Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Письмо к исполнителю роли младшего Гердера в "зимней битве"




 

 

Судя по рецензиям вечерних газет и по Вашим собственным словам, роль

младшего Гердера все еще представляет для Вас значительные трудности. Вы

сетуете на то, что на некоторых спектаклях сбиваетесь с правильного тона и

что это относится к одной определенной сцене, после которой все дальнейшее

уже развивается в ложном направлении.

От выражения " сбиться с правильного тона" мы Вас, собственно говоря,

уже предостерегали, потому что оно связано с определенной манерой

исполнения, которая, с нашей точки зрения, неправильна. Под " правильным

тоном" Вы понимаете нечто иное, чем " естественную интонацию". Под

" попаданием в правильный тон" Вы, очевидно, понимаете нечто подобное тому,

что бывает в ярмарочном тире: стоит только попасть в центр мишени, как

приводится в движение механизм, исполняющий музыкальную пьесу. Сравнение с

ярмарочным тиром не содержит ничего уничижительного; оно имеет в виду не

что-либо недостойное, но лишь ошибку.

Случилось то, что, с одной стороны, Вы недостаточно зафиксировали свою

роль, так что Вы можете " сбиться с тона", а с другой, что Вы зафиксировали

ее слишком прочно, так что от одного единственного тона зависят все другие

тоны. Выражение " зафиксировать" тоже, впрочем, сомнительно. Обычно мы

употребляем его в другом смысле, имея в виду, что фиксация закрепляет

рисунок, предохраняя его от стирания.

По сути дела, Вам следовало закрепить не тоны, но позицию изображаемого

Вами персонажа, независимую от тонов, хотя до известной степени и связанную

с ними. А самое главное - это Ваша позиция относительно данного персонажа,

которая определяет и позицию самого персонажа.

Как же обстоит дело с этим?

Ваши трудности начинаются со сцены больших монологов. У Ноля, друга и

военного товарища Гердера, сомнения в этой зимней кампании вырываются

наконец наружу и толкают его на действие, на дезертирство. В своих монологах

Ноль обретает спокойствие решимости. Гердер, страстно отвергая сомнения, под

власть которых, как он видит, " подпал" его товарищ, тем самым обрекает себя

на состояние лихорадочной тревоги, и вот тут-то и начинается трудность.

Насильственное утверждение естественной для него - нацистской - точки зрения

колеблет ее (или демонстрирует ее поколебленность), так что возникает нечто

патологическое. Вам отлично удается представить эту патологию: воспитанному

в духе нацистского доктринерства юнцу приходится, выступив на борьбу с

сомнениями Ноля, слишком энергичными насильственными средствами опровергать

сомнения. Это патологично лишь с нацистской точки зрения, что

свидетельствует о глубокой патологичности нацизма; младший Гердер хочет ее

преодолеть, чтобы выработать в себе новую здоровую психологию. Сцена эта

удается Вам меньше на тех спектаклях, когда Вы с самого начала берете

" слишком высокий тон", то есть когда уже в начале сцены допускаете

истерический " тон" и резкие искажения черт лица.

С этого момента противоречие " патология - здоровье" играет в процессе

развития характера решающую роль. В следующей сцене Ноль, перебежав к

русским, оставляет Гердера одного в обществе офицеров-нацистов и тем самым

углубляет его отчужденность от них. Поездка Гердера домой показывает его

отчужденность от своей страны. Насколько я могу судить, на него обрушиваются

четыре сокрушительных удара: презрение жены дезертировавшего Ноля, которую

он прежде трепетно почитал; немецкая народная песня, полная глубокой

проникновенности; чудовищное открытие его матери - оказывается, что брат его

убит немецкой пулей по приказу немецкого командования; наконец, цитата из

книги Эрнста Морица Арндта о гражданских правах и обязанностях

солдата-гражданина. То, что следует после этого, - угрозу отца передать его

гестапо, - он уже не воспринимает с достаточной интенсивностью.

То по-детски беспомощное рыдание, с которым убегает Ваш Гердер, - он

предоставляет матери воздать отцу по заслугам - показалось некоторым

критикам выражением патологии. Вероятно, они и страх смерти, испытываемый

принцем Гомбургским, считают страхом патологическим, и, что хуже, они

(почти) безнадежные обыватели, которые охотно совлекают с человека

свойственные ему классовые признаки, чтобы получить человека как такового,

человека самого по себе, человека в чистом виде. В эту минуту младший Гердер

никак не герой, и не следовало бы нам ни при каких обстоятельствах говорить

о героях " в минуты их слабости, в негероические минуты"; гораздо здоровее

говорить о людях в их героические минуты. Он не чистит авгиевы конюшни, как

Гамлет, да и другого ничего не предпринимает. Из своего отпуска он смиренно

возвращается на фронт. Здесь Вы правы: Вы играете эту сцену и с

проникновением в психологию Вашего персонажа, и с чувством превосходства над

ним, и тем самым выбрасываете на свалку Пантеона Искусства, где действуют

пресловутые мастера, один из их излюбленных героических штампов.

Затем снова начинаются трудности. Впереди у Вас еще две короткие сцены.

(Гердер отказывается принять участие в казни партизана, его приговаривают к

смерти, и он отказывается покончить с собой. ) Вы должны показать, как

духовное выздоровление ведет к смерти.

Блестящие почести, - например, рыцарский крест, - не смогли оторвать

Гердера от народа, который должен за них расплачиваться; этот блеск ослепил

его ненадолго, - Гердер перестает действовать в пользу Гитлера. Но начать

действовать против Гитлера он уже не может. Он не вычистил авгиеву конюшню

собственной семьи, - не берется он и за чистку государственной конюшни. Он

уходит.

(Можно возразить, что обстоятельства не позволили ему стать героем. Но

и это не поможет. Так или иначе, героем он не становится. Весь буржуазный

класс, к которому он принадлежит и от которого он себя не отделяет до самого

конца, находится в таком же положении: обстоятельства всегда чего-то не

позволяют. )

В сцене с партизанами Вы находите (это, впрочем, ничего не дает

искателям героев! ) великолепный по выразительности прием: противоречивый

ужас Гердера, когда он отказывается приказать своим солдатам закапывать

партизан; ужас перед варварством и в то же время перед собственным

неподчинением. Зато в сцене смерти, когда Вы показываете человека, уже

покинутого всеми духами зла, Вам редко удается соединение черт героических и

жалких. В " Военном букваре" (я Вам его никогда не показывал) Вы можете

увидеть, приблизились ли Вы к изображению того совершенно растерявшегося

немецкого военного холопа, которого русские встретили на подступах к Москве.

Но призыв, обращенный Гердером к другой Германии, - это дело удачи. Он

должен был бы восприниматься как Роландов рог, призывающий " другую"

Германию. Когда Вы запрещаете себе здесь всякую напряженность, Вами движет

не вообще страх перед пафосом, но страх перед ложным пафосом, - тем пафосом,

который носит наивно националистический характер, перед собственно

историческим Роландовым пафосом, который ныне лишен всякого содержания и,

превратившись в карикатуру, бродит как призрак по нашим сценам. Вы должны

были бы питать к Гердеру и уважение и в то же время жалость, противостоящую

этому уважению. Это значит: ключ к решению - в Вашей позиции относительно

представляемого Вами персонажа. Помочь Вам могут только понимание

исторического момента и умение воплощать противоречащие друг другу позиции.

Это понимание и это умение - достижимы. Их предпосылка в том, что в

нашу эпоху - эпоху великих войн между классами и народами - необходимо

твердое знание своей точки зрения.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...