Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Является ли эпический театр "школой нравственности"?




4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР " ШКОЛОЙ НРАВСТВЕННОСТИ"?

 

 

Согласно Фридриху Шиллеру, театр должен быть школой нравственности.

Когда Шиллер выдвинул это требование, ему едва ли приходило в голову, что

он, проповедуя со сцены нормы нравственности, отпугнет публику от театра. В

его времена публика не возражала против нравственной проповеди. Лишь позднее

Фридрих Ницше напал на Шиллера, назвав его зекингенским трубачом

нравственности. Заниматься моралью казалось для Ницше унылым делом. Шиллер

же видел здесь нечто доставляющее удовлетворение. Он не знал ничего более

увлекательного и приятного, чем проповедь идеалов. Буржуазия в то время

занималась тем, что создавала идеи для нации. Устраивать свое жилище,

хвалить собственную шляпу, платить по счетам - это в самом деле занятие не

очень-то веселое, и именно так Фридрих Ницше столетие спустя смотрел на

вещи. Этому Фридриху было не по душе говорить о морали, а потому и не по

душе ему был тот, первый Фридрих.

Против эпического театра многие тоже возражали: он, дескать, слишком

нравственен. Однако в эпическом театре нравственная проповедь отходила на

второй план. Театр стремился не столько проповедовать нравственность,

сколько изучать ее. Правда, сначала шло изучение, а затем и неизбежный итог:

мораль всей истории. Мы, разумеется, не можем утверждать, что занялись

изучением только из чистого желания углубиться в науку, без иного, 'более

ощутимого повода, и что результаты нашего изучения нас совершенно ошеломили.

Несомненно, в окружающем нас мире были некоторые мучительные

'несоответствия, трудно переносимые обстоятельства, и к тому же такие

обстоятельства, которые трудно было переносить не только из соображений

нравственности. Голод, холод и угнетение трудно переносить не только из

моральных соображений. Да и цель наших исследований заключается отнюдь не в

том, чтобы возбудить моральные размышления по поводу известных социальных

обстоятельств (хотя такие размышления возбудить нетрудно, правда, не у всех

слушателей - редко, например, возникают подобные размышления у тех

слушателей, которые извлекают выгоду из существующих обстоятельств! ); цель

наших исследований заключалась в том, чтобы найти средства устранения

названных трудно переносимых социальных обстоятельств. Мы вели речь не во

имя нравственности, но во имя страдающих. Это, безусловно, совершенно разные

вещи, ибо нередко, имея в виду страдающих, философы произносят нравственные

проповеди о том, что страдающие должны примириться со своим положением.

Такие моралисты считают, что люди существуют для нравственности, а не

нравственность для людей.

Так или иначе, из сказанного можно сделать вывод, в какой степени и в

каком смысле эпический театр является школой нравственности.

 

5. ВСЮДУ ЛИ МОЖНО СОЗДАТЬ ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР?

 

 

В стилистическом отношении эпический театр не являет собой чего-либо

особенно нового. Характерное для него подчеркивание момента актерской игры и

то, что он является театром представления, роднит его с древнейшим азиатским

театром. Тенденции к поучению были свойственны средневековым мистериям,

равно как классическому испанскому театру и театру иезуитов.

   Театральные формы соответствовали определенным тенденциям прошлых эпох

и ушли в прошлое вместе с этими эпохами. Современный эпический театр тоже

связан с определенными тенденциями. Его нельзя создавать повсюду.

Большинство великих наций в наши дни не склонно решать свои проблемы на

подмостках. Лондон, Париж, Токио и Р-им содержат театры для совсем иных

целей. До сих пор условия для возникновения эпического поучительного театра

существовали лишь в очень немногих местах и весьма недолго. В Берлине фашизм

решительно остановил развитие такого театра.

Кроме определенного технического уровня эпический театр требует наличия

могучего движения в области общественной жизни, цель которого - возбудить

заинтересованность в свободном обсуждении жизненных вопросов, для того чтобы

в дальнейшем эти вопросы разрешить; движения, которое может защитить эту

заинтересованность против всех враждебных тенденций.

Эпический театр - самый широкий и далеко идущий опыт создания большого

современного театра, и этот театр должен преодолеть те грандиозные

препятствия в области политики, философии, науки, искусства, которые стоят

на пути всех живых сил.

 

 

 

 

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ

 

 

В первые годы после войны и революции театр в Германии переживал

большой подъем. В тот период у нас было больше, чем когда-либо прежде,

больших артистов и немало яростно соперничавших друг с другом режиссеров.

Тогда мы располагали возможностью ставить почти все пьесы мировой

драматургии самых различных эпох, от " Эдипа" до " Дело есть дело" и от

" Мелового круга" до " Фрекен Юлии", и все эти пьесы действительно ставились.

Однако техническая оснащенность театра и возможности драматургии были столь

ограничены, что не позволяли отобразить на сцене, во всяком случае широко,

крупнейшие явления современности: бурное развитие гигантской индустрии,

классовые битвы, войну, мировую торговлю, борьбу с болезнями и так далее.

Разумеется, театр показывал и биржу, и окопы, и больницы, но все это было

лишь эффектным фоном для какой-нибудь сентиментальной истории из

иллюстрированного журнала, которая могла произойти в любое другое время,

хотя в великие эпохи театра она наверняка была бы признана недостойной

увидеть свет рампы. Создать театр, способный отображать крупнейшие события

современности, удалось далеко не сразу и не без труда.

Прежде всего выяснилось, что театр по своей технической оснащенности

остался на том уровне, какого он достиг примерно к 1830 году. Он не был даже

электрифицирован. Пискатор - несомненно один из самых выдающихся деятелей

театра всех времен - за какие-то несколько лет ввел целый ряд коренных

новшеств. Он  установил в театре экран. Декорация ожила и сама стала

элементом действия. Появилась возможность воспроизводить на заднике разные

документы, статистические данные и синхронные события. К примеру, когда на

сцене разгорается битва биржевиков из-за албанской нефти, на заднике видны

военные суда, уходящие в море, чтобы вынудить нефтяные промыслы прекратить

работу. Это был колоссальный прогресс.

Другим новшеством было создание подвижной сцены. Теперь можно было

приводить в движение широкие полосы сценической площадки. Таким образом был

поставлен " Бравый солдат Швейк" и показан его знаменитый поход в Будейовицы.

При постановке пьесы " Берлинский купец" сцена была снабжена подъемной

площадкой, что позволило помещать отдельные участки сцены на разных уровнях.

Новые средства дали возможность органически включить в спектакль

элементы музыки и графики, до сих пор остававшиеся недоступными для театра.

Крупнейшие композиторы стали писать музыку для театра, а великий график

Георг Гросс создал великолепные произведения искусства, которые

проецировались затем на экран.

Декорации к пьесам и постановкам Брехта были созданы в основном

Каспаром Неером.

Не меньшие изменения претерпела и драматургия. Была выработана новая

техника построения пьес. Пьесы стали писать небольшие коллективы людей

различных специальностей, в том числе историки и социологи. В серии из семи

брошюр - в " Опытах" - была фрагментарно изложена теория неаристотелевской

драматургии. К пьесам такой неаристотелевской драматургии относятся " Святая

Иоанна скотобоен", " Что тот солдат, что этот", " Круглоголовые и

остроголовые" и ряд других. Одновременно началось обучение целого поколения

молодых актеров новому, эпическому стилю игры.

Мимическими приемами театр во многом обязан немому кино. Некоторые

элементы мимики и жеста снова вошли в арсенал театрального искусства.

Чаплин, начавший свою карьеру клоуном, был свободен от груза театральных

традиций, и он по-новому изобразил человека и его поведение.

Такое развитие театра и драматургии, а также применение некоторых очень

сложных технических приемов привело в конечном счете к более простому

изображению великих процессов. Не следует думать, что переплетение интересов

на хлебном рынке в Чикаго или в военном министерстве на берлинской

Бендлерштрассе менее сложно, чем процессы, происходящие в атоме, - а

известно, какие сложные методы необходимы для того, чтобы хоть как-то

описать эти процессы. Конечно, и в век науки методы театра, в том числе

самого современного, несравненно менее точны, чем методы физики, но и театр

должен рассказывать об окружающем мире так, чтобы зритель мог во всем

разобраться. Когда Брехт накопил достаточный опыт, ему удалось минимальными

средствами передать некоторые значительные и сложные процессы современности.

Пользуясь самыми скупыми изобразительными средствами, он сумел поставить

" Мать" - эту биографию, неразрывно сплетенную с историей. В это же время

известные результаты дала и целая серия экспериментов, которые, хотя в них

использовались средства театра, для своей постановки не нуждались в

настоящей сцене. Речь идет о педагогических экспериментах, то есть об

учебной пьесе.

В течение ряда лет Брехт вместе с небольшой группой помощников, уже вне

театра, слишком косного из-за необходимости ежевечерне торговать

развлечениями, пытался создать новый вид театрального представления, которое

могло бы оказать влияние на духовное формирование самих участников. В своей

работе он прибегал к помощи различных сценических средств и имел дело с

различными слоями общества. Речь идет о театральных представлениях, которые

устраивались скорее для участников, чем для зрителей. Это было искусство

прежде всего для его " производителей" и уже затем для " потребителя".

Например, Брехт написал несколько поучительных пьес для школ и крохотную

оперу " Говорящий " да", которую смогли поставить школьники.

Музыку к этим пьесам, соответствующую специфической задаче каждой из

них, написал Курт Вейль. Учебной была и пьеса Брехта " Полет Линдбергов",

которая требовала совместной работы школы и радио. По радио передавались

оркестровое сопровождение и партии солистов, а школьники целыми классами

пели хоры. Музыку к этой пьесе написали Хиндемит и Вейль. Она была показана

в 1929 году в Баден-Бадене на музыкальном фестивале. Опера " Баденская

поучительная пьеса", поставленная в 1930 году, была написана для мужского и

женского хора, но в ней предусмотрены также кинокадры и клоунада.

Композитором был Хиндемит. Еще одним, двенадцатым по счету, экспериментом

явилась пьеса " Мероприятие". В ее постановке приняли участие несколько

крупных артистов, а объединенный хор берлинских рабочих насчитывал почти

четыреста человек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...