средой; 2) по отношению к СНС неприменим “оценочный подход”. Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы.

Так как СНС имеют генотипичную природу (выступают, следовательно, как относительно неизменные, стабильные характеристики человека и т.д.), нельзя не считаться с ними, не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими. По этому каждый раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требованиями, при которых именно природные формально-динамические особенности выступают как факторы достижения профессиональной успешности, продвижения на более высокую ступень усвоения знании, навыков, умений, необходимо располагать соответствующей информацией о человеке. Она может быть получена при использовании специальных диагностических методик.

Наиболее точные знания о СНС можно получить, используя методики “непроизвольных” реакций, и особенно такие, в которых непроизвольным является не только регистрируемый индикатор, но и реакция, с помощью которой он получается.

Первоначально ведущая роль в изучении СНС у человека была отдана условно-рефлекторным методикам. На основе некоторой физиологической функции (вегетативной, сенсорной, двигательной, биоэлектрической) у человека вырабатывались (по аналогии с реакцией животных в опытах И. Павлова) новые условные рефлексы, и индивидуальные особенности динамики условно-рефлекторной деятельности рассматривались как показатели определенных СНС. Но такие методики требуют длительной работы с испытуемым и не всегда приводят к выработке условных рефлексов.

Поэтому в последнее время в дифференциальной психофизиологии наметилась тенденция к использованию при исследовании СНС безусловно- рефлекторных методик. Еще исследования И.В. Равич-Щербо показали, что генотипическую обусловленность обнаруживают именно безусловно-рефлекторные характеристики нервной системы.

Большинство диагностических методик представлено в электроэнцефалографическом варианте. С помощью электроэнцефалограммы записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...