Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны
После новогоднего приёма 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца. Для этого были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского по Дворцовой набережной. Особняки сподвижников Петра I Растрелли готовился не сносить, а переоформить в едином стиле со всем зданием. Но в феврале следующего года последовал указ Елизаветы Петровны: "...При новом доме от реки и внутреннего двора быть немалой ломке и строению каменными зданиями вновь двух флигелей, чему сочинить обер-архитектору де Растреллию проект и чертежи и представить их на высочайшую Е. И. В. апробацию..." [1, c. 41] Таким образом, Елизавета Петровна решила снести дома Рагузинского и Ягужинского, построить на их месте новые корпуса. А также возвести южный и восточный корпуса, замкнув всё здание в каре. К строительным работам приступили две тысячи солдат. Ими были разобраны дома на набережной. Одновременно с этим со стороны Адмиралтейского луга началась закладка фундаментов южного корпуса - главного фасада нового Зимнего дворца. Перестраивались и помещения в бывшем доме Апраксина. Здесь даже снимали крышу для поднятия потолков. Изменения претерпели Световая галерея, Аванзал, расширены помещения для театра и парадные залы. А в декабре 1753 года Елизавета Петровна пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров... В начале января все строительные работы были остановлены. Новые чертежи Растрелли представил императрице уже 22 числа. Растрелли предложил строить Зимний дворец на новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения своей зимней парадной резиденции. В результате архитектор принял решение строить всё здание заново, используя только в некоторых местах старые стены. Новый проект был утверждён указом Елизаветы Петровны 16 июня 1754 года:
"Понеже в Санкт-Петербурге наш Зимний дворец не токмо для приёму иностранных министров и для отправления при Дворе во учреждённые дни праздничных обрядов по великости Нашего Императорского достоинства, но и для умещения Нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего Мы вознамерились оный Наш Зимний дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить; на которую перестройку по смете потребно до 990 тысяч рублёв, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем Нашему Сенату сыскать и Нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 и 450 тысяч рублёв на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению" [6, с. 122]. В тот же день для управлением строительством была создана "Контора строения Зимнего Ея Императорского Величества дому", руководителем которой стал генерал-поручик Вилим Вилимович Фермор. Первоначально Сенатом на строительство Зимнего дворца было выделено 859 555 рублей 81 копейка [там же]. Их изыскали "из прибыльных кабацких доходов", то есть от прибыли, полученной от продажи водки и вина. Но этих денег не хватило. Поэтому 9 марта 1755 года Сенат указал: "1) Реки, впадающие в Волхов и в Ладожский канал, також и в Неву реку, Тосно, Мию и др. реки, по которым что можно достать, - отдать в ведомство канцелярии от строений на три года, чтоб никто ни лесов, ни дров, ни камня там на иные работы не заготовлял кроме оной канцелярии;
Для того, чтобы мастера приехали в Петербург, каждому из них было выдано по три рубля, независимо от расстояния. Но по прибытию в столицу, с ними вели торговлю так, что мастерам приходилось соглашаться на условия работодателя, так как вернуться домой было сложно. В ноябре 1755 года началось изготовление скульптур для установки на балюстраде кровли Зимнего дворца. Их эскизы исполнил Растрелли, а модели для перевода в камень - резчик Иоганн Франц Дункер. Каменные скульптуры изготовлялись под руководством мастера Иоганна Антони Цвенгофа, а после его смерти - скульптором Йозефом Баумхеном [5, с. 307]. По расчётам Канцелярии от строений четвёртый Зимний дворец должен был быть возведён за три года. Первые два отводились на сооружение стен, а третий на отделку помещений. Императрица планировала новоселье к осени 1756 года, сенат рассчитывал на три года строительства. После утверждения проекта Растрелли не вносил в него существенных изменений, но вносил коррективы во внутренние взаимосвязи помещений. Главные залы он расположил во втором этаже угловых ризалитов. С северо-востока была спроектирована Парадная лестница, с северо-запада - Тронный зал, с юго-востока - церковь, с юго-запада - театр. Их связали Невская, западная и южная анфилады комнат. Первый этаж архитектор отвёл под служебные помещения, третий - для фрейлин и другой прислуги. Апартаменты главы государства были обустроены в юго-восточном углу Зимнего дворца, он лучше всех освещается солнцем. Залы Невской анфилады предназначались для приёма послов и торжественных церемоний. Вместе с созданием Зимнего дворца Растрелли собирался и перепланировать весь Адмиралтейский луг, создать здесь единый архитектурный ансамбль. Но это не было осуществлено. Немногие строители Зимнего дворца нашли себе жильё в соседних слободах. Большинство соорудили себе шалаши прямо на Адмиралтейском лугу. В строительстве дворца были заняты тысячи крепостных. Видя наводнивших Петербург рабочих, продавцы взвинтили цены на продукты. Канцелярия от строений была вынуждена готовить еду строителям здесь же, на строительной площадке. Стоимость пищи вычитали из жалования. Вместе с тем, самым бедным строителям Зимнего дворца раздавали тулупы и сапоги, делали разные льготы. Часто выходило так, что после такого вычета рабочий был даже в долгу перед работодателем. По свидетельству очевидца:
"Вскоре от перемены климата, недостатка в здоровой пище и от дурной одежды появились разнородные болезни... Затруднения возобновлялись, а иногда и в худшем виде от того, что в 1756 году многие каменщики за неуплатой заработанных денег ходили по миру и даже, как тогда рассказывали, умирали с голода" [Цит. по: 2, с. 343]. После назначения в 1757 году В. В. Фермора главнокомандующим русской армией пост руководителя строительства занял архитектор Ю. М. Фельтен. Строительство Зимнего дворца затянулось. В 1758 году Сенатом со стройки снимались кузнецы, так как некому было оковывать колёса телег и пушек. В это время Россия вела войну с Пруссией. Не хватало не только рабочих рук, но и финансов. "Положение работников... в 1759 году представляло поистине печальную картину. Беспорядки продолжались во всё время построения и начали уменьшаться тогда только, когда прекратились некоторые главнейшие работы и несколько тысяч народа разбрелись восвояси" [Цит. по 2, с. 344]. Основные строительные работы были завершены весной 1761 года. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение ещё не были готовы. Но император спешил. Он въехал в Зимний дворец в Великую субботу (день перед Пасхой) 6 апреля 1762 года. В день переезда архиепископом Димитрием была освящена придворная соборная церковь во имя Воскресения Господня, состоялось богослужение. Предположительно, в отделке покоев Петра III и его супруги принимал участие архитектор С. И. Чевакинский. Я. Штелин отмечал: "В это время в большом зале нового Зимнего дворца более 100 скульпторов занимались резьбой дверей, окон, панелей и другой работой, которую господа Дункер, Штальмейер, Жилле и другие взялись исполнять аккордно. Для этого им дали всех резчиков из различных русских ведомств, которые не получали там за это жалования, а должны были получать его от названных подрядчиков. Но и этих мер оказалось всё же недостаточно, так как за важнейшую отделку самого большого зала не могли приняться по причине слишком многочисленных работ, которые было необходимо выполнить внутри этого большого здания" [Цит. по 5, с. 308].
На торжественной церемонии освящения здания архитектору Франческо Бартоломео Растрелли был вручён голштинский орден, он получил чин генерал-майора. Процесс декорирования здания продолжался ещё до 1767 года. Строительство царской резиденции обошлось в 2 622 020 рублей 19 копеек. Первый этаж Зимнего дворца занимали большие сводчатые галереи с арками, которые пронизывали все части здания. По сторонам галерей были устроены служебные помещения, где жила прислуга, отдыхал караул. Здесь же размещались склады, подсобные помещения. По задумке Растрелли главные залы Зимнего дворца располагались в его угловых объёмах, а также в северной (Невской) и восточной анфиладах. Северо-восточный ризалит был отдан под парадную Посольскую (позже переименованную в Иорданускую) лестницу, от которой на запад вдоль Невы вела анфилада из пяти примерно равных по размерам Аванзалов. Пройдя по ним можно было попасть в Тронный зал, который использовал практически весь объём северо-западного ризалита. Юго-западный объём здания занял Дворцовый театр, а юго-восточный - Придворная церковь. Южную и западную анфилады распределили под жилые комнаты императорской семьи. Пётр III придавал большое значение оформлению Тронного зала. Он остался на том же месте, где был Тронный зал Анны Иоанновны, но значительно увеличился в размерах и занял весь объём северо-западного ризалита. Его ширина осталась равной 28 метрам, а длина увеличилась с 34 до 49 метров. Ни один из существующих сейчас залов города не имеет таких размеров. В мезонине Зимнего дворца император приказал устроить библиотеку, для чего были выделены четыре большие комнаты и две комнаты для библиотекаря, коим тогда был статский советник Штелин. Апартаменты Петра III находились ближе к Дворцовой площади и Миллионной улице, его жена поселилась в комнатах ближе к Адмиралтейству. Под собой, в первом этаже, Пётр III поселил свою фаворитку Елизавету Романовну Воронцову. Здание включило в себя около 1500 комнат. Периметр его фасадов составил около двух километров. Зимний дворец стал самым высоким зданием в Петербурге. С 1844 по 1905 годы в городе действовал указ Николая I, ограничивающий высоту частных домов на одну сажень ниже карниза Зимнего дворца.
Карниз Зимнего дворца украсили 176 статуй и ваз. Они вырезались из пудостского известняка по рисункам Растрелли немецким скульптором Боумхеном. Позже их побелили. Со стороны Дворцовой набережной в здание ведёт Иорданский подъезд, названный так по царскому обычаю выходить из него в праздник Крещения к прорубленной напротив, в Неве, проруби - "иордани". С южного фасада во дворец ведут три входа. Тот, что ближе к Адмиралтейству - Её Императорского Величества. Отсюда был кротчайший путь к покоям императриц, а также к апартаментам Павла I. Поэтому некоторое время его называли Павловским, а до того - Театральным, так как он вёл к устроенному Екатериной II домашнему театру. Ближе к Миллионной улице находится Комендантский подъезд, где размещались службы коменданта дворца. Проезд во двор Растрелли не планировал закрывать воротами. Он оставался свободным. Летом 1762 года Петра III убили, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли, распорядителем на стройке стал Иван Иванович Бецкой. Для Екатерины II внутренние покои дворца переделывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Он выламывал некоторые стены, ставил вместо них новые. Об этом зодчий говорил: " Я выбрасываю стены в окна ". В то же время над подъездами Её Императорского Величества и Комендатским были созданы эркеры, которых не было в проекте Растрелли. Специально для Екатерины II дворцовый храм был переосвящён 12 июля 1763 года преосвященным Гавриилом во имя Спаса Нерукотворного Образа. Почти сразу после восшествия на престол Екатерина II повелела расширить пространство дворца за счёт постройки нового соседнего здания - Малого Эрмитажа. Сюда нет входа с улицы, в Малый Эрмитаж можно попасть только через Зимний дворец. В его залах императрица разместила свою богатейшую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства. Позже к этому единому комплексу присоединились Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Приём турецкого посла в Зимнем дворце, 1764 г. Императрица поселилась в Зимнем дворце лишь через два года после коронации, в 1764 году. Она заняла комнаты покойного супруга в юго-восточной части дворца. Место Воронцовой занял фаворит Екатерины Григорий Орлов. Со стороны Дворцовой площади при Екатерине II находилась Приёмная, где стоял её трон. Перед Приёмной была кавалерская комната, где стояли караулы - кавалеры охраны. Её окна выходят на балкон над Комендантским подъездом. Отсюда можно было попасть в Бриллиантовую комнату, где императрица хранила свои драгоценности. За Бриллиантовой комнатой ближе к Миллионной улице располагалась туалетная комната, далее - спальня и будуар. Позади Белого зала размещалась столовая. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того, императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, уборную. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. Зимний сад занимал площадь в 140 квадратных метров. В нём росли экзотические кусты и деревья, здесь были устроены цветники и газоны. Сад украшала скульптура. В центре находился фонтан. По описанию П. П. Свиньина во времена Екатерины II Зимний сад выглядел так: "Зимний сад занимает значительное четвероугольное пространство и заключает цветущие кусты лавровых и померанцевых деревьев, всегда благоухающих, зеленеющих и в жестокие морозы. Канарейки, малиновки, чижики порхают с ветки на ветку и сладким, громким пением прославляют свою свободу или небрежно плещутся в яшмовом бассейне, который при императрице Екатерине наполнялся золотыми португальскими рыбками..." [Цит. по: 3, с. 24, 25] Первый спектакль в Дворцовом театре был дан 14 декабря 1763 года. Здесь ставились балеты, итальянские оперы, французские и русские трагедии и комедии. Первое описание театра Зимнего дворца составил Я. Штелин в 1769 году: "В устройстве этого нового театра, который был заложен обер-архитектором Растрелли ещё при императрице Елизавете и теперь должен был быть спешно завершён, не было недостатка в удобстве, достаточной безопасности и императорском великолепии. Над партером в четыре яруса находились около 60 лож, кроме трёх особых снабжённых кабинетами чрезвычайно пышных лож для императрицы и великого князя. Но перед целым партером и всеми ложами, а именно на фронтоне сцены был установлен освещавшийся изнутри циферблат больших часов, которые показывали зрителям часы и минуты, и при долго тянущихся представлениях избавляли их от обычных хлопот часто доставать карманные часы" [Цит. по: 5, с. 440]. И. Бернулли описал театр в 1777 году так: "Хотя собственно театр несколько меньше оперного театра в Берлине и авансцена уже, но партер, напротив, показался мне длиннее. Театр имеет четыре ряда лож и не слишком великолепен. У императрицы три места: одно совсем позади, напротив сцены, как ложа королевы в Берлине, одно сразу за оркестром, как у нашего короля, и одно над авансценой для посещения инкогнито" [Там же]. Придворный собор Образа Спаса Нерукотворного использовался во время особо торжественных случаев. В повседневной жизни императорская семья пользовалась созданной в 1768 году Малой придворной церковью Сретения Господня в северо-западной части дворца. По желанию Екатерины II центральный въезд во двор в 1771 году был перекрыт сосновыми воротами. Они были изготовлены всего за 10 дней по проекту архитектора Фельтена. С екатерининских времён в Зимнем дворце живут кошки. Первых из них привезли из Казани. Они защищают имущество дворца от крыс. С первых лет жизни в Зимнем дворце Екатерина II создала определённое расписание проводимых здесь мероприятий. Балы устраивались по воскресеньям, в понедельник давалась французская комедия, вторник был днём отдыха, в среду играли русскую комедию, в четверг - трагедию или французскую оперу, за которой следовал выездной маскарад. В пятницу маскарады давались при дворе, в субботу отдыхали [3, с. 27, 28]. 20 комнат на третьем этаже западной части Зимнего дворца в 1773 году были отданы воспитателю детей великого князя Павла Петровича - генерал-адьютанту Николаю Ивановичу Салтыкову. С тех пор западные подъезд и лестница здания стали называться Салтыковскими. 29 сентября 1773 года в Зимнем дворце состоялась свадьба будущего императора Павла I с Вильгельминой Гессен-Дармштадской (в православии - Наталья Алексеевна). После венчания высшая знать собралась в Тронном зале, где был сервирован стол. Далее последовал бал, который открыли новобрачные. Однако платье Натальи оказалось столь тяжёлым из-за рассыпанных по небу драгоценных каменей, что она сумела протанцевать лишь несколько менуэтов. Пока Наталью раздевали, Павел ужинал в соседней комнате со своей матерью. В 1776 году в покоях Зимнего дворца во время родов умерла великая княгиня Наталья Алексеевна. Вместе с ней умер так и не родившийся ребёнок. Из-за разрастания императорской семьи пространство Дворцового театра было поделено на части и отдано под жилые покои престолонаследника великого князя Павла Петровича и его супруги. В западной части Зимнего дворца архитектором Джакомо Кваренги были созданы комнаты для их детей. 9 мая 1793 года в Большой Соборной церкви Спаса Нерукотворного была проведена церемония миропомазания Луизы Марии Августы Баденской, ставшей в православии Елизаветой Петровной. На следующий день состоялось её обручение с великим князем Александром Павловичем. 28 сентября в этом же храме они были обвенчаны. Молодожёны поселились в северо-западном ризалите Зимнего дворца. Интерьеры для них в 1793 году оформлял архитектор И. Е. Старов. Со стороны Невы появилась анфилада комнат Елизаветы Алексеевны. Она включала в себя: Приёмную, Первую гостиную, Вторую гостиную, Опочивальню, Диванную или Зеркальную. С этой анфиладой сообщалась Большая столовая с окнами во дворик. Окнами на Адмиралтейство выходили Уборная Елизаветы Петроаны, её Будуар, Камердинерская и Угловой кабинет Александра Павловича. Со стороны Салтыковского подъезда располагались Уборная Александра Павловича и Камер-юнгферская. В 1791-1793 годах Кваренги перестроил Невскую анфиладу. Место её пяти Аванзалов заняли существующие по ныне Аванзал, Николаевский и Концертный залы. Для того чтобы попасть в Эрмитаж, посетителям приходилось проходить через личные покои Екатерины II в юго-восточной части Зимнего дворца. Дабы посторонним лицам не приходилось беспокоить императрицу, по её указу была создана галерея-перемычка между дворцом и Малым Эрмитажем. Таким образом появился новый Тронный зал. Он был открыт в день святого Георгия Победоносца 28 ноября 1795 года и назван Георгиевским. Его оформлением также занимался Кваренги. По бокам трона были установлены две поддерживающие щит большие статуи из белого мрамора, выполненные скульптором Кончезио Альбани. Зал освещали 28 резных золочёных люстр, 16 канделябров и 50 бронзовых жирондолей в виде ваз. Создание Большого Тронного зала обошлось казне в 782 556 рублей и 47,5 копеек [6, с. 279]. Одновременно с Большим Тронным залом был создан соседний Аполлонов зал, через который стало возможным попасть в галерею Малого Эрмитажа. Георгиевский зал Зимнего дворца был создан после подавления польского восстания, взятия Варшавы и третьего раздела Польши. Тогда же Суворовым в Петербург был привезён трофей - трон польских королей. Екатерина II распорядилась переделать его в стульчак и разместить в уборной комнате. На нём Екатерину II и застал апоплексический удар, сведший её в могилу 5 ноября 1796 года. Гроб с телом императрицы был выставлен для прощания в спальне (третье и четвёртое окна справа, со стороны Дворцовой площади). Зимний дворец, 1810-е гг. При Павле I в Бриллиантовой комнате был создан мемориальный кабинет его отца Петра III. Сразу после восшествия на престол он приказал соорудить деревянную колокольню для дворцового собора Спаса Нерукотворного Образа, чей купол хорошо виден с Дворцовой площади. Колокольня сооружалась на крыше дворца, западнее собора. Кроме того, колокольня была построена и для малой церкви. На месте Белого зала тогда располагались комнаты детей императора. Вместо одного Тронного зала Павлом I в Зимнем дворце было создано два - для себя и для императрицы Марии Фёдоровны. Они располагались в южной анфиладе со стороны двора. Личные покои императора разместились в бывших комнатах Екатерины II, его супруге были отданы комнаты южной анфилады со стороны Дворцовой площади. При Павле I новые парадные залы - Кавалергардский (ныне Александровский) и Тронные залы южной анфилады - проектировал и оформлял архитектор Винченцо Бренна. После того как в 1798 году Павле I принял титул Великого магистра Мальтийского ордена, два помещения в юго-восточном ризалите были переоборудованы под Кавалерскую залу, где проводились официальные приёмы мальтийских кавалеров, и Тронный Мальтийских зал. Место позолоты на их стенах заняла серебряная облицовка на фоне жёлтого бархата. Южный фасад Зимнего дворца украсил герб Ордена Великого магистра. 1 февраля 1801 года Павел I вместе со своей семьёй переехал в только что отстроенный Михайловский замок. После гибели Павла I его сын Александр вернул Зимнему дворцу статус императорской резиденции. Комнаты Александра I и его супруги остались северо-западном ризалите, где они были до восшествия на престол Александра Павловича. В первые же годы царствования нового императора все эти помещения были заново оформлены архитектором Луиджи Руска. Спальни и Уборные Александра и Елизаветы стали располагаться рядом друг с другом, тогда как ранее их разделяло несколько помещений. На месте Опочивальни Елизаветы Алексеевны появился её Кабинет-библиотека, Опочивальня была перемещена в бывшую Уборную. Вдове Павла I императрице Марии Фёдоровне стала принадлежать анфилада комнат третьего этажа со стороны Дворцовой площади. Но, переехав в Павловск, она бывала здесь весьма редко. Зимний дворец, 1820-е - 1830-е гг. В 1817 году Александр I пригласил для работы в Зимнем дворце архитектора Карла Росси. Ему была поручена переделка комнат, где остановится дочь прусского короля принцесса Каролина, невеста великого князя Николая Павловича (будущего Николая I). За пять месяцев Росси переделал десять комнат, расположенных вдоль Дворцовой площади: Шпалерную, Большую столовую, Гостиную... В 1825 году внутренний двор Зимнего дворца замостили булыжником. Следующий император Николай I поселился в Зимнем дворце со своей семьей сразу после получения известия о смерти своего старшего брата. Он переехал сюда из Аничкова дворца. Восстание 14 декабря 1825 года царская семья пережила в Зимнем дворце. Николай I своими апартаментами выбрал комнаты третьего этажа северо-западного ризалита. Комнаты Елизаветы Алексеевны заняла его супруга императрица Александра Фёдоровна. Часть помещений первого этажа северо-западного ризалита отдали её любимой фрейлине и наставнице - мадам Вильдеметр. Жилые покои новых императора и императрицы отделывал архитектор В. П. Стасов. Он сохранил планировку, но изменил предназначение некоторых комнат. Бывшая Голубая диванная Елизаветы Алексеевны стала Большим кабинетом Александры Фёдоровны. Рядом расположились Опочивальня и Уборная. Со стороны Невы находились Приёмная и Первая гостиная, Вторая гостиная и Библиотека. Комнаты Александра I были сохранены Николаем I как мемориальные. На третьем этаже рядом с комнатами Николая I Стасов оборудовал жилище его младшего брата Михаила Павловича. Апартаменты императора состояли из Секретарской комнаты, Приёмной, Угловой гостиной, Зелёного кабинета и Будуара. В оформлении этих комнат Стасову помогали живописцы Ф. Торичелли, Дж. Скотти, Б. Медичи, Ф. Брандуков и Ф. Брюлло. Ещё Александром I задумал создать в Зимнем дворце Галерею 1812 года. Он узнал о создании в Виндзорском замке "Зала памяти Ватерлоо" с портретами победителей Наполеона. Но англичане выиграли одну битву, а русские - всю войну и вошли в Париж. Для создания галереи в Петербург был приглашён английский художник Джордж Доу, которому для работы отдали специальное помещение во дворце. Ему в помощь были даны молодые художники Александр Поляков и Василий Голике. Александр I не спешил с открытием памятного зала. А вот Николай I сразу после восшествия на престол, поспешил его открыть. Архитектурное оформление зала было доверено зодчему Карлу Росси. Для его создания он объединил анфиладу из шести комнат в одно помещение. Созданный им проект утверждён 12 мая 1826 года. Галерея 1812 года была открыта 25 декабря, в четырнадцатую годовщину изгнания французской армии из России. На момент открытия на стенах висело 236 портретов участников Отечественной войны. Многими годами позже их стало 332. В первых числах января 1827 года Николай I поручает Карлу Росси переделку апартаментов императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце. Проекты были готовы к началу марта. Но из-за собственной болезни архитектор взял отпуск на шесть недель. Вернувшись с заслуженного отдыха он узнал, что работа передана Огюсту Монферрану. 25 декабря 1827 года состоялось торжественное освящение Галереи, описанное в журнале "Отечественные записки": "Галерея сия освящена была в присутствии императорской фамилии и всех генералов, офицеров и солдат, имеющих медали 1812 года и за взятие Парижа. Кавалеры сии пешей гвардии были собраны в Георгиевской зале, а конной гвардии в Белой... Государь Император изволил дать указания мест к хранению впредь... знамён лейб-гвардии полков. Они поставлены в обоих углах у главного входа под надписями достопамятных мест... на коих некогда развевались с немерцаемою славой. Карлом Росси же после открытия галереи были спроектированы помещения вокруг неё. Зодчим были задуманы Аванзал, Гербовый, Петровский и Фельдмаршальский залы. После 1833 года эти помещения достраивал Огюст Монферран. С 1833 по 1845 год Зимний дворец был оборудован Оптическим телеграфом. Для него на крыше здания была оборудована телеграфная вышка, которую и сегодня хорошо видно с Дворцового моста. Отсюда царь имел связь с Кронштадтом, Гатчиной, Царским Селом и даже Варшавой. Работники телеграфа размещались в комнате под ней, на чердаке. Пожар в Зимнем дворце, 1837 г. Вечером 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. Усмотреть за каждой мелочью из всех вещей сложенных на Дворцовой площади было невозможно. Здесь лежала дорогая мебель, фарфор, столовое серебро. И несмотря на отсутствие адекватной охраны, пропали лишь серебрянный кофейник и позолоченный браслет. Таким образом многие вещи удалось спасти. Кофейник обнаружили через несколько дней, а браслет весной, когда стаял снег. Здание дворца пострадало так, что восстанавливать его тогда посчитали практически невозможным. От него остались только каменные стены и своды первого этажа. При спасении имущества погибли 13 солдат и пожарных. 25 декабря была создана Комиссия по возобновлению Зимнего дворца. Восстановление фасадов и отделку парадных интерьеров поручили архитектору В. П. Стасову. Личные покои императорской семьи доверили А. П. Брюллову. Общее наблюдение за строительством осуществлял А. Штауберт. Француз А. де Кюстин писал: "Нужны были невероятные, сверхчеловеческие усилия, чтобы закончить постройку в назначенный императором срок. На внутренней отделке продолжали работу в самые жестокие морозы. Всего на стройке было шесть тысяч рабочих, из коих ежедневно многие умирали, но на смену этим несчастным пригоняли тотчас же других, которым в свою очередь суждено было скоро погибнуть. И единственной целью этих бесчисленных жертв было выполнение царской прихоти... Долгое время считалось, что после пожара фасады Зимнего дворца воссоздали точно такими же, какими они были задуманы Растрелли. Но в статье "Почему поправили Растрелли" историк З. Ф. Семёнова подробно описала произведённые изменения и указала на их причины [4]. Оказалось, что северный фасад здания был в значительной степени изменён. Полукруглые фронтоны были заменены на треугольные, изменилась прорисовка лепных украшений. Увеличилось число колонн, которые расставили равномерно в каждом простенке. Такая ритмичность и упорядоченность колонн не свойственна барочному стилю Растрелли. Особенно показательны изменения в оформлении Иорданского подъезда. Здесь хорошо заметно отсутствие изгиба антаблемента, который заменён на поддерживающие балки несущие колонны. В своей практике Растрелли такой приём никогда не применял. "Поправки" стиля автора Зимнего дворца связаны прежде всего с другим пониманием архитектуры русских зодчих середины XIX столетия. Барокко они воспринимали как дурной тон, усердно исправляя его на правильные классические формы. Построенные при Павле I деревянные колокольни воссозданы не были. Зимний дворец, 1841 г. Оформление интерьеров Зимнего дворца после пожара происходило весьма характерно для конца 1830-х годов, когда классицизм уступал место эклектике. Главные парадные интерьеры сохранили прежние стилевые решения. Так, парадную (Иорданскую) лестницу Николай I распорядился " возобновить совершенно по-старому ", но при этом " заменить верхние колонны мраморными или гранитными ". В кладовых Зимнего дворца были найдены уже готовые колонны из полированного тёмного сердобольского гранита - они и украсили Иорданскую лестницу. Пол и ступени были воссозданы из белого каррарского мрамора, из него же была сделана балюстрада. На месте примыкавших к Невской анфиладе небольших залов Стасов создал узкие галереи-коридоры, а в центральной части - Зимний сад площадью около 140 квадратных метров с застеклённым потолком. Галерея 1812 года Стасовым была воссоздана с изменениями. Он увеличил её длину, убрал делящие помещение на три части арки. Те же объёмы здания, в которых располагались личные покои императорской семьи, были кардинально переработаны. Архитектор А. П. Брюллов осуществил их перепланировку, значительно улучшив функционирование Зимнего дворца как апартаментов царя и его многочисленной семьи. Созданные Брюлловым интерьеры получили различные стилевые решения. Зодчий использовал приёмы неоренессанса, неогреческого, помпейского мавританского стилей, готики. Планировка здания, созданная в то время, была сохранена почти без изменений вплоть до 1917 года. Торжество по случаю восстановления Зимнего дворца состоялось в марте 1839 года. А. де Кюстин посетил восстановленный Зимний дворец: "Это была феерия... Блеск главной галереи в Зимнем дворце положительно ослепил меня. Она вся покрыта золотом, тогда как до пожара она была окрашена в белый цвет... Ещё более достойной удивления, чем сверкающая золотая зала для танцев, показалась мне галерея, в которой был сервирован ужин". [Цит. по: 3, с. 36] Статуи на крыше Зимнего дворца из-за пожара потрескались и стали крошиться. В 1840 году их реставрировали под руководством скульптора В. Демут-Малиновского. В первом этаже вдоль всей восточной галереи были построены антресоли, разделённые кирпичными стенами. Образовавшийся между ними коридор стали называть кухонным. Были восстановлены и ворота, закрывающие въезд во двор. Они точно повторили облик ворот, созданных Фельтеном. Екатерининские комнаты при Николае I стали называть "прусско-королевскими". Здесь имел обыкновение останавливаться зять императора прусский король Фридрих-Вильгельм IV. Бывшие комнаты Марии Фёдоровны после пожара стали Русским отделом Эрмитажа, а после постройки здания Нового Эрмитажа - гостиницей для высокопоставленных особ. Их называли "Второй запасной половиной". Кабинет Николая I в Зимнем дворце Вообще, "половинами" в Зимнем дворце называли систему комнат для обитания одной персоны. Обычно эти комнаты группировались на одном этаже вокруг лестницы. К примеру, апартаменты императора находились на третьем этаже, а императрицы на втором. Их объединяла общая лестница. Система комнат включала всё необходимое для роскошной жизни. Так, половина императрицы Александры Фёдоровны включала в себя Малахитовую, Розовую и Малиновую гостиные, Арапскую, Помпейскую и Большую столовые, кабинет, спальню, будуар, садик, ванную и буфетную, Бриллиантовую и Проходную комнаты. Первые шесть помещений являлись парадными комнатами, в которых императрица принимала гостей. Кроме половин Николая I и его супруги в Зимнем дворце имелись половины наследника, великих князей, великих княжён, министра двора, первая и вторая запасные для временного пребывания высочайших особ и членов императорской семьи. По мере увеличения числа членов семьи Романовых количество запасных половин также увеличивалось. В начале XX века их было семь [6, с. 332]. Центральную часть второго этажа фасада Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади занимает Александровский зал. Слева от него - Белый зал, воссозданный архитектором Брюлловым на месте комнат детей Павла I. После бракосочетания наследника престола (будущего Александра II) с принцессой Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией Гессен-Дармштадтской (названной в православии Марией Александровной) в 1841 году он стал частью её апартаментов. Марии Александровне принадлежали ещё семь комнат, включая Золотую гостиную, окна которых выходили на Дворцовую площадь и Адмиралтейство. Белый зал использовался для приёмов. Здесь накрывали столы и устраивали танцы. Взойдя на престол в 1856 году, Александр II оставил за собой комнаты, в которых он жил с супругой после бракосочетания. Интерьеры для императорской четы возобновляли архитекторы А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Г. Э. Боссе. В северо-западном ризалите была создана квартира младшего брата Александра II великого князя Николая Николаевича. Перед его бракосочетанием с принцессой Александрой Фредерикой Вильгельминой Ольденбургской (ставшей в России Алекс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|