Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые Зимние дворцы. Зимний дворец Анны Иоанновны

Дворец Ф. М. Апраксина

На месте известного всему миру петербургского Зимнего дворца первая постройка появилась ещё при Петре I. В июне-июле 1705 года в северо-западном углу занимаемого нынешним дворцом участка был построен деревянный дом адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Его спроектировал архитектор Доменико Трезини. Место адмиралом было выбрано в том числе из-за правил "фортификационной эспланады". Они требовали, чтобы ближайшее строение находилось на расстоянии не менее 200 саженей (1 сажень = примерно 2,1 метра) от крепости, то есть от Адмиралтейства.

К дому Апраксина сразу же был пристроен дом олонецкого коменданта И. Я. Яковлева, который с января 1705 года руководил строительством верфи и заготовкой к ней припасов. 28 июня Мещерский уведомил Яковлева: " По чертежу коморки твои 13 рядом срублены и на мох поставлены, исподний мост намощен, верхнийх потолок мостят " [Цит. по 5: с. 33].

Яковлев скончался 22 января 1707 года. Это же время во многих источниках указывается как год появления к югу от дома Апраксина дома А. В. Кикина, который продолжал дело Яковлева. Можно предположить, что Кикин занял участок Яковлева. Дом Апраксина, как построенный первый на Дворцовой набережной, задал её красную линию. Дом Кикина обозначил северную границу Адмиралтейского луга (будущей Дворцовой площади).

Стоит отметить, что Пётр I и Екатерина I жили не здесь. Первый Зимний дворец Петра был построен на участке дома №32 по Дворцовой набережной, там, где сейчас находится Эрмитажный театр. Это здание неоднократно перестраивалось, в нём умер основатель Петербурга.

Дом Апраксина был перестроен в камне в 1712 году. Вскоре он перестал устраивать адмирала, желавшего жить в более роскошной обстановке. Начавшееся в 1716 году строительство определило новую красную линию будущей Дворцовой набережной. Её передвинули ближе в реке примерно на 50 метров. Приехавший в Петербург знаменитый архитектор Леблон в ноябре того же года согласился сделать проект двухэтажный дворца Апраксина "на французский манер". Из-за постоянной занятости Леблон не смог довести этот проект до конца. План строительства был переработал архитектором Фёдором Васильевым. При этом он добавил к зданию третий этаж и несколько переработал его фасад. Тогда же восточнее владения адмирала были выделены участки С. В. Рагузинскому, П. И. Ягужинскому и генерал-майору Г. Чернышёву.

После казни Кикина в его доме разместилась учреждённая в 1715 году Морская академия. Но так как полученные учебным заведением помещения для него оказались тесны, в 1716 году в зданию пристроили дополнительный мазанковый корпус. В апреле 1718 года Апраксин указал " академический двор, что был Кикина, достроить " [Цит. по: 5, с. 91].

Дом генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского строился по приказу Петра I за казённый счёт. В июне 1716 года подряд на его возведение по проекту архитектора Маттарнови получил Ф. Васильев. До конца строительного сезона он обязывался построить здание за исключением штукатурных работ, за что получил задаток в размере 1 198 рублей. Но к осени рабочие успели поставить лишь фундаменты. За зиму основание дома настолько испортилось, что в июне 1717 года Васильеву было приказано всё переделать. Тогда же имущество архитектора было описано, а в декабре Васильев был отстранён от работ. С октября 1718 по апрель 1720 года он содержался в оковах на дворе Канцелярии городовых дел. Дворец Ягужинского достраивал Маттарнови, а после его смерти - Н. Ф. Гербель. Постройка здания завершилась в 1721 году.

Во дворце Апраксина в 1725 году временно обитали молодожёны герцог Голштинский и дочь Петра I Анна. Они были первыми, занявшими в этих палатах "половину" для высокопоставленных особ. Бывший здесь камер-юнкер Берхгольц отмечал, что он:

"самый большой и красивый во всём Петербурге, притом стоит на Большой Неве и имеет очень приятное местоположение. Дом весь меблирован великолепно и по последней моде, так что король мог бы прилично жить в нём..." [1, с. 29]

Последние слова из цитаты Берхгольца оказались пророческими. В 1728 году адмирал умер. Своё имущество он завещал родственникам. Апраксин состоял в родственной связи с Романовыми, он был братом царицы Марфы, второй жены старшего брата Петра I. Поэтому что-то должно было достаться и малолетнему императору Петру II. Ему адмирал завещал свой петербургский дворец. Впрочем, Пётр II здесь никогда не жил, так как переселился в Москву.

При восшествии на престол императрицы Анны Иоанновны Петербургу был возвращён отобранный Петром II столичный статус. Новой правительнице было необходимо обустроить здесь свою резиденцию. Зимний дворец Петра I не удовлетворял вкусам Анны Иоанновны и в 1731 году она решила обосноваться во дворце Апраксина. Его перестройку сначала она поручила Доменико Трезини. Работы начались 27 декабря 1731 года. Для большей скорости церковь и покои стали рубить из брёвен. Но вскоре Анна Иоанновна сменила Трезини на другого архитектора - Растрелли. Именно он мог удовлетворить желание императрицы жить среди блеска и роскоши. Перед отъездом царского двора из Москвы в Петербург Растрелли предоставил готовый проект, который был утверждён и начал реализовываться уже 18 апреля 1732 года.

Франческо Бартоломео Растрелли

Главным архитектором Зимнего дома Анны Иоанновны был не знаменитый Франческо Бартоломео, а его отец Бартоломео Карло Растрелли. Сын же только помогал отцу, позже приписав себе эту работу. На это указывает следующее сообщение Якоба Штелина:

"Растрелли, Cavaliero del Ordine di Salvador Папы Римского, построил большое крыло к дому адмирала Апраксина, а также большой зал, галерею и придворный театр.
Его сын должен был всё сломать и на этом месте построить новый зимний дворец для императрицы Елизаветы" [Цит. по 2, с. 329].

Для новой постройки был снесён дом Морской академии (дом Кикина). Это было необходимо для того, чтобы устроить главный фасад царской резиденции со стороны Адмиралтейства. Со стороны Невы он не мог быть оформлен из-за того, что ещё не были выкуплены находящиеся с востока участки Рагузинского и Ягужинского. Их снос, в отличие от сноса дома Морской академии, потребовал бы больше времени.

3 мая 1732 года был издан указ о выделении для строительства дворца 200 000 рублей. 27 мая состоялась церемония его закладки. Строительство велось очень быстро. Уже к 22 августа были готовы кирпичные стены, с ноября начали вести живописные и малярные работы. Художественной отделкой зимнего дворца Анны Иоанновны занимался Луи Каравак, столярные работы выполнял француз Жен Мишель [6, с. 114].

Новый третий Зимний дворец полностью был готов в 1735 году, хотя Анна Иоанновна провела здесь зиму 1733-1734 годов. С той поры это здание на 20 лет стало парадной императорской резиденцией, а Растрелли в 1738 году стал обер-архитектором двора её императорского величества.

В помещениях бывшего дворца Апраксина Растрелли оформил императорские покои. Фасад этого дома был не тронут, он был только подведён под общую крышу с новым зданием. Длина фасада со стороны Адмиралтейства составила 185 метров. В новопостроенном торцевом корпусе находилось две анфилады: окна комнат первой анфилады выходили во двор, окна второй - на верфь. Самым большим помещением анфилады со стороны двора была Светлая галерея. Она располагалась в центральном ризалите и имела в длину 30, ширину 17 и высоту 7,5 метров. В анфиладе с окнами на Адмиралтейство располагались равные по размерам помещения, получившие название по применённым в их оформлении цветам: Жёлтая, Голубая, Красная, Зелёная палаты. Самым значительным помещением Зимнего дворца Анны Иоанновны стал огромный, площадью в 1000 кв. м., Тронный зал. О нём писал шведский учёный К. Р. Берк, живший в Петербурге в 1735-1737 годах:

"Большой зал - самый просторный, какой я когда-либо видел, и богато украшен зеркалами, искусственным мрамором, а также многочисленными позолоченными барельефами и иным декором... Плафон покрыт живописью по холсту - без сомнения, чтобы ускорить его создание, однако неизвестно, сколько он продержится. Роспись выполнена придворным художником Караваком - самовлюблённым французом, который всё критикует, и почти никто не хвалит его работу. Сюжет на середине потолка - вступление её величества на престол. Религия и Добродетель представляют её России, которая на коленях приветствуя её, вручает ей корону. Духовное сословие и царства Казань, Астрахань, Сибирь, а также многие татарские и калмыцкие народы, признающие власть России, стоят рядом, выражая свою радость. На четырёх больших живописных изображениях, расположенных вокруг этого среднего и спускающегося к карнизу, представлено много деяний, способных особенно прославить правление Анны Иоанновны, а именно: могущество империи, милосердие к преступникам, высокая щедрость и победа над врагами; сверху эти слова написаны [кроме латыни] ещё и по-русски... По всем краям потолочной росписи - много добродетелей, рельефно вырезанных в камне. Трон, или место для императорского престола, великолепен и на несколько ступеней поднят над полом, выложенным дубовым паркетом. На самом верху виден государственный герб, а рядом с ним возлежит Марс и Паллада. Скульптура в этом и других местах зала не являет собой ничего особенного, хотя создавший её швед полагает, что сотворил чудеса; во всяком случае, она, по-видимому, лучше, чем иные, для создания которых из-за нелепой спешки действительно использовали корабельных скульпторов. Однако позолота здесь гораздо богаче" [Цит. по: 5, м. 248, 249].

Зимний дворец Анны Иоанновны имел собственный театр, располагавшийся в его южной части. Он стал первым придворным театром в России, оформленным на европейский манер. Зал имел в длину 27,5 метров. В партере стояли 27 лавок, между которыми находилось два прохода. Перед средними лавками была устроена большая царская ложа. По периметру зала располагались 15 лож, оформленных лёгкими колоннами. Над ними - два яруса, на которые вели четыре лестницы. Художественное оформление театрального зала по рисунку Растрелли выполнил итальянец Джироламо Бон. Он же писал декорации и занимался театральной машинерией. Первая репетиция здесь состоялась 17 января 1736 года, а первое представление - спустя три дня. Во время спектаклей перемещением декораций занимались 40 солдат. Репертуар театра определялся лично императрицей [6, с. 115].

Зимний дворец Анны Иоанновны

В Зимнем дворце Анны Иоанновны 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. Сюда же привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича. Он пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда дочь Петра I Елизавета взяла власть в свои руки.

Елизавета Петровна желала ещё большей роскоши, нежели чем её предшественница, и на следующий год принялась за переустройство императорской резиденции на свой лад. Тогда она распорядилась отделать для себя комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее. Рядом с её опочивальней находились "малиновый кабинетец" и устроенный в 1743-1744 годах Янтарный кабинет. Позже, при разборке третьего Зимнего дворца, янтарные панели будут перевезены в Царское Село и войдут в состав знаменитой Янтарной комнаты. Так как размеры кабинета были больше, чем размеры помещений, где панели находились прежде (Королевский дворец в Берлине, людские покои в Летнем саду), Растрелли разместил между ними 18 зеркал.

В 1745 году здесь праздновалась свадьба наследника престола Петра Фёдоровича и принцессы Софьи Фредерики Августы Анхальт-Цербстской (будущей Екатерины II). Оформлением этого праздника занимался архитектор Растрелли.

Для растущих потребностей императрицы требовалось всё больше помещений. В 1746 году из-за этого Растрелли пристроил со стороны Адмиралтейства дополнительный корпус, главный фасад которого выходил на юг. Он был двухэтажным, с деревянным верхним этажом, боковым фасадом упирался в канал у Адмиралтейства. То есть Зимний дом стал ещё ближе к верфи. Ещё через год к этому корпусу были добавлены часовня, мыльня и другие покои. Главной же целью новых помещений, ещё за год до их появления, стало размещение в Зимнем доме Эрмитажа, уединённого уголка для интимных встреч [1]. Две анфилады здесь вели в угловой зал, в котором находился подъёмный стол на 15 персон. Елизавета Петровна реализовала эту идею до Екатерины II. Историк Ю. М. Овсянников утверждает, что новый корпус был необходим молодожёнам Петру Фёдоровичу и Екатерине Алексеевне [2].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...